МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» нарушил требования Закона о размещении заказов

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба от ООО «АРТ-Групп» (г. Тюмень) на действия Заказчика - МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района», при размещении заказа на выполнение работ по строительству объекта: «Крытая многофункциональная спортивная площадка в поселке Ханымей Пуровского района» (ОАЭФ, извещение № 0190300001313001139).

По мнению ООО «АРТ-Групп» Заказчиком были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), в части:

  1. Порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта;
  2. Отсутствие в аукционной документации информации и требований к качеству, техническим характеристикам работ, материалов, услуг, требований к их безопасности, требований к результатам работ, к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, в том числе отсутствие локальных сметных расчетов.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на выполнение работ по строительству объекта: «Крытая многофункциональная спортивная площадка в поселке Ханымей Пуровского района (ОАЭФ, извещение № 0190300001313001139), Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Согласно письму ФАС России от 13.02.2012 г. № ИА/4177 указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.

Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Исходя из доводов жалобы, следует, что протокол (начальной) максимальной цены, не раскрывает информации о расчетах, из которых она сложилась, что является нарушением действующего Законодательства в сфере размещения заказов.

Из объяснений Заказчика следует, что расчеты, являющиеся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, содержатся в протоколе (начальной) максимальной цены контракта.

 Однако протокол начальной (максимальной) цены муниципального контракта на строительство объекта «Крытая многофункциональная спортивная площадка в поселке Ханымей Пуровского района» содержит только результат расчета цены, без указания порядка проведения этих расчетов в полном объеме.

Комиссией установлено, что в рамках рассматриваемого открытого аукциона по строительству Заказчик представил в составе аукционной документации не источник информации о цене контракта, а результат расчета цен (без приложения), кроме того, к документации об открытом аукционе в электронной форме имеется приложение № 1 в котором указаны нормативно-правовые документы, на основании которых строится расчет начальной (максимальной) цены.

Доводы ООО «АРТ-Групп» в данной части  жалобы признаются обоснованными.

  1.  В своей жалобе ООО «АРТ-Групп» утверждает, что в составе аукционной документации отсутствует информация и требования к качеству, техническим характеристикам работ, материалов, услуг, требования к их безопасности, требований к результатам работ, к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, в том числе отсутствует локальный сметный расчет.

В соответствии п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Согласно письму Федеральной Антимонопольной службы от 23.07.2010 года № ИА/23610 «О разъяснении законодательства», в целях надлежащего соблюдения Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.

Неразмещение проектно-сметной документации на официальном сайте в полном объеме является основанием для обязательной выдачи ФАС России и ее территориальными органами предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах

Проведя анализ документации, размещенной Заказчиком на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) в сети Интернет, и документации, предоставленной Заказчиком и Уполномоченным органом, Комиссией установлено.

В части доводов Общества об отсутствии в составе аукционной документации Технических характеристик работ, материалов, услуг, требований к результатам работ, к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, отсутствии локальных сметных расчетов.

 Комиссией установлено следующее.

В аукционной документации содержатся Технические требования (часть II).

Данный документ не содержит в себе детального перечня (видов) работ, материалов, услуг требуемых для выполнения данного контракта, не указан точный объем работ, нет требований к результатам работ.

Кроме того Комиссия не обнаружила в составе аукционной документации Технического задания по данному аукциону.

Доводы Заказчика о том, что все необходимые параметры указаны в проектной документации шифр Р-014-13 не состоятельны, в связи с тем, что в составе проектной документации 5 приложений, не во всех приложениях указываются материалы  и работы по данному аукциону, кроме того проектная документация содержит папку ИОС 5,1, в  составе которой присутствует спецификация оборудования и изделий.

Анализ данной спецификации показал, что товары, представленные в составе данной спецификации, указаны без указания параметров эквивалентности и возможности поставить эквивалент.

Также в составе документации по данному аукциону отсутствуют локальные сметы, что, в совокупности с вышеизложенным, не позволяет потенциальным участникам размещения заказа рассчитать затраты и сформировать свое ценовое предложение.

В данной части доводы Общества  признаются обоснованными.

3. В части доводов Общества о неуказании в документации об открытом аукционе требований к качеству работ, к безопасности, установлено, что в части II (Технические требования) аукционной документации содержится  пункт «Требования к качеству выполняемых работ», а именно:

а) работы выполнить согласно:

СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства",

СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции",

СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты",

СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия"

и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа;

б) материалы и оборудование, применяемые при производстве работ должны быть новыми (не бывшими в эксплуатации), соответствовать противопожарным и санитарным нормам, иметь паспорта и сертификаты соответствия или другие документы, подтверждающие их качество;

в) требуемое качество и надежность выполненных работ должны обеспечиваться Подрядчиком путем осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер, эффективного контроля на всех стадиях создания строительной продукции. Работы должны быть выполнены с применением технологий и с учетом методических рекомендаций, не приводящих к ухудшению состояния объекта или его частей.

Также, в Технических требованиях содержится информация об основных требованиях к режиму безопасности, гигиене труда и охране окружающей среды: Мероприятия по охране окружающей среды:

-обязательное соблюдение границ территории отводимых для производства строительно-монтажных работ;

-вести централизованную поставку растворов и бетонов, а также необходимых инертных материалов специализированным транспортом с использованием предприятий по их производству;

-мусор и бытовые отходы, образующиеся на строительной площадке, необходимо собирать в специальные закрытые металлические контейнеры, с дальнейшей отвозкой их в места, согласованные с органами санитарного надзора;

- слив ГСМ производить только на стационарных станциях техобслуживания;

- необходимо использование исправных машин и механизмов, производящих шума и выделение вредных выбросов и выхлопных газов в пределах допустимых норм.

В процессе производства работ должны соблюдаться требования по охране труда и технике безопасности в строительстве.

В целях обеспечения пожарной безопасности,  используемые при выполнении работ материалы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

На основании выше изложенного доводы ООО «АРТ-ГРУПП» в части непредставления в составе аукционной документации требований к качеству работ и к безопасности признаются не состоятельными.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать жалобу участника размещения заказа ООО «АРТ-ГРУПП»
     на действия муниципального Заказчика - МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» при размещении муниципального заказа на выполнение работ по строительству объекта: «Крытая многофункциональная спортивная площадка в поселке Ханымей Пуровского района (ОАЭФ, извещение № 0190300001313001139), частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика – МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» нарушившим требования ст. 19.1 и ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по строительству объекта: «Крытая многофункциональная спортивная площадка в поселке Ханымей Пуровского района (ОАЭФ, извещение № 0190300001313001139).
  3. Выдать  Заказчику - МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» предписание об устранении нарушений положений  ст. 19.1 и п.1 ч. 4 ст. 46 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по строительству объекта: «Крытая многофункциональная спортивная площадка в поселке Ханымей Пуровского района (ОАЭФ, извещение № 0190300001313001139).
  4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении Заказчика – МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.