Дело дорожников, правда и вымысел. Недавно дорожные предприятия ЯНАО обвинили в монопольном сговоре. «КС» провел собственное расследование, Общественно-политическая газета "Красный Север", 13.04.2010

Если формально соблюдать сегодняшнее законодательство о торгах, округ может остаться без зимних и без летних дорог.
В УФАС по ЯНАО рассматривается дело о нарушении законодательства, возбужденного в отношении дорожно-строительных предприятий, работающих на территории ЯНАО. Антимонопольный орган инкриминирует компаниям согласованные действия, направленные на поддержание максимальной цены на торгах, при проведении аукциона на право заключения контракта по содержанию автодорог и переправ через Обь на 2010 год.
Торги проводились в конце 2009 года, на каждый из лотов (более 10) заявлялось и было допущено несколько участников, однако на сам аукцион на каждый лот явились по одному представителю отдельных компаний по очереди. В итоге государственные контракты были заключены по максимальной цене.
Антимонопольное ведомство считает, что отсутствие состязательности при проведении аукциона и поддержание максимальной цены контрактов явилось негативным фактором. Как следствие, сэкономить бюджетные средства при размещении подрядов на содержание дорог и зимников в Ямало-Ненецком автономном округе в 2010 году не удалось.
Но по данному вопросу есть и другое мнение.
НА ЧЁМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СЭКОНОМИТЬ
«КС» попросил прокомментировать ситуацию исполняющего обязанности руководителя Дирекции дорожного хозяйства ЯНАО Вячеслава Константиновича Грекова и директора ГУП «Ямалавтодор» Дмитрия Александровича Варакина (когла верстался номер, стало известно, что Дмитрий Варакин назначен первым заместителем директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО).
Вячеслав ГРЕКОВ: «Как выходец из подрядной организации, я на своей шкуре испытал все невзгоды дорожных строителей. Главная проблема – это постоянный дефицит финансовых средств, и государство никак в этом деле не повернется к нам лицом. Дороги нужны людям? Очевидно, что двух мнений на сей счет нет. Но вот как в 2009 кризисном году нас секвестровали, так и по сей день сидим, что называется, сосем лапу. Впрочем, будем надеяться, что новый губернатор Дмитрий Кобылкин, обозначивший строительство дорог в качестве одного из приоритетов администрации округа, поможет дорожникам. А пока имеем то, что имеем. Мы понимаем, что на лоты мы выставляем участки дорог по заниженным для Севера нормативам. Это нормативы для средней полосы России. Но что делать? И дорожники берутся за строительство, ремонт и содержание дорог, заведомо зная, что этих средств недостаточно для качественных работ.
При всем при этом, когда профессионалы участвуют в торгах, они понимают, что могут сбросить всего несколько тысяч. Иначе им просто стыдно будет людям в глаза смотреть за свою работу. Левые же компании – «фирмы с одной авторучкой» – могут и с десяти миллионов до пяти снизить цену подряда. Бывает, на торги выходят, смешно сказать, и предприятия, торгующие водкой. Главное, чтобы они правильно оформили документацию. А потом они получат тридцать процентов предоплаты и ищи их как ветра в поле. А дорога или её участок останутся без обслуживания или без строительства. Или на одном разбитом тракторе подрядчик будет скрябать какую-то зимнюю трассу, не обеспечивая надлежащего качества. ГАИ будет дирекцию предписаниями заваливать. А чтобы переторговать объемы, нужно не менее 70 дней. И мне надо вернуть через суд назад 30 процентов предоплаты, иначе невозможно переторговать объект. И о какой экономии бюджетных средств рассуждает здесь антимонопольное управление?»
ВЫВОД «КС»: из доводов Вячеслава Грекова можно сделать вывод о том, что антимонопольщики призывают к экономии денег за счет безопасности граждан на дорогах и привлечения в округ левых недобросовестных подрядчиков. Надеемся, что это не так. Мы уважаем коллектив Антимонопольного управления по ЯНАО как профессионалов своего дела и давно сотрудничаем с ним. Поэтому убеждены, что факты, изложенные нашим респондентом, будут взяты во внимание при принятии ведомством окончательного решения.
А ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА?
Дмитрий ВАРАКИН: «Ситуация парадоксальная – государственное предприятие «Ямалавтодор» создано для выполнения государственных заказов. Иными словами – для решения социальных вопросов, что и прописано в уставе предприятия. Если нам будет даже невыгодно, но на любую работу по приказу дорожного департамента мы выйдем. ГУП – это гарантия для округа, что все необходимые работы будут выполнены. Еще это и рабочие места и заработная плата для жителей региона.
А извлечение прибыли не главная наша задача. Но наравне со всеми коммерческими организациями мы участвуем в аукционах на право выполнения тех или иных работ. Никаких привилегий не имеем. Разумнее была прежняя система выдачи подрядов через конкурсы.
Но тем не менее.
На этом рынке содержания дорог в ЯНАО мы, руководители компании, работаем уже не по одному году. Все знают, где им работать выгодно, а где невыгодно. Кризис подстегнул многие другие предприятия, может быть, работавшие ранее у нефтяников и газовиков, заниматься любой, даже непрофильной для него деятельностью, и участвовать в разных аукционах. В том числе и по дорогам. Поэтому «Ямалавтодор» на прошедшем аукционе, подстраховавшись, выходил на все лоты. За десять дней до начала аукциона были оглашены списки участников. Как оказалось, посторонние фирмы из-за ошибок в документации не прошли отбора. И все исторически сложившиеся предприятия вышли на аукционные торги на свои исторические лоты (свои участки). Мы не претендовали на обслуживание дорог в Ноябрске, поскольку это нам не с руки. А ноябрьские дорожники также не торговались за салехардские объекты. И в этом антимонопольное управление увидело сговор. Это притом, что денег в 2010 году на содержание дорог в ЯНАО выделено еще меньше, чем в прошлом 2009 году. А сюда добавьте еще и инфляцию.
МНЕНИЕ «КС»: информация Дмитрия Варакина заслуживает внимания. Сговора дорожников в торгах мы не увидели.
Информация о так называемом деле ямальских дорожников вызвала общественный резонанс. В ближайшее время читайте заявление по данному вопросу Владимира Александровича Маслова, генерального директора некоммерческого партнерства «Дорожная ассоциация Ямала».