Решение и предписание по делу в отношении Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 03-01/30-2011
Дата публикации: 21 декабря 2011, 01:00

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управление вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/30-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

установила:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление ООО «ОПС Надым Монтаж».

В соответствии с указанным заявлением данный хозяйствующий субъект работает на рынке обслуживания технических средств охраны на территории МО Надымский район.

Обществом заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны на охраняемых Отделом вневедомственной охраны при управлении министерства внутренних дел по Надымскому району объектах.

Заявителем предоставлены документы, в соответствии с которыми Отдел вневедомственной охраны при УМВД по Надымскому району требует от собственников охраняемых объектов заключение договоров на обслуживание ТСО только с организациями, которые соответствуют требованиям отдела и заключили соглашение о взаимодействии с отделом.

Данные требования не предусмотрены законодательством РФ.

 

Заинтересованным лицом - Управлением вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу были направлены следующие пояснения по данному делу.

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), а также во исполнение указания ДГЗИ МВД России от 18.02.2011          № 36-533 «О расторжении договоров» УВО при УВД по ЯНАО в подчиненные подразделения было направлено соответствующее указание (исх. от 25.02.2011 № 74/16-376), которым предписывалось обеспечить с 01.03.2011 приведение в соответствие с требованиями Закона о полиции деятельность подразделений вневедомственной охраны автономного округа путем расторжения в установленном порядке договоров на услуги, не соответствующие правам и обязанностям полиции.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТОО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Вопросы взаимодействия вневедомственной охраны с обслуживающей организацией нормативно урегулированы только для ФГУП «Охрана» МВД России Приказом МВД России от 20.02.2009г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В связи с тем, что филиал ФГУП «Охрана» МВД России по ЯНАО осуществляет свою деятельность (в плане обслуживания технических средств охраны (ТСО) охраняемых объектов только на территории одного муниципального образования - г. Новый Уренгой и не имеет возможности развития в остальных МО автономного округа, встал вопрос о передаче работ по техническому обслуживанию ТСО другим обслуживающим организациям.

По аналогии с пунктом 4 Приложения к вышеуказанному приказу МВД России («Инструкция об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации»), а также, учитывая то, что порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию ТСО, установленных на охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектах, не определен, УВО при УВД по ЯНАО предусмотрено заключение Соглашения о взаимодействии между ОВО и обслуживающей организацией.

Данным Соглашением предусмотрена ответственность обслуживающей организации в случае недобросовестного исполнения последней возложенных на нее обязательств, проведение в установленном порядке проверок граждан, непосредственно осуществляющих обслуживание технических средств охраны и имеющих доступ к информации, касающейся системы защиты объектов, на соответствие требованиям, предъявляемым федеральным законом от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» по специальным учетам ОВД, другие вопросы.

С целью обеспечения надежной охраны имущества собственников по заключенным договорам УВО при УВД по ЯНАО были направлены в подчиненные подразделения указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.).

Все требования, предусмотренные УВО при УВД по ЯНАО, в том числе по заключению Соглашений, предъявляются только к обслуживающим организациям при осуществлении ими деятельности по монтажу и обслуживанию технических средств охраны, установленных на объектах, передаваемых под охрану ОВО в целях надлежащей охраны объектов.

Кроме того, как указывает Управление, в настоящее время указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.) отозваны, о чем направлено соответствующее письмо в подчиненные подразделения. Следовательно, нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Ответчиком по делу - Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району пояснения по делу не предоставлены.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» подразделения вневедомственной охраны автономного округа расторгли в установленном порядке договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны и заключили договоры только на оказание услуг по охране объектов.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТОО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Как установлено материалами дела, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации  относится к охранной деятельности.

Следовательно, мероприятия по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации могут выполнять организации, созданные и осуществляющие такую деятельность в установленном законом РФ порядке. Данные виды услуг осуществляются на основании лицензии в рамках негосударственной (частной) охранной деятельности.

Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц).

 

Между тем, в материалах дела имеются письма Ответчика по делу - Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, направленные в адрес собственников охраняемых помещений, в соответствии с которыми Отдел предлагал собственникам расторгнуть договор на техническое обслуживание с выбранной организацией и заключить договор с организацией, имеющей соглашение о взаимодействии с подразделениями вневедомственной охраны.

Требования об обязательном заключении соглашения о взаимодействии обслуживающих организаций с подразделениями вневедомственной охраны не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ.

В ходе заседания комиссии представитель Отдела ссылался на положения Приказа МВД России от 20.02.2009 г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации». Между тем, положения указанного приказа распространяются только на порядок взаимодействия между подразделениями вневедомственной охраны и федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.

По смыслу пункта 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30                «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющим функции указанных органов органы или организации, при принятии акта и (или) совершения действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, должны обосновывать данные свои действия конкретной нормой федерального закона, разрешившей данному органу принять оспариваемый акт, осуществить оспариваемые действия (бездействия).

Нормы федерального законодательства, разрешающие подразделениям вневедомственной охраны указывать собственникам охраняемых объектов на необходимость заключения договоров на обслуживание ТСО только с субъектами, которые заключили соглашение о взаимодействии с указанными подразделениями, а также указывать обслуживающим организациям на необходимость заключения таких соглашений, отсутствуют.

 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или), осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии с п. 1 Положения об отделе вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (приказ УВО при УВД по ЯНАО от 12.10.2007 № 59) отдел входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Действия отдела по обязыванию собственников охраняемых помещений заключать договоры на обслуживание ТСО только с теми обслуживающими организациями, которые заключили соглашение о взаимодействии с отделом, квалифицируются комиссией как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как данные действия не предусмотрены федеральным законодательством, а также указанные действия привели к нарушению прав и законных интересов ООО ОПС «Надым Монтаж».

Такая сфера деятельности, как обслуживание ТСО регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и требует лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность.

Между тем, как указали представители Управления, данная лицензия имеется не у всех хозяйствующих субъектов, занимающихся обслуживанием ТСО. В этой связи ими была предложена альтернатива и в целях обеспечения надлежащей охраны объектов предоставлена возможность заключать соглашения о взаимодействии с отделами вневедомственной охраны. В рамках заключения указанных соглашений обслуживающие организации сдают определенные зачеты и подтверждают возможность осуществления данной деятельности. В целях развития конкуренции на рынке услуг обслуживающих организаций ТСО, Комиссия считает возможным заключение данных соглашений, но только с учетом того, что субъект может предоставить и лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность.

 

Указание на то, что в настоящее время указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.) отозваны, о чем направлено соответствующее письмо в подчиненные подразделения, не может быть принято во внимание.

УВО при УВД по ЯНАО были направлены письма в адрес ОВО при УВД по Надымскому району об отсутствии необходимости заключения соглашений с обслуживающими организациями. Между тем, данные сведения не доведены до собственников охраняемых объектов.

В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать предписание об  устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

В этой связи, Комиссия считает возможным административное производство по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении должностного лица Отдела за совершение действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, не возбуждать, а ограничиться направляем обращения в адрес УВО при УВД по ЯНАО о необходимости привлечения должностного лица отдела к дисциплинарной ответственности.

 

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимает меры по прекращению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 23 антимонопольный орган принимает решения и выдает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе:

А) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

Б) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

2. Выдать Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить  в адрес УВО при УВД по ЯНАО обращение о необходимости привлечения должностного лица Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району к дисциплинарной ответственности

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 03-01/30-2011

 

05 декабря 2011 года                                                                                                г. Салехард

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»                           (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 05 декабря           2011 года по делу № 03-01/30-2011 о нарушении Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом,                             

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

В целях создания условий для развития конкуренции на рынке услуг по обслуживанию технических средств охраны Отделу вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району:

Направить в адрес собственников охраняемых отделом объектов письма о необходимости заключения договоров на обслуживание технических средств охраны с хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность либо с хозяйствующими субъектами, заключившим соглашение о взаимодействии с отделом вневедомственной охраны.

 

О выполнении предписания сообщить в срок до 30.01.2012 года, представив в Ямало-Ненецкое УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 5446 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу в отношении Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5446 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324442978 [changed] => 1368723314 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368723314 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управление вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/30-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

установила:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление ООО «ОПС Надым Монтаж».

В соответствии с указанным заявлением данный хозяйствующий субъект работает на рынке обслуживания технических средств охраны на территории МО Надымский район.

Обществом заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны на охраняемых Отделом вневедомственной охраны при управлении министерства внутренних дел по Надымскому району объектах.

Заявителем предоставлены документы, в соответствии с которыми Отдел вневедомственной охраны при УМВД по Надымскому району требует от собственников охраняемых объектов заключение договоров на обслуживание ТСО только с организациями, которые соответствуют требованиям отдела и заключили соглашение о взаимодействии с отделом.

Данные требования не предусмотрены законодательством РФ.

 

Заинтересованным лицом - Управлением вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу были направлены следующие пояснения по данному делу.

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), а также во исполнение указания ДГЗИ МВД России от 18.02.2011          № 36-533 «О расторжении договоров» УВО при УВД по ЯНАО в подчиненные подразделения было направлено соответствующее указание (исх. от 25.02.2011 № 74/16-376), которым предписывалось обеспечить с 01.03.2011 приведение в соответствие с требованиями Закона о полиции деятельность подразделений вневедомственной охраны автономного округа путем расторжения в установленном порядке договоров на услуги, не соответствующие правам и обязанностям полиции.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТОО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Вопросы взаимодействия вневедомственной охраны с обслуживающей организацией нормативно урегулированы только для ФГУП «Охрана» МВД России Приказом МВД России от 20.02.2009г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В связи с тем, что филиал ФГУП «Охрана» МВД России по ЯНАО осуществляет свою деятельность (в плане обслуживания технических средств охраны (ТСО) охраняемых объектов только на территории одного муниципального образования - г. Новый Уренгой и не имеет возможности развития в остальных МО автономного округа, встал вопрос о передаче работ по техническому обслуживанию ТСО другим обслуживающим организациям.

По аналогии с пунктом 4 Приложения к вышеуказанному приказу МВД России («Инструкция об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации»), а также, учитывая то, что порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию ТСО, установленных на охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектах, не определен, УВО при УВД по ЯНАО предусмотрено заключение Соглашения о взаимодействии между ОВО и обслуживающей организацией.

Данным Соглашением предусмотрена ответственность обслуживающей организации в случае недобросовестного исполнения последней возложенных на нее обязательств, проведение в установленном порядке проверок граждан, непосредственно осуществляющих обслуживание технических средств охраны и имеющих доступ к информации, касающейся системы защиты объектов, на соответствие требованиям, предъявляемым федеральным законом от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» по специальным учетам ОВД, другие вопросы.

С целью обеспечения надежной охраны имущества собственников по заключенным договорам УВО при УВД по ЯНАО были направлены в подчиненные подразделения указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.).

Все требования, предусмотренные УВО при УВД по ЯНАО, в том числе по заключению Соглашений, предъявляются только к обслуживающим организациям при осуществлении ими деятельности по монтажу и обслуживанию технических средств охраны, установленных на объектах, передаваемых под охрану ОВО в целях надлежащей охраны объектов.

Кроме того, как указывает Управление, в настоящее время указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.) отозваны, о чем направлено соответствующее письмо в подчиненные подразделения. Следовательно, нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Ответчиком по делу - Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району пояснения по делу не предоставлены.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» подразделения вневедомственной охраны автономного округа расторгли в установленном порядке договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны и заключили договоры только на оказание услуг по охране объектов.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТОО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Как установлено материалами дела, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации  относится к охранной деятельности.

Следовательно, мероприятия по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации могут выполнять организации, созданные и осуществляющие такую деятельность в установленном законом РФ порядке. Данные виды услуг осуществляются на основании лицензии в рамках негосударственной (частной) охранной деятельности.

Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц).

 

Между тем, в материалах дела имеются письма Ответчика по делу - Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, направленные в адрес собственников охраняемых помещений, в соответствии с которыми Отдел предлагал собственникам расторгнуть договор на техническое обслуживание с выбранной организацией и заключить договор с организацией, имеющей соглашение о взаимодействии с подразделениями вневедомственной охраны.

Требования об обязательном заключении соглашения о взаимодействии обслуживающих организаций с подразделениями вневедомственной охраны не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ.

В ходе заседания комиссии представитель Отдела ссылался на положения Приказа МВД России от 20.02.2009 г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации». Между тем, положения указанного приказа распространяются только на порядок взаимодействия между подразделениями вневедомственной охраны и федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.

По смыслу пункта 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30                «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющим функции указанных органов органы или организации, при принятии акта и (или) совершения действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, должны обосновывать данные свои действия конкретной нормой федерального закона, разрешившей данному органу принять оспариваемый акт, осуществить оспариваемые действия (бездействия).

Нормы федерального законодательства, разрешающие подразделениям вневедомственной охраны указывать собственникам охраняемых объектов на необходимость заключения договоров на обслуживание ТСО только с субъектами, которые заключили соглашение о взаимодействии с указанными подразделениями, а также указывать обслуживающим организациям на необходимость заключения таких соглашений, отсутствуют.

 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или), осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии с п. 1 Положения об отделе вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (приказ УВО при УВД по ЯНАО от 12.10.2007 № 59) отдел входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Действия отдела по обязыванию собственников охраняемых помещений заключать договоры на обслуживание ТСО только с теми обслуживающими организациями, которые заключили соглашение о взаимодействии с отделом, квалифицируются комиссией как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как данные действия не предусмотрены федеральным законодательством, а также указанные действия привели к нарушению прав и законных интересов ООО ОПС «Надым Монтаж».

Такая сфера деятельности, как обслуживание ТСО регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и требует лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность.

Между тем, как указали представители Управления, данная лицензия имеется не у всех хозяйствующих субъектов, занимающихся обслуживанием ТСО. В этой связи ими была предложена альтернатива и в целях обеспечения надлежащей охраны объектов предоставлена возможность заключать соглашения о взаимодействии с отделами вневедомственной охраны. В рамках заключения указанных соглашений обслуживающие организации сдают определенные зачеты и подтверждают возможность осуществления данной деятельности. В целях развития конкуренции на рынке услуг обслуживающих организаций ТСО, Комиссия считает возможным заключение данных соглашений, но только с учетом того, что субъект может предоставить и лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность.

 

Указание на то, что в настоящее время указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.) отозваны, о чем направлено соответствующее письмо в подчиненные подразделения, не может быть принято во внимание.

УВО при УВД по ЯНАО были направлены письма в адрес ОВО при УВД по Надымскому району об отсутствии необходимости заключения соглашений с обслуживающими организациями. Между тем, данные сведения не доведены до собственников охраняемых объектов.

В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать предписание об  устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

В этой связи, Комиссия считает возможным административное производство по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении должностного лица Отдела за совершение действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, не возбуждать, а ограничиться направляем обращения в адрес УВО при УВД по ЯНАО о необходимости привлечения должностного лица отдела к дисциплинарной ответственности.

 

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимает меры по прекращению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 23 антимонопольный орган принимает решения и выдает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе:

А) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

Б) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

2. Выдать Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить  в адрес УВО при УВД по ЯНАО обращение о необходимости привлечения должностного лица Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району к дисциплинарной ответственности

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 03-01/30-2011

 

05 декабря 2011 года                                                                                                г. Салехард

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»                           (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 05 декабря           2011 года по делу № 03-01/30-2011 о нарушении Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом,                             

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

В целях создания условий для развития конкуренции на рынке услуг по обслуживанию технических средств охраны Отделу вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району:

Направить в адрес собственников охраняемых отделом объектов письма о необходимости заключения договоров на обслуживание технических средств охраны с хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность либо с хозяйствующими субъектами, заключившим соглашение о взаимодействии с отделом вневедомственной охраны.

 

О выполнении предписания сообщить в срок до 30.01.2012 года, представив в Ямало-Ненецкое УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управление вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/30-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

установила:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление ООО «ОПС Надым Монтаж».

В соответствии с указанным заявлением данный хозяйствующий субъект работает на рынке обслуживания технических средств охраны на территории МО Надымский район.

Обществом заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны на охраняемых Отделом вневедомственной охраны при управлении министерства внутренних дел по Надымскому району объектах.

Заявителем предоставлены документы, в соответствии с которыми Отдел вневедомственной охраны при УМВД по Надымскому району требует от собственников охраняемых объектов заключение договоров на обслуживание ТСО только с организациями, которые соответствуют требованиям отдела и заключили соглашение о взаимодействии с отделом.

Данные требования не предусмотрены законодательством РФ.

 

Заинтересованным лицом - Управлением вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу были направлены следующие пояснения по данному делу.

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), а также во исполнение указания ДГЗИ МВД России от 18.02.2011          № 36-533 «О расторжении договоров» УВО при УВД по ЯНАО в подчиненные подразделения было направлено соответствующее указание (исх. от 25.02.2011 № 74/16-376), которым предписывалось обеспечить с 01.03.2011 приведение в соответствие с требованиями Закона о полиции деятельность подразделений вневедомственной охраны автономного округа путем расторжения в установленном порядке договоров на услуги, не соответствующие правам и обязанностям полиции.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТОО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Вопросы взаимодействия вневедомственной охраны с обслуживающей организацией нормативно урегулированы только для ФГУП «Охрана» МВД России Приказом МВД России от 20.02.2009г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В связи с тем, что филиал ФГУП «Охрана» МВД России по ЯНАО осуществляет свою деятельность (в плане обслуживания технических средств охраны (ТСО) охраняемых объектов только на территории одного муниципального образования - г. Новый Уренгой и не имеет возможности развития в остальных МО автономного округа, встал вопрос о передаче работ по техническому обслуживанию ТСО другим обслуживающим организациям.

По аналогии с пунктом 4 Приложения к вышеуказанному приказу МВД России («Инструкция об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации»), а также, учитывая то, что порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию ТСО, установленных на охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектах, не определен, УВО при УВД по ЯНАО предусмотрено заключение Соглашения о взаимодействии между ОВО и обслуживающей организацией.

Данным Соглашением предусмотрена ответственность обслуживающей организации в случае недобросовестного исполнения последней возложенных на нее обязательств, проведение в установленном порядке проверок граждан, непосредственно осуществляющих обслуживание технических средств охраны и имеющих доступ к информации, касающейся системы защиты объектов, на соответствие требованиям, предъявляемым федеральным законом от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» по специальным учетам ОВД, другие вопросы.

С целью обеспечения надежной охраны имущества собственников по заключенным договорам УВО при УВД по ЯНАО были направлены в подчиненные подразделения указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.).

Все требования, предусмотренные УВО при УВД по ЯНАО, в том числе по заключению Соглашений, предъявляются только к обслуживающим организациям при осуществлении ими деятельности по монтажу и обслуживанию технических средств охраны, установленных на объектах, передаваемых под охрану ОВО в целях надлежащей охраны объектов.

Кроме того, как указывает Управление, в настоящее время указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.) отозваны, о чем направлено соответствующее письмо в подчиненные подразделения. Следовательно, нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Ответчиком по делу - Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району пояснения по делу не предоставлены.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» подразделения вневедомственной охраны автономного округа расторгли в установленном порядке договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны и заключили договоры только на оказание услуг по охране объектов.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТОО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Как установлено материалами дела, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации  относится к охранной деятельности.

Следовательно, мероприятия по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации могут выполнять организации, созданные и осуществляющие такую деятельность в установленном законом РФ порядке. Данные виды услуг осуществляются на основании лицензии в рамках негосударственной (частной) охранной деятельности.

Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц).

 

Между тем, в материалах дела имеются письма Ответчика по делу - Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, направленные в адрес собственников охраняемых помещений, в соответствии с которыми Отдел предлагал собственникам расторгнуть договор на техническое обслуживание с выбранной организацией и заключить договор с организацией, имеющей соглашение о взаимодействии с подразделениями вневедомственной охраны.

Требования об обязательном заключении соглашения о взаимодействии обслуживающих организаций с подразделениями вневедомственной охраны не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ.

В ходе заседания комиссии представитель Отдела ссылался на положения Приказа МВД России от 20.02.2009 г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации». Между тем, положения указанного приказа распространяются только на порядок взаимодействия между подразделениями вневедомственной охраны и федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.

По смыслу пункта 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30                «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющим функции указанных органов органы или организации, при принятии акта и (или) совершения действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, должны обосновывать данные свои действия конкретной нормой федерального закона, разрешившей данному органу принять оспариваемый акт, осуществить оспариваемые действия (бездействия).

Нормы федерального законодательства, разрешающие подразделениям вневедомственной охраны указывать собственникам охраняемых объектов на необходимость заключения договоров на обслуживание ТСО только с субъектами, которые заключили соглашение о взаимодействии с указанными подразделениями, а также указывать обслуживающим организациям на необходимость заключения таких соглашений, отсутствуют.

 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или), осуществления таких действий (бездействия), в том числе установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии с п. 1 Положения об отделе вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (приказ УВО при УВД по ЯНАО от 12.10.2007 № 59) отдел входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Действия отдела по обязыванию собственников охраняемых помещений заключать договоры на обслуживание ТСО только с теми обслуживающими организациями, которые заключили соглашение о взаимодействии с отделом, квалифицируются комиссией как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как данные действия не предусмотрены федеральным законодательством, а также указанные действия привели к нарушению прав и законных интересов ООО ОПС «Надым Монтаж».

Такая сфера деятельности, как обслуживание ТСО регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и требует лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность.

Между тем, как указали представители Управления, данная лицензия имеется не у всех хозяйствующих субъектов, занимающихся обслуживанием ТСО. В этой связи ими была предложена альтернатива и в целях обеспечения надлежащей охраны объектов предоставлена возможность заключать соглашения о взаимодействии с отделами вневедомственной охраны. В рамках заключения указанных соглашений обслуживающие организации сдают определенные зачеты и подтверждают возможность осуществления данной деятельности. В целях развития конкуренции на рынке услуг обслуживающих организаций ТСО, Комиссия считает возможным заключение данных соглашений, но только с учетом того, что субъект может предоставить и лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность.

 

Указание на то, что в настоящее время указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.) отозваны, о чем направлено соответствующее письмо в подчиненные подразделения, не может быть принято во внимание.

УВО при УВД по ЯНАО были направлены письма в адрес ОВО при УВД по Надымскому району об отсутствии необходимости заключения соглашений с обслуживающими организациями. Между тем, данные сведения не доведены до собственников охраняемых объектов.

В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать предписание об  устранении нарушений антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

В этой связи, Комиссия считает возможным административное производство по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении должностного лица Отдела за совершение действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, не возбуждать, а ограничиться направляем обращения в адрес УВО при УВД по ЯНАО о необходимости привлечения должностного лица отдела к дисциплинарной ответственности.

 

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимает меры по прекращению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 23 антимонопольный орган принимает решения и выдает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе:

А) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

Б) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

2. Выдать Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить  в адрес УВО при УВД по ЯНАО обращение о необходимости привлечения должностного лица Отдел вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району к дисциплинарной ответственности

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 03-01/30-2011

 

05 декабря 2011 года                                                                                                г. Салехард

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»                           (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 05 декабря           2011 года по делу № 03-01/30-2011 о нарушении Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом,                             

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

В целях создания условий для развития конкуренции на рынке услуг по обслуживанию технических средств охраны Отделу вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району:

Направить в адрес собственников охраняемых отделом объектов письма о необходимости заключения договоров на обслуживание технических средств охраны с хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность либо с хозяйствующими субъектами, заключившим соглашение о взаимодействии с отделом вневедомственной охраны.

 

О выполнении предписания сообщить в срок до 30.01.2012 года, представив в Ямало-Ненецкое УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание:

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/30-2011 [format] => [safe_value] => 03-01/30-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управление вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/30-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

 

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управление вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/30-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6) п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а именно совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 19:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-18 19:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324442978 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ямало-Ненецкое УФАС России )