Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского федерального округа подтвердил вывод Ямало-Ненецкого УФАС России: заказ на озеленение города Новый Уренгой в 2012 году был проведен с нарушением антимонопольного законодательства
По результатам рассмотрения дела № 03-01/16/01-2013, возбужденного на основании полученных от прокуратуры материалов проверки, комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России 13.02.2013 было принято решение, которым согласованные действия Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования город Новый Уренгой и муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство», выразившиеся в участии предприятия в формировании потребности заказчика и технического задания аукциона № 0190300003012000346, выполнении предприятием работ по озеленению и благоустройству до размещения информации о торгах на выполнение требуемых работ, выставлении департаментом на торги № 0190300003012000498, № 0190300003012000506 объемов и видов работ по объектам, фактически ранее выполненных предприятием, и исполнитель по которым уже был выбран в рамках иного размещения заказа (ООО «Спектр»), признаны нарушающими пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Частью 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами, а также осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет соглашение как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно материалам дела департамент выступил заказчиком при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0190300003012000346 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию объектов озеленения; победителем аукциона признано ООО «Спектр», второе место заняла заявка предприятия; по результатам аукциона между департаментом и ООО «Спектр» подписан муниципальный контракт от 05.07.2012.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и не отрицается участвующими в деле лицами, что департаментом самостоятельно расчет цены контракта не производился, объемы необходимых к выполнению работ и характеристики этих работ не исследовались; для формирования технического задания было привлечено предприятие, которое на протяжении нескольких лет выполняло в городе Новый Уренгой работы по содержанию объектов озеленения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражные суды пришли к выводу, что департамент не просто использовал полученные от предприятия сведения и документы, а в нарушение статей 19.1, 41.6 Закона о размещении заказов в полном объеме предоставил заинтересованному хозяйствующему субъекту возможность сформировать техническое задание к аукциону.
При этом судами принято во внимание, что МУП «УГХ», заведомо предполагая стать исполнителем работ по содержанию объектов озеленения и в 2012 году, начало заранее производить закупку материалов для выращивания рассады цветов, в том числе и с учетом потребности муниципального образования в данном виде сырья (товара).
Факт выполнения предприятием работ по озеленению, являвшихся предметом аукциона № 0190300003012000346, как до объявления результатов аукциона, так и после заключения департаментом муниципального контракта с ООО «Спектр», подтверждается материалами дела, вступившими в законную силу судебными актами по делу № А81-4244/2012, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Отклоняя доводы подателей жалоб о самостоятельном, без согласования с департаментом, выполнении предприятием работ до объявления аукциона, суды обоснованно указали, что работы по благоустройству и содержанию объектов озеленения проводились не на объектах частной собственности, а на земельных участках, которые принадлежат муниципальному образованию город Новый Уренгой, соответственно, не могли быть выполнены без ведома собственника земельных участков - администрации.
Кроме того, судами обеих инстанций установлено, что после подведения итогов аукциона № 0190300003012000346, департаментом на аукционах № 0190300003012000498, № 0190300003012000506, произведено размещение муниципальных заказов на выполнение работ по обустройству и содержанию объектов озеленения, по результатам которых муниципальные контракты были заключены с предприятием как единственным участником аукциона по начальной цене.
Проанализировав и сопоставив сметы к указанным аукционам, арбитражные суды сочли правомерным и поддержали вывод антимонопольного органа о том, что заказы по аукционам № 0190300003012000498, № 0190300003012000506 были размещены на те же работы, что и по аукциону № 0190300003012000346, по результатам которого
муниципальный контракт заключен с ООО «Спектр», с изменением наименований объектов, детализацией их под те виды работ, которые с ведения департамента фактически уже были выполнены предприятием.
Судами также учтено, что расчет начальной (максимальной) цены контракта по аукциону № 0190300003012000346 произведен на всю сумму, предусмотренную в бюджете муниципального образования в 2012 году на выполнение работ по озеленению и благоустройству территории города Новый Уренгой.
При таких обстоятельствах, руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 2 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о нарушении департаментом и предприятием пункта 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции.