Первая попытка приобрести автомобиль Toyota Highlander закончилась неудачно - заказчик нарушил закон о размещении заказов (дело № 04-01/46-2013)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба от Гражданина Митрохина Сергея Сергеевича  (г. Москва) на действия Заказчика - МКУ «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации МО Приуральский район» при размещении муниципального заказа на поставку автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент (новый) для нужд муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации муниципального образования Приуральский район» (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300006113000089).

По мнению Заявителя, Заказчиком были нарушены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части отсутствия в аукционной документации используемых для определения соответствия потребности заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальных и (или) минимальных значений показателей товара и показателей, значения которых не могут изменяться, в связи с чем под указанные характеристики подходят лишь товар определенной торговой марки. Также Заявитель указывает на нарушения Заказчиком ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, в части  отсутствия в документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения, Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении заказа № 0190300006113000089), Комиссия пришла к следующим выводам. 

1.   В части жалобы относительно установления требований к техническим характеристикам автомобиля.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Предметом рассматриваемого аукциона является поставка автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент, качественные и функциональные характеристики которого указаны в Потребности (Приложение № 1 к аукционной документации).

В частности Заказчиком были установлены следующие требования к характеристикам автомобиля:

 

п/п

Наименова­ние товара

Характеристика

Ед. изм

Кол- во

1

Автомобиль

Toyota

Highlander или эквивалент

Объем двигателя - 3,5 л, бензин; АКПП; цвет - «Белый перламутр»; год выпуска 2013 г.; пробег - без пробега.

Характеристики:

Тип топлива - бензин

Стандарт токсичности отработавших газов - Евро IV

Рабочий объем в куб. см. - 3456

Максимальный крутящий момент (Н.м при

об/мин)- 337 /4700

Максимальная мощность (л.с.) - 273

Тип привода - полный привод

Трансмиссия - 5-ступенчатая автоматическая

трансмиссия

Максимальная скорость (км/ч) - 180 Габаритная длина (мм) - 4785 Габаритная ширина (мм) - 1910 Габаритная высота (мм) - 1760 Емкость топливного бака (л) - 72 Колесная база (мм) - 2790 Колея задних колес (мм) - 1625 Ширина салона (мм) - 1517 Высота салона (мм) - 1245 Максимальная масса (кг) – 2720

 

1

1

Исходя из доводов Заявителя, следует, что указанные характеристики подходят лишь к товару определенной торговой марки, что лишает участников размещения заказа возможности поставить эквивалентный товар.

Частью 3 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3.1  ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Представителями Заказчика были даны обоснования относительно формирования Потребности в рамках рассматриваемой документации. Согласно обоснованиям, следует, что основные технические требования, предъявляемые Заказчиком к автомобилю, являлись: наличие полного привода, используемое топливо – бензин, наличие основных систем безопасности водителя и пассажиров, цвет белый, автоматическая трансмиссия,  возможность трансформации салона, наличие в регионе официального дилера. Также отмечено, что Заказчиком в ходе проведенной работы по мониторингу рынка было установлено соответствие предъявляемым требованиям автомобилей нескольких производителей и моделей:  Toyota Highlander, Honda Pilot, Nissan Pathfinder. На основании ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов в документации указан товарный знак в сопровождении слов «или эквивалент». Технические характеристики автомобиля были даны для ориентирования возможных поставщиков товара о предъявляемых требованиях к автомобилю, но соответствовать данным требованиям может автомобиль любой марки и модели независимо от производителя.

Данные доводы Заказчика признаются несостоятельными, в связи с тем, что заявленные в потребности Заказчика требования к характеристикам товара подходят лишь к конкретной марке автомобиля Toyota Highlander, при этом Потребность не содержит максимальных и минимальных значений показателей товара. Кроме этого, представленная в Комиссию представителями Заказчика информация относительно технических характеристик транспортных средств как Honda Pilot, Nissan Pathfinder, в полном объеме подтверждают, что заявленные требования подходят только к конкретной марке автомобиля Toyota Highlander.

Таким образом, при формировании аукционной документации Заказчиком были выдвинуты требования к характеристикам автотранспортного средства, подходящие под конкретную модель Toyota Highlander, что является ограничением круга потенциальных участников размещения заказа.

Следовательно, при формировании документации об аукционе заказчиком не были учтены требования ч.ч., 3, 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, в части необходимости выставления параметров эквивалентности.

Заказчиком были нарушены требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в части формирования аукционной документации с нарушением требований, установленных законом. Административная ответственность за нарушение порядка формирования аукционной документации предусмотрена в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

2.   В части жалобы относительно отсутствия обоснования начальной (максимальной) цены в аукционной документации.

Согласно доводам жалобы, при обосновании начальной (максимальной) цены договора заказчик в документации об аукционе не указал соответствующие ссылки на сайты в сети Интернет, в которых содержится информация о ценах на требуемую ему автомашину Toyota Highlander. Кроме того, заказчик не привел сделанные им расчеты средней стоимости цены данного автомобиля.

В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

В соответствии с ч. 1 ст.19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.

Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Если источником информации о ценах являются данные из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес соответствующей страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой размещена информация о ценах на товары, работы, услуги и обратившись к которой возможно проверить соблюдение предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта.

Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок.

В случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контрактов иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.

В ходе анализа опубликованной аукционной документации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru установлено следующее.

Приложение № 3 к аукционной документации на поставку автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент (новый) для нужд муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации муниципального образования Приуральский район» (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300006113000089) содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а именно указано:

«МКУ «СЭТО» в лице заместителя директора был проведен мониторинг цен в сети интернет на автомашину Toyota Highlander 2013 г.в

 

Дополнительное оборудование:

Резина зимняя на дисках-  Nokian  по цене 139000 руб за  5 шт. c дисками R19.

Сигнализация с обратной связью (автозапуск)– 27700 руб.

Защита картера двигателя  - 6100 руб.

Ковры салона резиновые (к-т) – 3300 руб.

Ковер багажника - 1 900 руб.

Всего дополнительного оборудования -178 000 руб.

 

Средняя стоимость одной единицы тс составляет: 1 890 500  (один миллион восемьсот девяносто тысяч пятьсот) руб.».

Таким образом, расчет муниципального Заказчика, а также ссылки на источники формирования начальной цены контракта в опубликованной аукционной документации отсутствуют.

Добросовестным исполнением требований ст. 19.1 Закона о размещении заказов согласно ч. 3 ст. 19.1 данного Закона признается размещение на официальном сайте соответствующей документации, в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация.

Таким образом, при установлении начальной (максимальной) цены контракта в рамках рассматриваемого аукциона не соблюдены требования ст. 19.1 Закона о размещении заказов.

Между тем, в ходе внеплановой проверки было установлено, что при  формировании документации Заказчиком был осуществлен расчет начальной (максимальной) цены контракта на основе коммерческого предложения официального дилера Toyota и письма о стоимости автомобиля у всех официальных дилеров ЗАО «Тойота-Мотор» на территории РФ. В материалах дела имеется копия заявки на размещение заказа на поставку автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент (новый), направленной Заказчиком – МКУ «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации МО Приуральский район» в адрес Уполномоченного органа - Управление экономики и муниципального  заказа Администрации МО Приуральский район. К заявке Заказчиком прикреплен пакет документов, в частности и справка изучения рынка (в рамках обоснования цены контракта). При этом в справке указана таблица по результатам мониторинга цен:

Наименование организации

Toyota Highlander 2013 г.в

Комфорт

Престиж

Люкс

1

ООО «Элит Кар» г. Тюмень

1 712 500

1 860 000

1 916 000

2

Тойота центр, г. Ноябрьск

1 712 500

1 860 000

1 916 000

3

Тойота центр. Внукова г. Москва

1 712 500

1 860 000

1 916 000

4

Тойота центр . г. Ноябрьск

1 712 500

1 860 000

1 916 000

5

Тойота центр. Соколники г. Москва

1 712 500

1 860 000

1 916 000

Таким образом, фактически начальная (максимальной) цена контракта Заказчиком рассчитана на основе анализа рынка, в том числе коммерческого предложения, между тем, источники формирования цены, содержащиеся в данной таблице, в составе опубликованой на официальном сайте zakupki.gov.ru  документации отсутствуют.

Следовательно, должностным лицом Уполномоченного органа, ответственным за размещением заказа в форме открытого аукциона в электронной форме (извещение №  0190300006113000089) была нарушена процедура опубликовании в сети Интернет информации о размещении заказа, что влечет за собой административную ответственность в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

3.   В ходе внеплановой проверки было установлено следующее.

Пунктом 12.1 аукционной документацией установлены требования к содержанию заявки на участие в аукционе (первая и вторая части) в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов. Между тем, в разделе 16 – «Оформление заявки» в п. 16.1 аукционной документации указано: «Участник размещения заказа должен подготовить Заявку в  форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частью 12.1 статьи 12 настоящей Документации об аукционе документы и сведения»

В силу ч. 1 ст. 41.1 Закона о размещении заказов проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном главой 3.1 данного Закона. Из ч. 1, 2 указанной статьи под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

При этом положения ст. 41.2 Закона о размещении заказов устанавливают правила документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме.

Все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 41.2 Закона о размещении  заказов).

Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику размещения заказа, заказчику, в уполномоченный орган или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки, либо заверены оператором электронной площадки с помощью программных средств (ч. 4 ст. 41.2 Закона о размещении заказов).

Наличие электронной цифровой подписи лиц, указанных в частях 2 - 4 указанной статьи, и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений (ч. 5 ст. 41.2 Закона о размещении заказов).

Штатный интерфейс электронных площадок предусматривает оформление согласия участника размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе в электронной форме на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе.

Функционалом электронных площадок не предусмотрена возможность отправки заявки на участие в электронном аукционе без электронно-цифровой подписи участника. Получение на электронную почту уполномоченного представителя заказчика заявки вкупе с унифицированной формой согласия на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг подтверждается направлением оператором электронной площадки первой части заявки участника размещения заказа и получением такой заявки заказчиком, уполномоченным органом.

Таким образом, исходя из изложенного, а также из общих принципов регулирования отношений, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, закрепленных в ч. 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, выводы контролирующего органа о достаточности для участия в открытом аукционе в электронной форме представления участником размещения заказа, получившего аккредитацию на электронной площадке, в том числе, согласия, сформированного штатным интерфейсом электронных площадок в заявке на участие аукционе без представления такого согласия в дополнительном документе, являются соответствующими положении главы 3.1 Закона о размещении заказов.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает целесообразным отметить следующее.

Установление Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках рассматриваемого аукциона требований, содержащиеся в п. 16.1 аукционной документации  относительно предоставления участниками размещения заказа заявки в  форме двух электронных документов некорректно (т.к. согласие в составе первой части заявки при условии предложения участниками именно того товара, указание на товарный знак которого  содержится в аукционной документации, не обязательно в форме дополнительного электронного документа, достаточно согласия на площадке). 

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

 

1. Признать  жалобу  гражданина Митрохина Сергея Сергеевича  на действия Заказчика - МКУ «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации МО Приуральский район» при размещении муниципального заказа на поставку автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент (новый) для нужд муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации муниципального образования Приуральский район» (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300006113000089), обоснованной.

2. Признать  Заказчика – МКУ «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации МО Приуральский район» нарушившим требования ч. 3.1 ст. 34, ч. 1, ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент (новый) для нужд муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации муниципального образования Приуральский район» (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300006113000089).

3. Признать должностное лицо Уполномоченного органа - Управления экономики и муниципального  заказа Администрации МО Приуральский район, ответственного за размещением заказа в форме открытого аукциона в электронной форме (извещение №  0190300006113000089), нарушившим требования ст. 16 Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент (новый) для нужд муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации муниципального образования Приуральский район» (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300006113000089).

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений ч. 3.1 ст. 34, ч. 1, ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку автомобиля Toyota Highlander в стандартной комплектации или эквивалент (новый) для нужд муниципального казенного учреждения «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации муниципального образования Приуральский район» (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300006113000089).

4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Государственного заказчика -  МКУ «Служба эксплуатации и технического обслуживания Администрации МО Приуральский район» административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Уполномоченного органа - Управления экономики и муниципального  заказа Администрации МО Приуральский район административного производства в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.