Информация об итогах осуществления контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов в 1 полугодии 2011 года

Рассмотрение жалоб в сфере размещения заказов

В 1 полугодии Ямало-Ненецким УФАС России было рассмотрено 156 жалоб, из них 106 – необоснованных, при рассмотрении 44 дел выявлены нарушения Закона о размещении заказов, остальные возвращены или отозваны участниками размещения заказа до рассмотрения их по существу.

Анализ практики территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказ выявил следующие характерные нарушения требований законодательства о размещении заказов.
1. Разработка и утверждение документации с нарушением требований законодательства о размещении заказов.
- Технические задания, являющиеся неотъемлемой частью конкурсной либо аукционной документации, составлены некачественно, содержат ряд существенных упущений, что может привести в итоге к закупу товара, работы или услуги ненадлежащего качества. В основном это связано с тем, что заказчик зачастую сам не понимает того, что он хочет закупить.
- Проект государственного или муниципального контракта содержит не все условия, которые были выставлены в потребности заказчика либо, наоборот, содержит ряд условий, которые документация не содержала.
- Документация по конкурсу или аукциону содержит не все обязательные сведения и документы, предусмотренные законодательством о размещении заказов. В основном это касается того, что документация не содержит проектно-сметной документации, технических условий и иных документов и сведений, которые необходимы участника для расчета своей цены контракта.
- Выставление в конкурсной либо аукционной документации требований к товару, работам, услугам, либо к участнику, которые противоречат нормам действующего законодательства и могут привести к ограничению конкуренции. Зачастую это касается досконального выписывания технических характеристик товара определенной марки, которые не позволяют участнику поставить эквивалентный товар. Кроме того, заказчики выставляют в документации (а именно в проекте контракта запрет на субподряд), что также не предусмотрено ст. 11 Закона о размещении заказов.
- отсутствие в документации требований к качеству товаров, работ либо услуг, требуемых заказчику. В частности, при размещении заказа на выполнение работ с указанием на то, что участник должен при выполнении этих работ использовать материалы, отсутствуют требования к качеству необходимых материалов. Или при размещении заказа на оказание автотранспортных услуг выписываются требования к транспортному средству, которые совершенно не относятся к требуемой услуге, но полностью отсутствуют требования к качеству услуг.
2. Отбор участников размещения заказа с нарушением требований законодательства о размещении заказов.
- Неправомерные отказы в допуске на участие в конкурсах, аукционах, по основаниям, не предусмотренным законом о размещении заказов (заявка на участие в конкурсе или аукционе подана на бланке, который не соответствует требованиям ГОСТа, в заявке участник указал не полную расшифровку подписи, а фамилию и инициалы, участник в требуемой для заполнения таблице добавил столбец со страной происхождения товара, участник не оформил согласие со всеми условиями аукциона отдельным документом и т.д.).
- Допуск участников, которые состоят в реестре недобросовестных поставщиков или тех, кто не приложил все предусмотренные законодательством РФ документы, подтверждающие то, что они соответствуют требованиям п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов.

Также оставляет желать лучшего оформление и содержание жалоб, поданных в антимонопольный орган в соответствии со ст. 57 Закона о размещении заказов.
В 95% случаев копии жалоб не направляются в адрес заказчика, уполномоченного органа, комиссии, действия которых обжалуются, что не позволяет всесторонне и объективно рассматривать данные жалобы, поскольку возражения на жалобу готовятся исходя из того краткого содержания жалобы, которое направляется антимонопольным управлением в уведомлении о рассмотрении жалобы.
При этом ст. 59 Закона о размещении заказов не предусмотрено возвращение жалобы в случае, если участник размещения заказа не направляет жалобы заинтересованным лицам, либо если жалоба подана не на то лицо.
В целях снижения количества нарушений в сфере размещения заказов специалистами теруправления ведется систематическая разъяснительная работа с заказчиками, уполномоченными органами.

Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В рамках контроля за исполнением территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления законодательства о размещении заказов территориальным управлением было проведено 19 плановых внеплановых проверок. По результатам проведения плановых и внеплановых проверок было выдано 12 предписаний.
В настоящее время проводятся ряд внеплановых проверок по обращению заказчиков, уполномоченных органов для дачи возможности внесения каких-либо изменений на электронной площадке.
В частности, в адрес антимонопольного управления поступают обращения о технических сбоях на площадке, о том, что ответственными специалистами нажимаются не те кнопки, совершаются ошибки, а исправить возможно только по предписанию контролирующего органа.
По итогам проведения таких проверок выдаются предписания, которые впоследствии направляются оператору электронной площадки для открытия доступа к тем или иным функциям площадки.

Кроме того, при поступлении жалоб, согласно ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, антимонопольным управлением также проводились внеплановые камеральные проверки.

Основными нарушениями законодательства о размещении заказов, допущенными федеральными заказчиками, выявленными при проведении плановых проверок, являются:
1. Нарушение требований ч. 3 ст. 18 Закона о размещении заказов, в части направления информации о заключении, изменении или исполнении государственных контрактов в органы федерального казначейства с нарушением установленных законом сроков.
2. Неисполнение требований ст. 15 Закона о размещении заказов, в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.
3. В нарушение требований ст. 12, 47 Закона о размещении заказов комиссиями государственных заказчиков допускаются к участию в торгах либо в запросе котировок участники размещения заказа, предложившие условия исполнения контракта, не полностью соответствующие заявленным требованиям.
4. В извещении о проведении запроса котировок заказчики нередко указывают требования к оформлению и составу котировочных заявок, несоответствующие ст. 44 Закона о размещении заказов (требуют прошить заявку, а также представить в составе копию лицензии, сертификаты и т.д.)
5. Повсеместно выявляются нарушения требований ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, в части несоблюдения федеральными заказчиками при заключении и исполнении государственных контрактов заявленных условий таких как, условия оплаты, сроки, объемы поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д.

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В первом полугодии 2011 года антимонопольным управлением было рассмотрено 16 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
В основном дела по РНП рассматривались в рамках ч. 11 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
В частности, при проведении открытых аукционов в электронной в форме участники обязаны подписать контракт и предоставить обеспечение контракта в течение пяти дней с момента направления проекта контракта заказчиком.
Многие участники по различным причинам не успевают в указанные сроки подписать и направить контракт заказчику (технические проблемы, не успевают оформить обеспечение, сбой на площадке, незнание закона и т.д.).
В этом случае оператор электронной площадки блокирует все операции с контрактом для этого участника и признает его уклонившимся.
В ходе рассмотрения подобных заявлений, при условии согласия от обеих сторон о заключении контракта, антимонопольное управление выдает предписание, которое направляется в адрес оператора электронной площадки и дает возможность повторно заключить контракт. Сведения о таком участнике в реестр не включаются.

В отчетном периоде Ямало-Ненецким УФАС России проводилась проверка по каждому заявлению государственного или муниципального заказчика об уклонении участников от заключения контракта, независимо от полноты предоставленных заказчиком документов.
Основной проблемой при проведении проверок являлось следующее.
Заказчики, направляя сведения о включении того или иного субъекта в реестр, указывали на то, что они просто не могут разыскать указанных субъектов после направления им проекта контракта. При проведении проверки теруправление также не могло направить уведомление о проведении проверки указанному субъекту (телефоны не отвечали, либо были недоступны, по указанному адресу разыскиваемые субъекты отсутствовали). В целях соблюдения установленных сроков, проверка проводилась при отсутствии доказательств надлежащего уведомления лица, сведения о котором включались в реестр.

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

Ямало-Ненецким УФАС России в первом полугодии 2011 года было рассмотрено 139 дел об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях было выдано 117 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 2647,1 тыс. руб. Привлечено 79 должностных лиц и членов комиссии.
Всего было исполнено 96 постановлений о наложении штрафа (27 – выданных в предыдущем периоде, 69 – выданных в отчетном периоде) на общую сумму 2085,5 тыс. руб.

Основные нарушения Закона о размещении заказов, которые повлекли за собой административную ответственность должностных лиц и членов комиссии:
- нарушение требований ч. 3 ст. 18 Закона о размещении заказов, в части направления информации о заключении, изменении или исполнении государственных и муниципальных контрактов в органы, уполномоченные на ведение реестра контрактов, с нарушением установленных законом сроков.
- нарушение порядка отбора участников размещения заказа.
- утверждение документации с нарушением законодательства о размещении заказов.
- наличие в документации наименований марки, модели, страны происхождения товара без указания «или эквивалент».

Кроме того, в рамках осуществления контрольной деятельности, Ямало-Ненецким УФАС России рассматриваются ходатайства о согласовании размещения заказа с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (рассмотрено 367 ходатайств), даются различные разъяснения.

Информация о движении дел по жалобам размещается на официальном сайте Ямало-Ненецкого УФАС России в сети Интернет www.yamal.fas.gov.ru , а также на сайте www.zakupki.gov.ru.
На официальном сайте Ямало-Ненецкого УФАС России также размещается информация о проводимых управлением проверках (план проверок) и о результатах этих проверок.