Отказано Департаменту энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в предоставлении государственной преференции ОАО «Тюменьмежрайгаз»

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило на  рассмотрение заявление Департамента энергетики и  жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о даче согласия на предоставление государственной преференции ОАО «Тюменьмежрайгаз»   (625013, г. Тюмень).

Департамент намеривается предоставить государственную преференцию путем передачи в арендное пользование ОАО «Тюменьмежрайгаз»   государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП  ЯНАО «Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Согласование ходатайств о предоставлении муниципальной преференции органами местного самоуправления осуществляется антимонопольным управлением в соответствии с главой 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает поданное заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявлений и документов.

В целях всестороннего рассмотрения заявления Департамента, Ямало-Ненецким УФАС России был направлен запрос в ЦА ФАС России о получении разъяснения при предоставлении вышеуказанной государственной преференции ОАО «Тюменьмежрайгаз», во избежание нарушений антимонопольного законодательства.

На момент вынесения настоящего решения ответ от ЦА ФАС России не поступил в территориальный орган. Между тем, в Ямало-Ненецком УФАС России имеются разъяснения ФАС России, в соответствии с которыми установлено следующее.

Согласно ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного/муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельных хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий является муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных ст. 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном ст. 20 Закона.

По мнению ФАС России, передача объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной/муниципальной собственности, не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в рассматриваемом случае предоставление государственного/муниципального имущества в аренду должно осуществляться в порядке установленном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России № 67.

Кроме того, ст. 295 ГК РФ определяет права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, и не предусматривает возможность предоставления собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении, третьим лицам, в том числе по договору аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления или иному договору,  который предусматривает переход прав и (или) пользования в отношении муниципального имущества.

Таким образом, по мнению ФАС России, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления не может осуществлять передачу прав владения и (или) пользования в отношении имущества, которое было закреплено им на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием.

На основании вышеизложенного, в целях недопущения создания необоснованных льгот и преимуществ отдельному субъекту предпринимательства, во избежание действий которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, руководствуясь ч. 1 ст. 19, п. п.3 ч. 3 ст. 20 Федерального  закона «О защите конкуренции» Ямало-Ненецкое УФАС России

р е ш и л о:

1. Отказать Департаменту энергетики и  жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа  в удовлетворении о предоставлении государственной преференции ОАО «Тюменьмежрайгаз»   (625013, г. Тюмень) путем передачи в арендное пользование государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП ЯНАО «Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа», в виду того, что предоставление данной преференции не соответствует целям, предусмотренным ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

2. Рекомендовать Департаменту энергетики и  жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа провести торги на право заключения договора аренды государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП ЯНАО «Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа», в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 г. № 67.