Жалоба ООО «Земля Ямал» признана обоснованной: Управление природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район нарушило требования закона о размещении заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на  рассмотрение  жалоба ООО «Земля Ямал» (с. Яр-Сале) на действия Заказчика - Управления природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район  при размещении муниципального заказа на выполнение работ по подготовке проектов схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, подготовке межевых планов земельных участков и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет, расположенных в границах населенных пунктов на территории муниципального образования Ямальский район (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300000413000180).

По мнению ООО «Земля Ямал», Заказчиком нарушены требования  ст. 41.6 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в части установления в аукционной документации, в частности в проекте муниципального контракта, невыполнимых сроков выполнения работ и требований к работам.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на выполнение работ по подготовке проектов схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, подготовке межевых планов земельных участков и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет, расположенных в границах населенных пунктов на территории муниципального образования Ямальский район (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300000413000180), Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Законом о размещении заказов (пп. 7 ч. 4 ст. 41.6) установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Предмет рассматриваемого аукциона - выполнение работ по подготовке проектов схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, подготовке межевых планов земельных участков и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет. Требуемый результат работ – постановка земельных участков на государственный кадастровый учет.

Согласно п. 5 Технического задания (Приложение № 1- к АД ЭА – 109 РМ) установлены следующие требования к производству работ и отчетным материалам:

«Работы выполняются кадастровыми инженерами в соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Подрядчик подготавливает проекты схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий с учетом сведений ГЗК, подготовка межевых планов по образованию земельных участков на картографических материалах  не мельче масштаба 1:1000 и согласовывает их с Заказчиком.

После согласования и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий Заказчиком Подрядчик подготавливает межевые планы в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008г. № 412 и сдает их в уполномоченный орган по ведению кадастрового учета на территории ЯНАО; осуществляет сопровождение государственного кадастрового учета земельных участков в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ; получает кадастровые паспорта земельных участков».

При этом согласно документации открытого аукциона в электронной форме №  0190300000413000180 Заказчиком установлен срок выполнения работ: «В течение 20 дней с момента подписания муниципального контракта».

Исходя из доводов жалобы ООО «Земля Ямал», следует, что установленный Заказчиком срок выполнения необходимых работ является фактически невыполнимым, а также противоречит положениями проекта муниципального контракта.

Заявителем в подтверждение данных доводов отмечено следующее.

В соответствии с п. 5. 1 проекта муниципального контракта «В течение 3 дней с момента заключения контракта подрядчик передает Заказчику проекты схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий (далее Схемы) на бумажных носителях и в электронном виде, в формате Maplfo СК 1963 W6 Zona3».

Для создания Подрядчиком «схем расположения...» требуется получение актуальных сведений из Государственного кадастра недвижимости. Сроки получения КПТ 15 рабочих дней (п. 8 ст. 14 221-ФЗ)

Таким образом, п. 5.1 не выполним и срок, прописанный в нем, должен составлять не менее 20 рабочих дней (1-й день - получение утвержденной градостроительной документации; 2-16-й день - заказ и получение сведений из Государственного кадастра недвижимости; 17-20-й день - подготовка и передача заказчику проектов схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий).

Далее, в течение 5 рабочих дней (п. 5.1 второй абзац проекта муниципального контракта) заказчик утверждает Схемы и передает их Подрядчику.

После формирования Межевых планов (это требует еще минимум 5 рабочих дней) в соответствии с п. 5.2 Подрядчик передает Заказчику Межевые планы. В течение 5 рабочих дней со дня получения Межевого плана Заказчик рассматривает его на предмет соответствия выполненных работ условиям настоящего Контракта и, в случае отсутствия замечаний к выполненным работам, подписывает его и передает Подрядчику. Итого еще 15 рабочих дней.

Таким образом, только после 35 (тридцати пяти) рабочих дней Подрядчик получает возможность сдать Межевые планы (написать заявление) для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Учитывая расположение заказчика (с. Яр-Сале) и место проведение кадастрового учета (г. Салехард), для подачи заявления об осуществлении кадастрового учета требуется время для доставки Межевых планов в г. Салехард (2 рабочих дня)

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Для подачи заявления о проведении кадастрового учета и получения кадастровых паспортов требуется еще минимум 22 рабочих дня (день сдачи, 20 дней - постановка на учет, день - получение КПЗУ).

Передача полученных кадастровых планов земельных участков из г. Салехард в с. Яр-Сале - 2 рабочих дня.

Таким образом, Заявитель отмечает, что реальный срок выполнения работ в рамках рассматриваемого аукциона значительно превышает установленный документацией срок – 20 дней.

Исходя из обоснований Заказчика, следует, что при формировании аукционной документации учитывался тот факт, что обозначенные сроки постановки на кадастровый учет и получения кадастровых планов территории (КПТ) имеют предельное значение, т. е. указанными нормами закона допускается выполнение вышеуказанных действий в более сжатые сроки. По мнению Заказчика, использование КПТ, получение градостроительной документации, изготовление схемы земельного участка, межевого плана, рассмотрение результатов работ вообще не регулируется законодательством и зависит лишь от квалификации и трудовых ресурсов исполнителя работ.

Относительно п. 5 проекта муниципального контракта Заказчиком указано, что Подрядчик получит утвержденные схемы расположения земельных участков в течение пяти рабочих дней с момента получения схем на утверждение, а не через восемь дней. Соответственно, Подрядчик может получить утвержденные схемы уже в первый день с момента утверждения Заказчиком.

Кроме этого, согласно разъяснениям, опубликованным на официальном сайте, следует, что более сокращенный срок предусмотрен Заказчиком для стимулирования ускорения  процедуры постановки на кадастровый учет победителем аукциона.

Учитывая вышеизложенное, а также нормы действующего законодательства Российской Федерации, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.

Относительно содержания п. 3.1 муниципального контракта, установлено, что при  указании срока «в течение 20 дней с момента подписания муниципального контракта» согласно ст. 190 ГК РФ подразумевается 20 календарных дней.

Согласно ст. 190 ГК РФ установлено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

 В соответствии с гражданским законодательством, если в тексте обязательства указан срок исполнения или его можно установить (из условий, содержания, существа и т.п.), то обязательство должно быть исполнено именно в этот срок. Исполнение в иной срок  считается ненадлежащим.

Однако, сроки выполнения работ, установленные заказчиком в документации об аукционе и проекте муниципального контракта, являются невыполнимыми, не соответствующими принципу разумности.

Анализ гражданского законодательства свидетельствует о достаточно частом упоминании понятия «разумный срок».

Для установления разумного срока исполнения обязательства необходимо  исходить из анализа конкретных обстоятельств (из объема работ, которые должны быть выполнены по контракту, из расстояния между населенными пунктами, учитывая местоположение уполномоченного органа по ведению кадастрового учета на территории ЯНАО, случаи максимально возможных сроков постановки земельных участков на учет и т.п).

Анализ теоретических положений и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что к оценке разумности срока необходимо подходить с учетом предмета и характера конкретного обязательства и условий, влияющих на возможность своевременного исполнения. Следует исходить из того, что это среднее время, затрачиваемое на выполнение обязательства разными лицами. При определении разумности срока необходимо принимать во внимание сложность исполнения обязанностей, объем действий, качество работ. Предлагаемые критерии должны корректироваться согласно обстоятельствам конкретного дела. При этом следует иметь в виду, что оперативность - это еще не разумность, а только один из ее критериев.

Установление кратчайших сроков исполнения контракта должно соответствовать реально выполнимым срокам при учете всех обстоятельств. По мнению Комиссии, сроки, установленные Заказчиком не учитывают требования к срокам, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в части максимально возможного срока рассмотрения органом кадастрового учета необходимых документов от Подрядчика.

Таким образом, установлением таких сжатых сроков выполнения работ в рамках данного аукциона Заказчик возлагает ответственность на победителя аукциона за действия третьих лиц (органов кадастрового учета).

В данном случае, победителю аукциона для выполнения работ в надлежащие сроки необходимо будет в обязательном порядке принимать меры по сокращению сроков постановки земельных участков на учет в уполномоченный орган по ведению кадастрового учета на территории ЯНАО. Сроки постановки на учет зависят только от уполномоченного органа по ведению кадастрового учета на территории ЯНАО, а не от Подрядчика.

Следовательно, доводы Заявителя признаются обоснованными.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

1.   Признать жалобу ООО «Земля Ямал» на действия Заказчика - Управления природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район  при размещении муниципального заказа на выполнение работ по подготовке проектов схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, подготовке межевых планов земельных участков и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет, расположенных в границах населенных пунктов на территории муниципального образования Ямальский район (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300000413000180), обоснованной.

2.   Признать Заказчика - Управление природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район нарушившими требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении  муниципального заказа на выполнение работ по подготовке проектов схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, подготовке межевых планов земельных участков и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет, расположенных в границах населенных пунктов на территории муниципального образования Ямальский район (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190300000413000180), в части нарушения порядка формирования аукционной документации.

3.   Выдать Заказчику – Управлению природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район, Уполномоченному органу – Администрации МО Ямальский район предписание о внесении изменений в аукционную документацию, в части установления реальных сроков выполнения работ.

4.   Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Заказчика – Управления природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район, административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.