Решение № 04-01/97-2016 по жалобе ООО «АТЛАНТ СК» (открытый конкурс № 0190200000316003022)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/97-2016

по жалобе ООО «АТЛАНТ СК»

(открытый конкурс № 0190200000316003022)

15 апреля  2016 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

при участии:

<…>– представитель Заказчика,

<…>– представитель Заказчика,

<…>– представитель Заказчика,

рассмотрев жалобу ООО «АТЛАНТ СК» (г. Москва) на действия Заказчика – Государственное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: 8901008916) при осуществлении закупки (открытый конкурс) «Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры» (закупка № 0190200000316003022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «АТЛАНТ СК» на положения конкурсной документации № 0190200000316003022 «Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры».

По мнению Заявителя конкурсная документация утверждена с нарушениями положений Закона о контрактной системе:

1) отсутствует надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок по Критерию «Цена контракта», а именно отсутствует формула расчета количества баллов, присуждаемых по показателю, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;

2) порядок оценки по показателю "Квалификация участников закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию,

3) установленные требования к тому, что место (расположение объектов) выполнения работ по ранее исполненным договорам должно относиться к 1 дорожно-климатической зоне, в условиях распространения вечной мерзлоты и сложных гидрогеологических условиях, неправомерны;

4) Заявитель считает незаконным требование Заказчика о том, что стоимость одного договора (контракта) в подтверждение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема должна составлять не менее 100 (сто) процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленной по рассматриваемому конкурсу;

5) Заявитель считает неправомерным требование о том, что участник может представить данные для оценки исключительно тех сотрудников, которые работали на постоянной основе.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Требования к составу конкурсной документации определены статьей 50 Закона о контрактной системе.

Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в т.ч., критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта". Следовательно, заказчик для оценки заявок (предложений) на участие в закупке вправе установить в документации о закупке как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия.

В конкурсной документации № 0190200000316003022 по осуществлению закупки на оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе изложены в пункте 6.2. «Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе», в пункте 6.2.2. раздела 6 «Информационная карта конкурса» конкурсной документации.

В пп. 6.2.4. п. 6.2. «Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе» указано, что оценка заявок на участие в конкурсе проводится в соответствии с порядком оценки заявок, установленным Постановлением № 1085.

Согласно п. 11 Постановления № 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки, где определены формулы расчета количества баллов, присуждаемых по стоимостным и не стоимостным показателям.

Пунктом 6.2.2. раздела 6 конкурсной документации установлен стоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе:

Цена контракта, значимость 60%.

Согласно п.16 Постановления №1085 осуществляется оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки. Лучшим предложением по критерию «Цена контракта» является наименьшая предложенная участником закупки цена контракта, т.к. в конкурсной документации указана начальная (максимальная) цена контракта.

В пункте 6.2.2. раздела 6 конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе:

Квалификация участников закупки, значимость - 40%, в том числе:

2.1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, максимальное значение 50 баллов.

Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, максимальное значение 50 баллов.

Согласно п.23 Постановления №  1085 осуществляется оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки. Лучшим условием исполнения контракта по критерию «Квалификация участников закупки» является наибольшее значение критерия оценки каждого показателя. Зависимость, предусмотренная Постановлением № 1085, установлена пропорционально между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Кроме того, Заказчик указывает, что требования к квалификации участника конкурса не являются предметом допуска к участию в торгах.

Квалификация участника будет оцениваться Заказчиком для выявления лучших условий выполнения контракта.

Относительно установления требования к тому, что место выполнения работ по ранее исполненным договорам должно относиться к 1 дорожно-климатической зоне, в условиях распространения вечной мерзлоты и сложных гидрогеологических условиях, Заказчик сообщает следующее.

Конкурсной документацией предусмотрено место выполнения работы (оказания услуги): по месту нахождения Исполнителя, по необходимости выезд на Объекты Заказчика.

Объекты транспортной инфраструктуры (Приложении №2 к Контракту) находятся в Ямало-Ненецком автономном округе, в районах распространения вечной мерзлоты, и согласно таблице Б1 СП 131.13330.2012 «Строительная климатология» данная территория относится к 1 климатическому району.

При разработке планов транспортной безопасности Техническим заданием раздел «Сведения, отражающиеся в плане обеспечения транспортной безопасности объектов транспортных инфраструктур» пункты 5, 7, 8, 10, 12 выполняются с обязательными выездами на Объекты Заказчика.

Географическое положение территории определяет ее климатические особенности. Климат данного района резко континентальный. Зима суровая, холодная продолжительная. Лето короткое, теплое. Короткие переходные сезоны - осень и весна. Наблюдаются поздние весенние и ранние осенние заморозки, резкие колебания температуры в течение года и даже суток. Безморозный период очень короткий

Осадков в районе выпадает много, особенно в теплый период с апреля по октябрь.

По характеру водного режима реки относятся к типу рек с весенне-летним половодьем и паводками в теплое время года.

Начало стока паводковых вод происходит поверх льда на малых реках, и поверх снега по логам и временным ручьям. В зимний период, один раз в 3 - 4 года, на перемерзающих реках могут образовываться наледи мощностью до 0,60 - 0,90м. При воздействии инженерно-технических сооружений наледи могут достигать 1,50 - 2,0м, заполняя все русло и даже распространяясь на пойму.

Учитывая непростые климатические особенности территории Ямало-Ненецкого автономного округа и, как следствие, наличие определенных трудностей при выполнении обозначенных работ, лучшими условиями исполнения контракта считаются организации, имеющие успешный опыт работы на объектах, находящихся на территориях, отнесенных к 1 климатическому району, способных в полной мере учесть данные особенности выполнения работ. Данная практика подрядных организаций позволит избежать возможных нежелательных последствий в ходе выполнения работ и позволит эффективно расходовать предусмотренные на эти цели бюджетные средства.

Относительно законности требования Заказчика о том, что стоимость одного договора (контракта) в подтверждение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема должна составлять не менее 100 (сто) процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленной по рассматриваемому конкурсу, Заказчиком указано следующее.

Постановлением № 1085 устанавливаются предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок. При этом пунктом 10 Постановления № 1085 установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для определения степени выгодности условий исполнения контракта Заказчик самостоятельно раскрывает содержание показателей критерия, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.

Относительно требования о предоставлении для оценки данных исключительно тех сотрудников, которые работали на постоянной основе, Заказчик указывает.

Запрашиваемая копия отчета о среднесписочной численности работников организации, заверенная руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем, печатью организации (при наличии печати), в Государственный налоговый орган по состоянию на 01.01.2016г., с отметкой налогового органа) объясняется тем, что состав и характеристики, цель, организационные, технические, правовые и иные условия оказания услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны соответствовать основным положениям Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», Приказа Минтранса России от 16.02.2011 №56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах», Приказа Министерства транспорта РФ от 8.02.2011 №42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", указанным в предмете контракта.

А так же, проектом контракта (п. 7.1.3, 7.1.4) предусмотрены следующие обязанности Исполнителя:

Не передавать какую-либо информацию, полученную при оказании услуг третьим лицам.

Руководствоваться законодательством РФ в области защиты сведений, которые являются информацией ограниченного доступа.

Выполнение требований, установленных Заказчиком, возможно организацией, специалисты которой являются штатными единицами участника закупки.

Проанализировав доводы жалобы и возражения Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Законом о контрактной системе регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

В целях определения лучших условий исполнения контракта, Заказчик вправе установить требования к товарам, работам, услугам, являющиеся значимыми для заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).

Заказчик указывает, что обжалуемые Заявителем положения конкурсной документации не являются предметом допуска к участию в торгах. Квалификация участника будет оцениваться Заказчиком для выявления лучших условий выполнения контракта.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения рассматриваемой конкурсной документации не противоречат Закону о контрактной системе.

Руководствуясь  пунктом 3 части 14, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АТЛАНТ СК» на положения конкурсной документации № 0190200000316003022 «Оказание услуг по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры» необоснованной.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.