«Пистолет» метит в крупные купюры

«Пистолет» метит в крупные купюры

 

Топливо для автомобилей обходится всё дороже. Рост цен на бензин по России с начала года опережает инфляцию. На Ямале стоимость топлива также движется вверх. В причинах разбирается антимонопольная служба.

По данным еженедельного мониторинга Росстата, на 22 сентября (пока более поздних данных нет) средняя цена на бензин и дизтопливо по стране повысилась до отметки 33,04 рубля. Неделей раньше этот показатель равнялся 32,97 рубля. Рост цен зафиксирован в сорока трех субъектах РФ, и только в трех – снижение. Счастливчиками оказались Горно-Алтайск, Великий Новгород и Пенза, где отмечено удешевление бензина на 0,1–0,5 процента. В Салехарде тем временем бензин стоил в среднем 37,59, но для северных труднодоступных регионов это не предел. К примеру, в Якутске средняя цена – 39,18, в Магадане – 40,11, а в Анадыре и того больше – 51,12 рубля!

Тем не менее ямальских автомобилистов разница в ценниках на АЗС напрягает. На днях в редакцию обратилась жительница Тазовского района, возмущенная тем, что стоимость бензина в поселке значительно выше, чем в Новом Уренгое.

– От города до нас не так далеко… Почему такое расхождение? У меня дочь автовладелец, ездить на машине с каждым днем всё дороже. Объяснить, в чем причина, мне так никто и не захотел, – констатировала женщина, не пожелавшая, чтобы ее имя прозвучало на страницах «КС».

 

ТЕНДЕНЦИИ И ПРИЧИНЫ

Удорожание, как видим, неоспоримый факт, фиксирующийся по всей Федерации. Эксперты видят в этом несколько причин. Одна из них – повышение стоимости у оптовиков. Так, по данным «Коммерсанта», в начале сентября из-за сокращений поставок топлива на внутренний рынок цены выросли на 1,6-1,7 процента.

Другие специалисты связывают ситуацию с переменами на нефтяном рынке и курсом рубля по отношению к доллару. Чем «черное золото» дешевле, а российские деньги слабее, тем выше оптовая цена. Однако на прошлой неделе в эфире программы «Карабъянц. Взгляд» на РБК-ТВ Алексей Торгашев, коммерческий директор ООО «Новотэк-Трейдинг», сделал обнадеживающий прогноз. Цены на биржах и у оптовиков уже к концу ноября могут снизиться на 20 процентов. Но вот обычный потребитель, скорее всего, этого не почувствует. Эксперт предполагает, что расценки «на пистолете» не уменьшатся, ведь владельцы АЗС, у части из которых прибыль нынешним летом была близка к нулю, таким образом смогут отыграть упущенное.

 

 

ЯМАЛ В ОБЩЕМ ТРЕНДЕ

В отличие от Росстата, который фиксирует топливные цены на Ямале всего в нескольких населенных пунктах, Управление ФАС России по ЯНАО проводит мониторинг по всему региону. Как отметил в комментарии «КС» ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы УФАС России по ЯНАО Марат Мухаметханов, повышение стоимости на АЗС не отстает от общероссийских тенденций.

– За последнее время наблюдается только положительная динамика. Особенно большой скачок был в августе, и сейчас идет постепенное нарастание. Так, средняя цена на АИ-92 на 22 сентября была 36,60, на 95-й – 37,31, на дизельное топливо – 37,77 рубля, – привел цифры Марат Мухаметханов.

По его сведениям, минимальные цены на АИ-92 и АИ-95 сложились в Пуровском районе, литр там обходится в 33,1 и 34,4 рубля соответственно. Самое дешевое дизельное топливо в Ноябрьске – 34,7 рубля.

Максимальные цены по-прежнему держатся в Шурышкарском районе и во многом зависят от трудной транспортной схемы и сезонности доставок. Напомним, что селяне района зимой уже жаловались в ведомство на заоблачную стоимость бензина. Антимонопольщики тогда нарушений не выявили.

 

 

ЗА НАДБАВКОЙ

Отдельно остановимся на самой возможности проанализировать ценники на АЗС. Как не раз писал «КС», нормативно-правовой базы для регулирования стоимости топлива для населения нет. Проверить продавцов можно далеко не всегда.

Возможность дает установленный для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов предельный уровень торговой надбавки. В среднем по региону она составляет десять процентов, но не действует в Лабытнанги, Муравленко, Ноябрьске и Новом Уренгое. Если предприятие не укладывается в показатель, оно может обратиться в департамент тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО и защитить более существенную цифру. Правда, с начала года никто такого шага не предпринял.

Департамент же планово следит и за использованием надбавки. С января 2014-го, проинформировала начальник управления цен и тарифов в непроизводственной сфере профильного департамента Елена Ахметова, две проверки уже состоялись.

– В январе – феврале мы проверили использование надбавки по всем АЗС ОАО «НК «Роснефть» – «Ямалнефте-продукт» и в августе – сентябре ООО «ПурНефть». По первому хозяйствующему субъекту был составлен протокол по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов. По «ПурНефти» выявлены нарушения, связанные с превышением предельной надбавки, открыто административное производство, – отметила Ахметова, подчеркнув, что до конца года ведомство успеет организовать еще одну проверку.

 

ЗАПРОСЫ ЧЕРЕЗ МОСКВУ

Антимонопольщики не спускают глаз с динамики цен на бензин и использования надбавки. Им в помощь – жалобы граждан, позволяющие проанализировать деятельность владельцев АЗС. К примеру, письмо от общественного движения «Дороги Ямала» помогло вскрыть превышение торговой надбавки в Красноселькупском и Ямальском районах. Там нашлись хозяйствующие субъекты, которым существующей оказалось мало.

Сейчас, как отметил представитель ведомства Марат Мухаметханов, рассматривается вопрос либо о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, либо передаче материалов по факту нарушения порядка ценообразования в департамент тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО.

Под наблюдением службы и вышеназванное ОАО «НК «Роснефть» – «Ямалнефтепродукт». Антимонопольщики фиксировали еженедельное увеличение стоимости у этого продавца, хотя жаловались только салехардцы. По данным, которые компания предоставила в ямальское УФАС, удорожание идет за счет увеличения закупочной цены и роста транспортных расходов. Сейчас специалисты привлекли московских коллег, чтобы выяснить информацию о поставщиках и их расценках. Вот такой долгий алгоритм.

Что же касается Тазовского, то здесь в отличие от Нового Уренгоя действует предельный уровень торговой надбавки. Она, к примеру, у «Роснефть–Ямалнефтепродукта» составляет 18,28 процента. Кроме того, здесь выше торгово-снабженческая надбавка, что поделаешь, таковы условия доставки в районный центр. Подсказываем: чтобы специалисты могли проанализировать фактическое положение дел, недовольным тазовчанам необходимо оформить официальную претензию.

В ведомстве подчеркивают, что если повышение продолжится, возможно, под «лупу» экспертов попадет наибольшее число продавцов топлива.

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА ПОКАЖЕТ ВСЁ

Антимонопольная служба России запустила на своем сайте новый проект, позволяющий отследить текущее состояние розничных цен на нефтепродукты в регионах.

Интерактивная карта, сообщает пресс-служба ведомства, пока работает в тестовом режиме. Идеей для ее создания послужил еженедельный мониторинг, который ФАС России проводит совместно с территориальными органами.

Появление карты, считает начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин, позволит потребителям ориентироваться в ценовой ситуации и получать информацию о структурах этого рынка.

 

 

ПРИСАДКИ С НАРУШЕНИЯМИ

Федерация автовладельцев России просит разобраться с продавцами некачественного бензина.

Объединение обратилось к руководителям Минпромторга, Минэнерго и Роспотребнадзора с просьбой принять организационные и законодательные меры к защите автомобилистов от включения вредных веществ в состав горючего.

Поводом для письма стали итоги расследования, которое провели общественники. Серия рейдов в Москве, Санкт-Петербурге, на трассе между двумя столицами – в Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областях, а также в Челябинской и Ивановской областях выявила целый ряд нарушений. Контрольные проверки 400 АЗС с помощью 800 тестов показали, что содержание топливных присадок, применение которых ограничивается Техническим регламентом Таможенного союза, превышает нормы на 25–48 процентов, сообщается на сайте ФАР.

Екатерина ПШЕНЦОВА

kati-ks@yandex.ru