ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» нарушила требования Закона о размещении заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО НПСФ «Бекар» (г. Курск) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа при размещении государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция аэропорта г. Салехард, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы»  (открытый конкурс, извещение № 0190200000312004359).

По мнению ООО НПСФ «Бекар», Единой комиссией были нарушены требования:

- ч. 5 ст. 26 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в части нарушения порядка проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;

- ст. 12 Закона о размещении заказов, в части неправомерного отклонения конкурсной заявки Общества;

- ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов, в части формирования протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа № 0190200000312004359, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

1. В части жалобы относительно нарушения Единой комиссией порядка проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

По мнению ООО НПСФ «Бекар», Единой комиссией в нарушение ч. 5 ст. 26 закона о размещении заказов на процедуре вскрытия конвертов с заявками не было указано наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона о размещении заказов наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Уполномоченным органом в Комиссию была представлена аудиозапись от 18.09.2012 г. процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 0190200000312004359. Комиссией в ходе внеплановой проверки была прослушана аудиозапись процедуры вскрытия конвертов, и выявлено следующее.

В приложениях №№ 2, 3 к протоколу вскрытия конвертов  от 18.09.2012 № 0190200000312004359-1 указаны результаты вскрытия конвертов, а также условия исполнения контракта, указанные в поданных заявках. При этом Единой комиссией при вскрытии конвертов объявлялась информация, указанная в заявках относительно наличия сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией и условий исполнения контракта. Исходя из пояснений членов Единой комиссии, были объявлены именно те сведения, которые содержатся в заявках участников (форма № 1), в том числе объявлялись ссылки на определенные формы, где отражены необходимые сведения.

Таким образом, при проведении процедуры вскрытия конвертов нарушений не установлено.

 Жалоба в данной части признается необоснованной.

2. В части жалобы относительно  неправомерного отклонения членами Единой комиссии конкурсной заявки ООО НПСФ «Бекар»

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с протоколом от 25.09.2012 года №  pra_1_0190200000312004359эа рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе заявку участника размещения заказа - ООО НПСФ «Бекар» (заявка № 898) была отклонена Единой комиссией в связи с тем, что:

« на основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: - в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 25 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», п. 22.6 раздела III «Инструкции по подготовке конкурсных заявок», участник размещения заказа в форме №2 «Предложение о функциональных, качественных и ценовых характеристиках работ», указал затраты на проведение экспертизы проектной документации. Согласно Постановления Правительства РФ №145 от 05.03.2007 г. «О проведении экспертизы проектной документации и инженерных изысканий» стоимость затрат на проведение экспертных работ включается в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта и является статьей затрат государственного заказчика».

По мнению Заявителя, его заявка полностью соответствовала требованиям Закона о размещении заказов и требованиям конкурсной документации. Предложение участника (форма № 2) заполнено на основании Приложения № 2 к документации и п. 22.3 раздела III «Инструкции по подготовке конкурсных заявок». Таким образом, Заявитель считает, что отклонение его заявки от участия в рассматриваемом конкурсе по данным основаниям, является прямым нарушением ст. 12 Закона о размещении заказов.

Уполномоченным органом в Комиссию были предоставлены оригиналы всех  заявок участников открытого конкурса № 0190200000312004359.

Данные заявки проанализированы на соответствия требованиям Закона о размещении заказов и требованиям конкурсной документации. В результате рассмотрения заявок участников размещения заказа на участие в рассматриваемом конкурсе и анализа положений конкурсной документации, Комиссией установлено следующее.

Предмет открытого конкурса № 0190200000312004359 – выполнение проектно-изыскательских работ. При выполнении данных работ требуется проведение государственной экспертизы проектной документации в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Согласно п. 59 Постановления Правительства РФ № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее - Постановление) государственная экспертиза осуществляется за счет средств Заявителя. При этом установлено, что «Заявитель» - технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившееся с заявлением о проведении государственной экспертизы.

Представителями Заказчика на Заседании комиссии пояснено, что Заявителем является именно Государственный заказчик - ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО», и, следовательно, стоимость затрат на проведение экспертных работ (государственная экспертиза) включается в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта и является статьей затрат государственного заказчика.

Между тем, из содержания заявки ООО НПСФ «Бекар» (заявка № 898) следует, что затраты на проведение экспертизы проектной документации включены в стоимость Заявителя, которым является непосредственно само Общество, следовательно оплата государственной экспертизы осуществляется Генеральным проектировщиком.

Таким образом, сведения относительно порядка оплаты государственной экспертизы, содержащиеся в заявке ООО НПСФ «Бекар» не соответствуют требованиям, установленным Постановлением.

Таким образом, заявка участника размещения заказа ООО НПСФ «Бекар», правомерно отклонена членами Единой комиссии, как несоответствующая требованиям конкурсной документации.

Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Задание на проектирование на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция аэропорта г. Салехард» (Приложение № 2 конкурсной документации) (далее - Задание) содержит перечень и содержание основных требований к необходимым работам. Требования к проектной и рабочей документации предусмотрены пунктом 26 Задания. В частности  указаны следующие требования к участникам размещения заказа:

п. 26.4 «Проектную и рабочую документацию выдать в 2-х экземплярах для предоставления в государственную экспертизу. После получения положительного заключения государственной экспертизы документацию выдать в 5-ти экземплярах на бумажном носителе (в сброшюрованном виде) и 1 экземпляр на электронном носителе (текстовая часть проекта в программе Microsoft Office  и графическая часть проекта в программе AutoCAD формат DWG)»;

п. 26.5 «Проектную и сметную документацию согласовать с заинтересованными инстанциями и получить положительное заключение государственной экспертизы».

Данная формулировка требований обязывает именно участников размещения заказа согласовывать проектную документацию и получать заключение государственной экспертизы.

Между тем, Комиссией установлено, что Заказчиком четких указаний относительно порядка и субъекта  оплаты государственной экспертизы в документации не предусмотрено. Именно некорректное указание Заказчиком вышеуказанных требований и отсутствие в документации указаний на то, что оплата государственной экспертизы является статьей затрат государственного заказчика, ввело в заблуждение участника размещения заказа относительно процедуры оплаты государственной экспертизы и привело к отклонению его заявки.

Следовательно, в действиях Заказчика имеются нарушения ст. 22 Закона о размещении заказов.

3. В части жалобы относительно порядка формирования протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе.

Доводы Заявителя относительно того, что протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе не содержит конкретных положений и требований конкурсной документации, которым не соответствует заявка Общества, несостоятельны, в связи с тем, что протокол содержит пояснения относительно отказа в допуске каждого отклоненного участника, где прописаны нормы Закона о размещении заказа и положения документации, на основании которых принято решение об отклонении.

Также Заявителем на заседании комиссии было указано, что в соответствии с протоколом от 25.09.2012 года № pra_1_0190200000312004359эа рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе решение об отклонении заявки участника размещения заказа - ООО НПСФ «Бекар» было принято двумя членами комиссии из четырех (представителями Заказчика). Двумя членами комиссии  принято решение о допуске данной заявки. В результате голосование было принято решение об отклонении данной заявки.

В соответствии с п. 5. 2 Приказа от 17 января 2011 г. № 1-ГЗ «Об утверждении положения о единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа путем проведения конкурса, аукциона, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок» решения единой комиссии по вопросам ее работы, а также решения (заключения) при осуществлении функций, предусмотренных частями 6, 7 и 8 статьи 7 Федерального закона о размещении заказов, принимаются путем проведения открытого голосования. Каждый член комиссии имеет один голос. Голоса подаются членами единой комиссии устно и выражаются словами: "За" или "Против". В протоколе должны указываться сведения о решении каждого члена единой комиссии. Принятым считается решение, за которое поступило большее число голосов от присутствующих на заседании членов единой комиссии. При равном числе голосов председатель единой комиссии обладает правом решающего голоса.

Таким образом, Единой комиссией был нарушен регламент Единой комиссии, установленный нормативным актом ЯНАО.

В данной части жалоба признается обоснованной.

Между тем, нарушение Закона о размещении заказов в действиях Единой комиссии не имеется.

4. На Заседании комиссии заявителем также был отмечен тот факт, что заявка участника размещения заказа ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России» содержала опись документов, прошитую отдельно от остальной части документов. В связи с чем,  ООО НПСФ «Бекар» считает, что допуск данной заявки неправомерен.

Между тем, данное несоответствие заявки требованиям Закона о размещении заказов, не изменяет её сущность и не может являться основанием для отклонения.

В данной части жалоба признается необоснованной.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать жалобу ООО НПСФ «Бекар» на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого автономного округа при размещении государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция аэропорта г. Салехард, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы»  (открытый конкурс, извещение № 0190200000312004359), частично обоснованной.
  2. Признать  Заказчика – ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» нарушившим требования ст. 22 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция аэропорта г. Салехард, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы»  (открытый конкурс, извещение № 0190200000312004359).
  3. Выдать Заказчику – ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» предписание об устранении нарушений ст. 22 Закона о размещении заказов  при размещении государственного заказа на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция аэропорта г. Салехард, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы»  (открытый конкурс, извещение № 0190200000312004359).
  4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Государственного заказчика -  ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.