Жалоба ООО «102тендер.ру» (г.Уфа) признана частично обоснованной - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района нарушил требования закона о размещении заказов (дело № 04-01/185-2013)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба от ООО «102тендер.ру» (г. Уфа) на действия Заказчика - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района при размещении муниципального заказа на выполнение работ по созданию цифровых топографических планов территории муниципального образования село Самбург (ОАЭФ, извещение № 0190300001313000757).

Исходя из доводов жалобы ООО «102тендер.ру» Заказчиком были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) в части:

  1. Заказчик своевременно не внес изменения в аукционную документацию, в соответствии с изменениями Законодательства РФ (в части изменений от 07.06.2013 внесенных 114-ФЗ в Закон о размещении заказов, предусматривающие возможность одностороннего расторжения контракта).
  2. В Техническом задании указано:

«6.1. Комплекс фотограмметрических работ выполняется с использованием цифровой фотограмметрической системы PHOTOMOD v.5.2. и включает в себя стереотопографическую съемку в масштабе 1: 500, высота сечения рельефа горизонталями через 0,5 метра всех элементов ситуации и рельефа для создания цифровых топографических планов (ЦТП) в масштабе 1: 500;

6.2. Конвертирование векторных данных из системы PHOTOMOD в MapInfo».

Указание наименований (Торговых марок) конкретных производителей ПО ограничивает круг участников аукциона.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на выполнение работ по созданию цифровых топографических планов территории муниципального образования село Самбург (ОАЭФ, извещение № 0190300001313000757), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

  1. Доводы Заявителя в части несоответствия положений документации  действующему законодательству, а именно отсутствие в проекте контракта пункта о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке, безосновательны, в связи с тем, что проект контракта содержит п. 6.1. «Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством».

Также Заказчик отмечает, что согласно проекта контракта как Заказчик, так и Поставщик (Исполнитель, Подрядчик) имеют право на расторжение данного контракта в одностороннем порядке.

Следовательно, в данной части жалоба не обоснована.

  1. В части жалобы относительно указания товарного знака без возможности использования эквивалентного программного обеспечения.

Предмет рассматриваемого аукциона – выполнение работ по созданию цифровых топографических планов территории муниципального образования село Самбург. В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т.д. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

На основании ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В составе аукционной документации имеется Техническое задание, в котором указан перечень требуемых к исполнению работ, где также указаны средства с помощью которых эти работы следует исполнить, а именно п. 6.1 и 6.2 (комплекс фотограмметрических работ выполняется с использованием цифровой фотограмметрической системы PHOTOMOD v.5.2; конвертирование векторных данных из системы PHOTOMOD в MapInfo) без указания «Или эквивалент», что является нарушением ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов. Следовательно, Заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Заказчик указывает, программное обеспечение PHOTOMOD использовалось Подрядчиками Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровкого района по исполнению муниципальных контрактов по выполнению работ по изготовлению цифровых ортофотопланов на территории населенных пунктов Пуровского района в 2010 году, результаты работ по которым, являются исходными данными по аукциону на выполнение работ по созданию цифровых топографических планов территории муниципального образования село Самбур.

Также данное программное обеспечение установлено на рабочих местах в Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района.

Как указывает Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района любой участник размещения заказа мог обратиться с запросом на разъяснение позиций аукционной документации, в ответ на запрос Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района дал бы свои разъяснения о применении данного программного продукта, а именно выполнение работ по п. 6.1-6.2 Технического задания возможно при помощи аналогичных программ. Обязательным требованием результатов выполненных работ должны являться цифровые планы в формате Maplnfo и AutoCAD.

При этом использование наименования (торговой марки) не ограничило конкуренцию и не привело к ограничению количества участников размещения заккза, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 23.07.2013 №0190300001313000757-1, согласно которого поступило 10 заявок, путём прямого голосования аукционная комиссия решила допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме всех участников ОАЭФ.

Исходя из жалобы Заявителя неясно, каким образом указание Заказчика на наименование программного обеспечения ограничило его участие в  аукционе.

Кроме того согласно ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган. Данным правом Заявитель не воспользовался.

Согласно п. 3.37. регламента Федеральной Антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений от 24.07.2012 года № 498 (далее - Регламент) в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа. Учитывая подачу 10 заявок, Комиссия считает, что данное нарушение не повлияло  на результаты размещения заказа и выдача предписания нецелесообразна. Между тем жалоба в этой части признается  обоснованной.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать жалобу ООО «102тендер.ру» на действия Заказчика - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района при размещении муниципального заказа на выполнение работ по созданию цифровых топографических планов территории муниципального образования село Самбург (ОАЭФ, извещение № 0190300001313000757), частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района нарушившим требования ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по созданию цифровых топографических планов территории муниципального образования село Самбург (ОАЭФ, извещение № 0190300001313000757).
  3. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика административного производства в соответствии с ч. 4.2. ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.