Жалоба ООО «Эском Краснодар» (г. Краснодар) признана обоснованной - ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» нарушившило требования Закона о размещении заказов (дело № 04-01/117-2013)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО «Эском Краснодар» (г. Краснодар) на действия Заказчика – ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» при размещении государственного заказа на поставку лекарственных средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания (ОАЭФ, извещение № 0190200000313003748).

По мнению ООО «Эском Краснодар», Заказчиком нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части установления требований к характеристикам товара, ограничивающих количество участников размещения заказа.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа № 0190200000313003748, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т.д. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3.1  ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Предмет рассматриваемого аукциона – поставка лекарственных средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания.

Согласно ч. 2.2 ст. 10 Закона о размещении заказов в случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Согласно Потребности Заказчиком установлены требования к поставке лекарственных препаратов (10 позиций) с различными МНН:

- МНН Аммония хлорид+анисовое масло+натрия бензоат+натрия гидрокарбонат+солодки корней экстракт+тремопсиса экстракт;

- МНН Амброксол;

- МНН Ацетилцистеин;

- МНН Порактант альфа.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 613 062 руб. 00 коп.

Относительно каждого препарата установлены требования к его форме выпуска и количеству.

В частности, по позиции №№ 1,2 в Потребности указано:

 

 


п/п

 

№ п/п

Международное непатентованное наименование

Форма выпуска, технические условия

Ед. изм.

Кол-во

1

Аммония хлорид+анисовое масло+натрия бензоат+натрия гидрокарбонат+солодки корней экстракт+тремопсиса экстракт

микстура для внутреннего применения 10,0-500 мл

фл

360

2

Аммония хлорид+анисовое масло+натрия бензоат+натрия гидрокарбонат+солодки корней экстракт+тремопсиса экстракт

микстура для внутреннего применения 1,5-500 мл

фл

48

Исходя из доводов Заявителя, в Государственном реестре лекарственных средств (http://www.grls.rosminzdrav.ru) лекарственные препараты, с МНН или химическим, группировочным наименований  в форме выпуска – микстура для внутреннего применения – не зарегистрированы, следовательно, у участников отсутствует возможность предложить к поставке товар, соответствующий требованиям Технического задания. Лекарственные препараты с характеристиками, указанными в Техническом задании, соответствует иным химическим/группировочным наименованиям. Однако, данные препараты являются препаратами, изготовляемыми непосредственно аптечными учреждениями и имеющими ограниченный срок хранения, определенные условия реализации и относятся к аптечному ассортименту, следовательно, поставщик должен иметь лицензию на осуществление розничной торговли. Таким образом, включение требований к поставщику, соответствующих ограниченному кругу лиц, является ограничением конкуренции, а учитывая, что требование о наличии данного вида лицензии не содержится в требованиях аукционной документации, представляет собой также нарушение Закона о размещении заказов.

В ходе анализа положений аукционной документации, информации на официальном сайте http://www.grls.rosminzdrav.ru, установлено.

В государственном реестре лекарственных средств отсутствуют  препараты с МНН Аммония хлорид+анисовое масло+натрия бензоат+натрия гидрокарбонат+солодки корней экстракт+тремопсиса экстракт с указанной лекарственной формой выпуска «микстура для внутреннего применения 10,0-500 мл», «микстура для внутреннего применения 1,5-500 мл».

Согласно положениям Информационной карты Заказчиком установлено требование к предоставлению участниками в составе заявки лицензии на фармацевтическую деятельность, либо на производство лекарственных средств.

Также установлено требование к подтверждению соответствия товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, а именно:

«Копии действующих регистрационных удостоверений федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, уполномоченной на регистрацию лекарственных препаратов или выписки из государственного реестра лекарственных средств о государственной регистрации Товара с указанием номера и даты регистрации, за исключением лекарственных препаратов указанных в части 5 статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 12.04.2010г.».

Установление данных требований не противоречит положениям Закона о размещении заказов.

Между тем, установлено следующее.

Отношения, возникающие при обращении лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств).

Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ч. 5 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств определен исчерпывающий перечень лекарственных препаратов, которые не подлежат государственной регистрации. Государственной регистрации не подлежат:

1) лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций;

2) лекарственное растительное сырье;

3) лекарственные препараты, приобретенные физическими лицами за пределами территории Российской Федерации и предназначенные для личного использования;

4) лекарственные препараты, предназначенные для экспорта;

5) радиофармацевтические лекарственные препараты, изготовленные непосредственно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Препараты с МНН «Аммония хлорид+анисовое масло+натрия бензоат+натрия гидрокарбонат+солодки корней экстракт+тремопсиса экстракт» с указанной в Потребности лекарственной формой выпуска «микстура для внутреннего применения 10,0-500 мл», «микстура для внутреннего применения 1,5-500 мл» могут быть изготовлены непосредственно аптечными организациями. Следовательно, обязательной государственной регистрации данные лекарственные средства не подлежат, и не имеют регистрационных удостоверений. В обоснованиях на жалобу Заказчиком подтвержден факт того, что препараты по позиции №№ 1, 2 с требуемыми характеристиками входят в перечень лекарственных препаратов, установленный ч. 5 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств.

Таким образом, поставка лекарственных средств по позициям №№ 1, 2 Потребности в рамках данного аукциона другими участниками аукциона - производителями лекарственных средств/поставщиками, невозможна, за ключением участников – аптечных учреждений.

По мнению Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России, Заказчиком наряду с товаром, поставка которого возможна  несколькими поставщиками, в один предмет аукциона включены товары, поставка которых осуществляется только аптечными организациями. Данное объединение в один предмет аукциона делает невозможным участие в аукционе лиц, не являющихся аптечными организациями, следовательно, не имеют возможность поставить требуемый продукт (позиция 1, 2 Потребности). Таким образом, Заказчиком нарушены требования  ч. 3.1 ст. 34, ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать  жалобу  ООО «Эском Краснодар» на действия Заказчика – ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» при размещении государственного заказа на поставку лекарственных средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания (ОАЭФ, извещение № 0190200000313003748), обоснованной.
  2. Признать  Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» нарушившим требования ч. 3.1  ст. 34, ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на поставку лекарственных средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания (ОАЭФ, извещение № 0190200000313003748), в части включения в предмет аукциона товаров, влекущих за собой возможность поставки товара только аптечными организациями с иными товарами.
  3. Выдать Заказчику - ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» предписание об устранении нарушений требований ч. 3.1  ст. 34, ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку лекарственных средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания (ОАЭФ, извещение № 0190200000313003748).
  4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» в соответствии с ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.