Управление природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации МО Приуральский район нарушило требования закона о размещении заказов (дело № 04-01/196-2013)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО «Росземстройпроект» (г. Невьянск) на действия Заказчика - Управления природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации МО Приуральский район при размещении муниципального заказа на выполнение работ по «Созданию топографической съемки, созданию опорно-межевой сети в с. Белоярск, с. Катравож» (открытый конкурс, извещение № 0890300004813000162).

Исходя из доводов Заявителя, Заказчиком были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части установления в конкурсной документации требований, ограничивающих количество потенциальных участников, а именно:

В Информационной карте присутствуют незаконные требования:

- «лицензия на осуществление геодезических и картографических работ: создание и ведение географических информационных систем специального назначения; создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;

- выполнение работ с использованием программного продукта ENVI, CREDO, Trimble Business Center (для целей единообразия выполнения работ и возможности совмещения полученных данных с существующей геоподосновой на территории Приуральского района); 

- наличие свидетельства о допуске к определенным видам работ в составе инженерно-геодезических изысканий:

создание опорных геодезических сетей (закладка реперов)»

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа № 0890300004813000162, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

1.   В части жалобы относительно установления в конкурсной документации требования к наличию лицензии на осуществление геодезических и картографических работ: создание и ведение географических информационных систем специального назначения; создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов установлено следующее.

В соответствии с действующими нормативно правовыми актами РФ, в частности  ст. 3 Федерального Закона от 26.12.1995 года № 209 ФЗ «О геодезии и картографии», Федеральным Законом  от 24.07.2007 года № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным Законом от 18.06.2001 года № 78 – ФЗ «О землеустройстве», приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» установлено.

Геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя:

геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся:

  • определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;
  • создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов; топографический мониторинг;
  • создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;
  • дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;
  • геодинамические исследования на базе геодезических и космических изменений;
  • создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов;
  • создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
  • проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
  • проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
  • геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;
  • картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;
  • производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;
  • метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;
  • установление, нормализация, упорядочение употребления, регистрация, учет и сохранение наименований географических объектов;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.
  • организация серийного производства геодезической и картографической техники.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:

  • создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;
  • создание и ведение географических информационных систем специального назначения;
  • создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;
  • геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.

Предмет рассматриваемого открытого конкурса - выполнение работ по «Созданию топографической съемки, созданию опорно-межевой сети в с. Белоярск, с. Катравож» (открытый конкурс, извещение № 0890300004813000162), исходя из выше изложенного данный вид работ относится к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения.

На основании ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу с 01.11.2011 года):

- указано, что лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Закона.

Применительно к лицензиям, предоставленным ранее на осуществление геодезической и картографической деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 26.12.1995 года 3 209-ФЗ «О геодезии и картографии», с момента вступления в силу Закона о лицензировании они прекращают своё действие (лицензии содержащие перечень работ специального (отраслевого) значения).

В соответствии п. 42 ст. 12 Закона о лицензировании подлежат лицензированию только геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

При этом лицензии, содержащие в настоящее время как перечень работ Федерального назначения, так и перечень работ специального (отраслевого) значения, действуют в части работ Федерального назначения учитывая требования действующего Законодательства.

Исходя из выше изложенного следует, что при создании топографической съемки, создания опорно - межевой сети в с. Белоярск, с. Катровож,  достаточно действующего Свидетельства о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого соответствующей саморегулируемой организацией (СРО).

Так же  в силу ч. 2 ст. 47 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 ч. 3 и ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов  заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией и требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пунктами настоящей статьи документов и сведений, не допускается.

В данной части жалоба признается обоснованной.

2. Заявитель так же в своей жалобе отмечает, что заявленные Заказчиком комплексы программных средств ENVI и TrimbleBusinessCenter по своим техническим характеристикам не соответствуют требованиям Заказчика.В ходе работы Комиссии установлено что, Заявителем не предоставлены документы подтверждающие факт того, что программный комплекс ENVI используется для задач картографирования по результатам обработки космических снимков и, что на его базе возможно создание цифровой топографической основы М 1:5000 и мельче, т.е. М 1: 10 000, М 1: 25 000 и так далее; TrimbleBusinessCenter данный программный комплекс обрабатывает  спутниковые измерения выполненные спутниковыми приемниками фирмы Trimble (не представлены технические характеристики данных программных комплексов).

Заказчик в ходе Заседания Комиссии пояснил, что данные программные комплексы ранее использовались при проведении данных видов работ.

Кроме того, в информационной карте конкурса указано, что требование о выполнении работ с использованием программных продуктов ENVI и TrimbleBusinessCenter обусловлено необходимостью совмещения полученных данных с существующей геоподосновой на территории Приуральского района. Работы, являющиеся предметом открытого конкурса, являются продолжением начатых в 2012году работ по развитию опорно-межевой сети, созданию и обновлению топографических, градостроительных планов на территории Приуральского района. Все работы были начаты и выполнены в 2012 году на основе программного продукта фирмы Trimble. Выполнение работ с использованием иных программных продуктов не позволит Заказчику воспользоваться результатами выполненных работ путем совмещения данных, полученных в результате исполнения контракта, и данных в формате программных продуктов ENVI и TrimbleBusinessCenter, которые имелись у Заказчика до момента размещения заказа на выполнение работ по созданию топографической съемки, созданию опорно-межевой сети в с. Белоярск, с. Катравож.

Проведя анализ данных программных комплексов в сети Интернет не установлено, что при их использовании требования Заказчика могут быть нарушены.

Исходя из выше изложенного, в данной части жалоба признается необоснованной.

3.   В части жалобы Заявителя на установление незаконного требования о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ в составе инженерно – геодезических изысканий (а именно к виду работ, создание опорных геодезических сетей (закладка реперов).

В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», п. 1.1 ч. 1 Перечня предусмотрен такой вид работ, как  создание опорных геодезических сетей.

Между тем, в п. 3.5 Информационной карты установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы, «наличие свидетельства о допуске к определенным видам работ в составе инженерно-геодезических изысканий: создание опорных геодезических сетей (закладка реперов)».

Соответственно, установленные Заказчиком требования противоречат действующим нормам Законодательства РФ и ограничивают число потенциальных участников данного конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия приняла решение в данной части признать жалобу обоснованной.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа 

1.   Признать жалобу ООО «Росземстройпроект» на действия Заказчика - Управления природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации МО Приуральский район при размещении муниципального заказа на выполнение работ по «Созданию топографической съемки, созданию опорно-межевой сети в с. Белоярск, с. Катравож» (открытый конкурс, извещение № 0890300004813000162),  частично обоснованной.

2.   Признать Заказчика - Управление природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации МО Приуральский район нарушившим требования ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов при размещении  муниципального заказа на выполнение работ по «Созданию топографической съемки, созданию опорно-межевой сети в с. Белоярск, с. Катравож» (открытый конкурс, извещение № 0890300004813000162).

3. Выдать Уполномоченному органу - МКУ «Служба муниципального заказа» МО Приуральский район, Заказчику - Управлению природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации МО Приуральский район предписание о внесении изменений в конкурсную документацию, в части исключения неправомерных требований к документам предъявляемым в составе конкурсных заявок.

4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Заказчика - Управления природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации МО Приуральский район административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.