Решение по делу в отношении Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 03-01/31-2011
Дата публикации: 21 декабря 2011, 01:00

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управления вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/31-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

установила:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление ООО «ОПС Надым Монтаж».

В соответствии с указанным заявлением данный хозяйствующий субъект работает на рынке обслуживания технических средств охраны на территории МО Надымский район.

Обществом заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны на охраняемых Отделом вневедомственной охраны при управлении министерства внутренних дел по Надымскому району объектах.

Заявителем предоставлены документы, в соответствии с которыми Отдел вневедомственной охраны при УМВД по Надымскому району требует от собственников охраняемых объектов заключение договоров на обслуживание ТСО только с организациями, которые соответствуют требованиям отдела и заключили соглашение о взаимодействии с отделом.

 

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), а также во исполнение указания ДГЗИ МВД России от 18.02.2011          № 36-533 «О расторжении договоров» УВО при УВД по ЯНАО в подчиненные подразделения было направлено соответствующее указание (исх. от 25.02.2011 № 74/16-376), которым предписывалось обеспечить с 01.03.2011 приведение в соответствие с требованиями Закона о полиции деятельность подразделений вневедомственной охраны автономного округа путем расторжения в установленном порядке договоров на услуги, не соответствующие правам и обязанностям полиции.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТСО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Вопросы взаимодействия вневедомственной охраны с обслуживающей организацией нормативно урегулированы только для ФГУП «Охрана» МВД России Приказом МВД России от 20.02.2009г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В связи с тем, что филиал ФГУП «Охрана» МВД России по ЯНАО осуществляет свою деятельность (в плане обслуживания технических средств охраны (ТСО) охраняемых объектов только на территории одного муниципального образования - г. Новый Уренгой и не имеет возможности развития в остальных МО автономного округа, встал вопрос о передаче работ по техническому обслуживанию ТСО другим обслуживающим организациям.

По аналогии с пунктом 4 Приложения к вышеуказанному приказу МВД России («Инструкция об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации»), а также, учитывая то, что порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию ТСО, установленных на охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектах, не определен, УВО при УВД по ЯНАО предусмотрено заключение Соглашения о взаимодействии между ОВО и обслуживающей организацией.

Данным Соглашением предусмотрена ответственность обслуживающей организации в случае недобросовестного исполнения последней возложенных на нее обязательств, проведение в установленном порядке проверок граждан, непосредственно осуществляющих обслуживание технических средств охраны и имеющих доступ к информации, касающейся системы защиты объектов, на соответствие требованиям, предъявляемым федеральным законом от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» по специальным учетам ОВД, другие вопросы.

С целью обеспечения надежной охраны имущества собственников по заключенным договорам УВО при УВД по ЯНАО были направлены в подчиненные подразделения указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.).

Все требования, предусмотренные УВО при УВД по ЯНАО, в том числе по заключению Соглашений, предъявляются только к обслуживающим организациям при осуществлении ими деятельности по монтажу и обслуживанию технических средств охраны, установленных на объектах, передаваемых под охрану ОВО в целях надлежащей охраны объектов.

 

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации  относится к охранной деятельности. Следовательно, мероприятия по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации могут выполнять организации, созданные и осуществляющие такую деятельность в установленном законом РФ порядке. Данные виды услуг осуществляются на основании лицензии в рамках негосударственной (частной) охранной деятельности.

Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц).

За подразделениями сохранены функции технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, приемом их в эксплуатацию, обслуживанием и ремонтом. Поэтому обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц подразделениями вневедомственной охраны с применением технических средств охраны неизбежно приводит к заключению собственником двух договоров: 1) на оказание услуг централизованной охраны (реагирование на сигналы "тревога" нарядами полиции групп задержания); 2) на техническое обслуживание (проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны).

Собственник имущества вправе вовсе отказаться от заключения договора на техническое обслуживание вследствие увеличения стоимости данных услуг. Одновременно с этим такой шаг может привести к снижению уровня защищенности охраняемого имущества в силу ложных срабатываний технических средств охраны, требующих устранения причин срабатывания квалифицированным специалистом. В такой ситуации собственник рискует остаться один на один со своим имуществом после приезда наряда милиции, если охраняемый объект невозможно вновь принять под охрану после его перезакрытия (при срабатывании технических средств охраны необходимо (в зависимости от их модификации) произвести вновь взятие под централизованную охрану путем переключения приемно-контрольного прибора, устанавливаемого внутри охраняемого объекта).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, собственник, в том числе "частник", также обязан самостоятельно принимать меры по защите (охране) своей собственности.

Деятельность вневедомственной охраны органов внутренних дел (далее -вневедомственная охрана) регулируется Постановлением Правительства РФ № 589, которым утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ (далее - Положение о вневедомственной охране).

В п. 1 данного Положения сказано, что оказание услуг по охране имущества учреждений и организаций осуществляется на договорной основе.

Основными ее задачами являются:

  • охрана имущества собственников на основе договоров;
  • участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению
    и совершенствованию охраны материальных ценностей;
  • проведение на территории РФ единой технической политики в области
    создания  средств  охранной  сигнализации,   их  промышленного  освоения,
    контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного
    обслуживания.

Защита охраняемых объектов органами вневедомственной охраны, а также ведомственной охраны в отношении иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Согласно гражданскому законодательству договоры охраны имущества являются договорами возмездного оказания услуг. Регулирование гражданско-правовых отношений, связанных с договорами возмездного оказания услуг, осуществляется гл. 39 ГК РФ. Как определено ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг одна сторона, именуемая исполнителем, обязуется по заданию другой (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги. При этом заказчик обязан это сделать в сроки, указанные в договоре.

Договор возмездного оказания услуг всегда является консенсуальным, двусторонним и возмездным. К нему применяются общие положения о подряде и о бытовом подряде, если это не противоречит существу отношений (ст. 783 ГК РФ).

Собственника имущества никто не понуждает к заключению договора на условиях вневедомственной охраны. Решение по заключению договора на оказание охранных услуг с вневедомственной охраной принимает собственник имущества, также собственник имущества решает, как и каким способом охранять свое имущество.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию, ремонт и обслуживание ТСО осуществляет ФГУП "Охрана" МВД России или иная организация, имеющая соответствующие лицензии, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и МВД России (п. 28 приказа МВД РФ от 31.08.2007г. № 772). Контроль за организацией технического обслуживания и технический надзор осуществляется работниками инженерно-технических подразделений вневедомственной охраны.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 16.11.2006г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» лица, на которых возложены функции по организации и проведению технической эксплуатации ТСО, обязаны знать и выполнять:

требования настоящей Инструкции и других нормативных актов МВД России, ДГЗИ МВД России, ДРО МВД России, ЦОРДВО МВД России в части, касающейся организации монтажа, обслуживания и ремонта ТСО;

требования технической документации предприятий-изготовителей по эксплуатации, проверке технического состояния и ремонту ТСО;

правила производства и приемки работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию комплексов ТСО;

правила устройства и эксплуатации электроустановок потребителей;

правила по охране труда при работах по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту ТСО и электроустановок.

Подготовка к технической эксплуатации ТСО, порядок прохождения стажировки, присвоения квалификационных разрядов и допуск работников к технической эксплуатации ТСО производятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России. К работам по технической эксплуатации ТСО на объектах, переданных под охрану подразделениям вневедомственной охраны, допускаются ИТР, электромонтеры ОПС и электромонтеры по обслуживанию электроустановок, имеющие допуск и соответствующую квалификацию, в соответствии с эксплуатационной документацией. В свою очередь, знания проверяются путем принятия зачетов, экзаменов, данная форма проверки знаний законодательством не урегулирована.

Указанные условия, предъявляемые при заключении договоров на оказание охранных услуг вневедомственной охраной с собственниками имущества, применяются с целью максимального обеспечения имущественной безопасности физических и юридических лиц, при этом данные условия не носят императивный характер со стороны вневедомственной охраны.

В системе МВД России в соответствии с Законом РФ "О полиции" и Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации" в структуре полиции находятся подразделения полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Порядок создания, реорганизации и ликвидации этих подразделений определяется министром внутренних дел РФ, они предназначены в равной мере для защиты имущества в публичных интересах и в частных интересах.

Исключение из числа функций подразделений вневедомственной охраны проектирования, монтажа, обслуживания и ремонта технических средств охраны порождает за собой перекладывание ответственности по возмещению ущерба в случае кражи. Речь идет о возможном возникновении спора между подразделениями вневедомственной охраны и организацией, осуществляющей техническое обслуживание в возмещение ущерба в случае совершения кражи из охраняемого объекта (если собственник надлежащим образом выполнил все обязанности по договору, однако возникли сложности в установлении причин, послуживших ее совершению). Кроме того, установление в судах стороны, виновной в допущении кражи с охраняемого объекта, затягивает на длительное время восстановление нарушенного права собственника в возмещении ущерба.

Отсюда, соглашение о взаимодействии вневедомственной охраны и организации, осуществляющей обслуживание технических средств охраны носит не императивный характер (одностороннее волеизъявление) со стороны вневедомственной охраны, а рекомендательный характер, и направлено, прежде всего, на максимальное обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц. Кроме того, в указании УВО при УВД по ЯНАО от 28.04.2011г. № 74/16-704 «О заключении договоров» разъяснено, что допускается заключение договора на охрану имущества собственника без заключения соглашения о взаимодействии с обслуживающей организацией при условии отсутствия материальной ответственности подразделений вневедомственной охраны.

 

В соответствии с ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 1 Положения об отделе вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (приказ УВО при УВД по ЯНАО от 12.10.2007 № 59) отдел входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Действия отдела по заключению соглашений о взаимодействии с отделом сами по себе, по мнению Комиссии, не приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Заключение данных соглашений не носило обязательный характер, было направлено на обеспечение надлежащей охраны объектов.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Дело 03-01/31-2011, возбужденное в отношении Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6), ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом, производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

stdClass Object ( [vid] => 5447 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5447 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324443394 [changed] => 1368723314 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368723314 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управления вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/31-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

установила:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление ООО «ОПС Надым Монтаж».

В соответствии с указанным заявлением данный хозяйствующий субъект работает на рынке обслуживания технических средств охраны на территории МО Надымский район.

Обществом заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны на охраняемых Отделом вневедомственной охраны при управлении министерства внутренних дел по Надымскому району объектах.

Заявителем предоставлены документы, в соответствии с которыми Отдел вневедомственной охраны при УМВД по Надымскому району требует от собственников охраняемых объектов заключение договоров на обслуживание ТСО только с организациями, которые соответствуют требованиям отдела и заключили соглашение о взаимодействии с отделом.

 

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), а также во исполнение указания ДГЗИ МВД России от 18.02.2011          № 36-533 «О расторжении договоров» УВО при УВД по ЯНАО в подчиненные подразделения было направлено соответствующее указание (исх. от 25.02.2011 № 74/16-376), которым предписывалось обеспечить с 01.03.2011 приведение в соответствие с требованиями Закона о полиции деятельность подразделений вневедомственной охраны автономного округа путем расторжения в установленном порядке договоров на услуги, не соответствующие правам и обязанностям полиции.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТСО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Вопросы взаимодействия вневедомственной охраны с обслуживающей организацией нормативно урегулированы только для ФГУП «Охрана» МВД России Приказом МВД России от 20.02.2009г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В связи с тем, что филиал ФГУП «Охрана» МВД России по ЯНАО осуществляет свою деятельность (в плане обслуживания технических средств охраны (ТСО) охраняемых объектов только на территории одного муниципального образования - г. Новый Уренгой и не имеет возможности развития в остальных МО автономного округа, встал вопрос о передаче работ по техническому обслуживанию ТСО другим обслуживающим организациям.

По аналогии с пунктом 4 Приложения к вышеуказанному приказу МВД России («Инструкция об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации»), а также, учитывая то, что порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию ТСО, установленных на охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектах, не определен, УВО при УВД по ЯНАО предусмотрено заключение Соглашения о взаимодействии между ОВО и обслуживающей организацией.

Данным Соглашением предусмотрена ответственность обслуживающей организации в случае недобросовестного исполнения последней возложенных на нее обязательств, проведение в установленном порядке проверок граждан, непосредственно осуществляющих обслуживание технических средств охраны и имеющих доступ к информации, касающейся системы защиты объектов, на соответствие требованиям, предъявляемым федеральным законом от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» по специальным учетам ОВД, другие вопросы.

С целью обеспечения надежной охраны имущества собственников по заключенным договорам УВО при УВД по ЯНАО были направлены в подчиненные подразделения указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.).

Все требования, предусмотренные УВО при УВД по ЯНАО, в том числе по заключению Соглашений, предъявляются только к обслуживающим организациям при осуществлении ими деятельности по монтажу и обслуживанию технических средств охраны, установленных на объектах, передаваемых под охрану ОВО в целях надлежащей охраны объектов.

 

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации  относится к охранной деятельности. Следовательно, мероприятия по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации могут выполнять организации, созданные и осуществляющие такую деятельность в установленном законом РФ порядке. Данные виды услуг осуществляются на основании лицензии в рамках негосударственной (частной) охранной деятельности.

Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц).

За подразделениями сохранены функции технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, приемом их в эксплуатацию, обслуживанием и ремонтом. Поэтому обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц подразделениями вневедомственной охраны с применением технических средств охраны неизбежно приводит к заключению собственником двух договоров: 1) на оказание услуг централизованной охраны (реагирование на сигналы "тревога" нарядами полиции групп задержания); 2) на техническое обслуживание (проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны).

Собственник имущества вправе вовсе отказаться от заключения договора на техническое обслуживание вследствие увеличения стоимости данных услуг. Одновременно с этим такой шаг может привести к снижению уровня защищенности охраняемого имущества в силу ложных срабатываний технических средств охраны, требующих устранения причин срабатывания квалифицированным специалистом. В такой ситуации собственник рискует остаться один на один со своим имуществом после приезда наряда милиции, если охраняемый объект невозможно вновь принять под охрану после его перезакрытия (при срабатывании технических средств охраны необходимо (в зависимости от их модификации) произвести вновь взятие под централизованную охрану путем переключения приемно-контрольного прибора, устанавливаемого внутри охраняемого объекта).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, собственник, в том числе "частник", также обязан самостоятельно принимать меры по защите (охране) своей собственности.

Деятельность вневедомственной охраны органов внутренних дел (далее -вневедомственная охрана) регулируется Постановлением Правительства РФ № 589, которым утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ (далее - Положение о вневедомственной охране).

В п. 1 данного Положения сказано, что оказание услуг по охране имущества учреждений и организаций осуществляется на договорной основе.

Основными ее задачами являются:

  • охрана имущества собственников на основе договоров;
  • участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению
    и совершенствованию охраны материальных ценностей;
  • проведение на территории РФ единой технической политики в области
    создания  средств  охранной  сигнализации,   их  промышленного  освоения,
    контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного
    обслуживания.

Защита охраняемых объектов органами вневедомственной охраны, а также ведомственной охраны в отношении иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Согласно гражданскому законодательству договоры охраны имущества являются договорами возмездного оказания услуг. Регулирование гражданско-правовых отношений, связанных с договорами возмездного оказания услуг, осуществляется гл. 39 ГК РФ. Как определено ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг одна сторона, именуемая исполнителем, обязуется по заданию другой (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги. При этом заказчик обязан это сделать в сроки, указанные в договоре.

Договор возмездного оказания услуг всегда является консенсуальным, двусторонним и возмездным. К нему применяются общие положения о подряде и о бытовом подряде, если это не противоречит существу отношений (ст. 783 ГК РФ).

Собственника имущества никто не понуждает к заключению договора на условиях вневедомственной охраны. Решение по заключению договора на оказание охранных услуг с вневедомственной охраной принимает собственник имущества, также собственник имущества решает, как и каким способом охранять свое имущество.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию, ремонт и обслуживание ТСО осуществляет ФГУП "Охрана" МВД России или иная организация, имеющая соответствующие лицензии, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и МВД России (п. 28 приказа МВД РФ от 31.08.2007г. № 772). Контроль за организацией технического обслуживания и технический надзор осуществляется работниками инженерно-технических подразделений вневедомственной охраны.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 16.11.2006г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» лица, на которых возложены функции по организации и проведению технической эксплуатации ТСО, обязаны знать и выполнять:

требования настоящей Инструкции и других нормативных актов МВД России, ДГЗИ МВД России, ДРО МВД России, ЦОРДВО МВД России в части, касающейся организации монтажа, обслуживания и ремонта ТСО;

требования технической документации предприятий-изготовителей по эксплуатации, проверке технического состояния и ремонту ТСО;

правила производства и приемки работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию комплексов ТСО;

правила устройства и эксплуатации электроустановок потребителей;

правила по охране труда при работах по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту ТСО и электроустановок.

Подготовка к технической эксплуатации ТСО, порядок прохождения стажировки, присвоения квалификационных разрядов и допуск работников к технической эксплуатации ТСО производятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России. К работам по технической эксплуатации ТСО на объектах, переданных под охрану подразделениям вневедомственной охраны, допускаются ИТР, электромонтеры ОПС и электромонтеры по обслуживанию электроустановок, имеющие допуск и соответствующую квалификацию, в соответствии с эксплуатационной документацией. В свою очередь, знания проверяются путем принятия зачетов, экзаменов, данная форма проверки знаний законодательством не урегулирована.

Указанные условия, предъявляемые при заключении договоров на оказание охранных услуг вневедомственной охраной с собственниками имущества, применяются с целью максимального обеспечения имущественной безопасности физических и юридических лиц, при этом данные условия не носят императивный характер со стороны вневедомственной охраны.

В системе МВД России в соответствии с Законом РФ "О полиции" и Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации" в структуре полиции находятся подразделения полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Порядок создания, реорганизации и ликвидации этих подразделений определяется министром внутренних дел РФ, они предназначены в равной мере для защиты имущества в публичных интересах и в частных интересах.

Исключение из числа функций подразделений вневедомственной охраны проектирования, монтажа, обслуживания и ремонта технических средств охраны порождает за собой перекладывание ответственности по возмещению ущерба в случае кражи. Речь идет о возможном возникновении спора между подразделениями вневедомственной охраны и организацией, осуществляющей техническое обслуживание в возмещение ущерба в случае совершения кражи из охраняемого объекта (если собственник надлежащим образом выполнил все обязанности по договору, однако возникли сложности в установлении причин, послуживших ее совершению). Кроме того, установление в судах стороны, виновной в допущении кражи с охраняемого объекта, затягивает на длительное время восстановление нарушенного права собственника в возмещении ущерба.

Отсюда, соглашение о взаимодействии вневедомственной охраны и организации, осуществляющей обслуживание технических средств охраны носит не императивный характер (одностороннее волеизъявление) со стороны вневедомственной охраны, а рекомендательный характер, и направлено, прежде всего, на максимальное обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц. Кроме того, в указании УВО при УВД по ЯНАО от 28.04.2011г. № 74/16-704 «О заключении договоров» разъяснено, что допускается заключение договора на охрану имущества собственника без заключения соглашения о взаимодействии с обслуживающей организацией при условии отсутствия материальной ответственности подразделений вневедомственной охраны.

 

В соответствии с ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 1 Положения об отделе вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (приказ УВО при УВД по ЯНАО от 12.10.2007 № 59) отдел входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Действия отдела по заключению соглашений о взаимодействии с отделом сами по себе, по мнению Комиссии, не приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Заключение данных соглашений не носило обязательный характер, было направлено на обеспечение надлежащей охраны объектов.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Дело 03-01/31-2011, возбужденное в отношении Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6), ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом, производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управления вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/31-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

 

установила:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление ООО «ОПС Надым Монтаж».

В соответствии с указанным заявлением данный хозяйствующий субъект работает на рынке обслуживания технических средств охраны на территории МО Надымский район.

Обществом заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию технических средств охраны на охраняемых Отделом вневедомственной охраны при управлении министерства внутренних дел по Надымскому району объектах.

Заявителем предоставлены документы, в соответствии с которыми Отдел вневедомственной охраны при УМВД по Надымскому району требует от собственников охраняемых объектов заключение договоров на обслуживание ТСО только с организациями, которые соответствуют требованиям отдела и заключили соглашение о взаимодействии с отделом.

 

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), а также во исполнение указания ДГЗИ МВД России от 18.02.2011          № 36-533 «О расторжении договоров» УВО при УВД по ЯНАО в подчиненные подразделения было направлено соответствующее указание (исх. от 25.02.2011 № 74/16-376), которым предписывалось обеспечить с 01.03.2011 приведение в соответствие с требованиями Закона о полиции деятельность подразделений вневедомственной охраны автономного округа путем расторжения в установленном порядке договоров на услуги, не соответствующие правам и обязанностям полиции.

В соответствии с положениями Приказа МВД РФ от 16.11.2006 г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями в соответствии с Приказом МВД России от 05.06.2007 г. № 493, обслуживающей организацией является ФГУП «Охрана» МВД России или другая организация, имеющая соответствующую лицензию, осуществляющая обслуживание ТСО на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями договора.

Вопросы взаимодействия вневедомственной охраны с обслуживающей организацией нормативно урегулированы только для ФГУП «Охрана» МВД России Приказом МВД России от 20.02.2009г. № 155 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В связи с тем, что филиал ФГУП «Охрана» МВД России по ЯНАО осуществляет свою деятельность (в плане обслуживания технических средств охраны (ТСО) охраняемых объектов только на территории одного муниципального образования - г. Новый Уренгой и не имеет возможности развития в остальных МО автономного округа, встал вопрос о передаче работ по техническому обслуживанию ТСО другим обслуживающим организациям.

По аналогии с пунктом 4 Приложения к вышеуказанному приказу МВД России («Инструкция об организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации»), а также, учитывая то, что порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию ТСО, установленных на охраняемых подразделениями вневедомственной охраны объектах, не определен, УВО при УВД по ЯНАО предусмотрено заключение Соглашения о взаимодействии между ОВО и обслуживающей организацией.

Данным Соглашением предусмотрена ответственность обслуживающей организации в случае недобросовестного исполнения последней возложенных на нее обязательств, проведение в установленном порядке проверок граждан, непосредственно осуществляющих обслуживание технических средств охраны и имеющих доступ к информации, касающейся системы защиты объектов, на соответствие требованиям, предъявляемым федеральным законом от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» по специальным учетам ОВД, другие вопросы.

С целью обеспечения надежной охраны имущества собственников по заключенным договорам УВО при УВД по ЯНАО были направлены в подчиненные подразделения указания с требованиями, предъявляемыми к обслуживающим организациям (исх. № 74/16-632 от 12.04.2011г.) и о заключении соглашения о взаимодействии с обслуживающими организациями (исх.№74/16-704 от 28.04.2011г.).

Все требования, предусмотренные УВО при УВД по ЯНАО, в том числе по заключению Соглашений, предъявляются только к обслуживающим организациям при осуществлении ими деятельности по монтажу и обслуживанию технических средств охраны, установленных на объектах, передаваемых под охрану ОВО в целях надлежащей охраны объектов.

 

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации  относится к охранной деятельности. Следовательно, мероприятия по техническому обслуживанию средств охранной сигнализации могут выполнять организации, созданные и осуществляющие такую деятельность в установленном законом РФ порядке. Данные виды услуг осуществляются на основании лицензии в рамках негосударственной (частной) охранной деятельности.

Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц).

За подразделениями сохранены функции технического надзора за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, приемом их в эксплуатацию, обслуживанием и ремонтом. Поэтому обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц подразделениями вневедомственной охраны с применением технических средств охраны неизбежно приводит к заключению собственником двух договоров: 1) на оказание услуг централизованной охраны (реагирование на сигналы "тревога" нарядами полиции групп задержания); 2) на техническое обслуживание (проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны).

Собственник имущества вправе вовсе отказаться от заключения договора на техническое обслуживание вследствие увеличения стоимости данных услуг. Одновременно с этим такой шаг может привести к снижению уровня защищенности охраняемого имущества в силу ложных срабатываний технических средств охраны, требующих устранения причин срабатывания квалифицированным специалистом. В такой ситуации собственник рискует остаться один на один со своим имуществом после приезда наряда милиции, если охраняемый объект невозможно вновь принять под охрану после его перезакрытия (при срабатывании технических средств охраны необходимо (в зависимости от их модификации) произвести вновь взятие под централизованную охрану путем переключения приемно-контрольного прибора, устанавливаемого внутри охраняемого объекта).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, собственник, в том числе "частник", также обязан самостоятельно принимать меры по защите (охране) своей собственности.

Деятельность вневедомственной охраны органов внутренних дел (далее -вневедомственная охрана) регулируется Постановлением Правительства РФ № 589, которым утверждено Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ (далее - Положение о вневедомственной охране).

В п. 1 данного Положения сказано, что оказание услуг по охране имущества учреждений и организаций осуществляется на договорной основе.

Основными ее задачами являются:

  • охрана имущества собственников на основе договоров;
  • участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению
    и совершенствованию охраны материальных ценностей;
  • проведение на территории РФ единой технической политики в области
    создания  средств  охранной  сигнализации,   их  промышленного  освоения,
    контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного
    обслуживания.

Защита охраняемых объектов органами вневедомственной охраны, а также ведомственной охраны в отношении иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Согласно гражданскому законодательству договоры охраны имущества являются договорами возмездного оказания услуг. Регулирование гражданско-правовых отношений, связанных с договорами возмездного оказания услуг, осуществляется гл. 39 ГК РФ. Как определено ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг одна сторона, именуемая исполнителем, обязуется по заданию другой (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги. При этом заказчик обязан это сделать в сроки, указанные в договоре.

Договор возмездного оказания услуг всегда является консенсуальным, двусторонним и возмездным. К нему применяются общие положения о подряде и о бытовом подряде, если это не противоречит существу отношений (ст. 783 ГК РФ).

Собственника имущества никто не понуждает к заключению договора на условиях вневедомственной охраны. Решение по заключению договора на оказание охранных услуг с вневедомственной охраной принимает собственник имущества, также собственник имущества решает, как и каким способом охранять свое имущество.

Проектирование, монтаж, эксплуатацию, ремонт и обслуживание ТСО осуществляет ФГУП "Охрана" МВД России или иная организация, имеющая соответствующие лицензии, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и МВД России (п. 28 приказа МВД РФ от 31.08.2007г. № 772). Контроль за организацией технического обслуживания и технический надзор осуществляется работниками инженерно-технических подразделений вневедомственной охраны.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 16.11.2006г. № 937 «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» лица, на которых возложены функции по организации и проведению технической эксплуатации ТСО, обязаны знать и выполнять:

требования настоящей Инструкции и других нормативных актов МВД России, ДГЗИ МВД России, ДРО МВД России, ЦОРДВО МВД России в части, касающейся организации монтажа, обслуживания и ремонта ТСО;

требования технической документации предприятий-изготовителей по эксплуатации, проверке технического состояния и ремонту ТСО;

правила производства и приемки работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию комплексов ТСО;

правила устройства и эксплуатации электроустановок потребителей;

правила по охране труда при работах по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту ТСО и электроустановок.

Подготовка к технической эксплуатации ТСО, порядок прохождения стажировки, присвоения квалификационных разрядов и допуск работников к технической эксплуатации ТСО производятся в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России. К работам по технической эксплуатации ТСО на объектах, переданных под охрану подразделениям вневедомственной охраны, допускаются ИТР, электромонтеры ОПС и электромонтеры по обслуживанию электроустановок, имеющие допуск и соответствующую квалификацию, в соответствии с эксплуатационной документацией. В свою очередь, знания проверяются путем принятия зачетов, экзаменов, данная форма проверки знаний законодательством не урегулирована.

Указанные условия, предъявляемые при заключении договоров на оказание охранных услуг вневедомственной охраной с собственниками имущества, применяются с целью максимального обеспечения имущественной безопасности физических и юридических лиц, при этом данные условия не носят императивный характер со стороны вневедомственной охраны.

В системе МВД России в соответствии с Законом РФ "О полиции" и Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации" в структуре полиции находятся подразделения полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Порядок создания, реорганизации и ликвидации этих подразделений определяется министром внутренних дел РФ, они предназначены в равной мере для защиты имущества в публичных интересах и в частных интересах.

Исключение из числа функций подразделений вневедомственной охраны проектирования, монтажа, обслуживания и ремонта технических средств охраны порождает за собой перекладывание ответственности по возмещению ущерба в случае кражи. Речь идет о возможном возникновении спора между подразделениями вневедомственной охраны и организацией, осуществляющей техническое обслуживание в возмещение ущерба в случае совершения кражи из охраняемого объекта (если собственник надлежащим образом выполнил все обязанности по договору, однако возникли сложности в установлении причин, послуживших ее совершению). Кроме того, установление в судах стороны, виновной в допущении кражи с охраняемого объекта, затягивает на длительное время восстановление нарушенного права собственника в возмещении ущерба.

Отсюда, соглашение о взаимодействии вневедомственной охраны и организации, осуществляющей обслуживание технических средств охраны носит не императивный характер (одностороннее волеизъявление) со стороны вневедомственной охраны, а рекомендательный характер, и направлено, прежде всего, на максимальное обеспечение имущественной безопасности физических и юридических лиц. Кроме того, в указании УВО при УВД по ЯНАО от 28.04.2011г. № 74/16-704 «О заключении договоров» разъяснено, что допускается заключение договора на охрану имущества собственника без заключения соглашения о взаимодействии с обслуживающей организацией при условии отсутствия материальной ответственности подразделений вневедомственной охраны.

 

В соответствии с ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 1 Положения об отделе вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (приказ УВО при УВД по ЯНАО от 12.10.2007 № 59) отдел входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Действия отдела по заключению соглашений о взаимодействии с отделом сами по себе, по мнению Комиссии, не приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Заключение данных соглашений не носило обязательный характер, было направлено на обеспечение надлежащей охраны объектов.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Дело 03-01/31-2011, возбужденное в отношении Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (629730, ЯНАО, г. Надым, ул. Полярная, 6), ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом, производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/31-2011 [format] => [safe_value] => 03-01/31-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управления вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/31-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Печерин О.Ю. – руководитель  управления;

Члены Комиссии:

Подъячева С.В. – заместитель руководителя управления;

Гаврилова О.С. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

При участии:

Скобелин В.В. – представитель ООО «ОПС НадымМонтаж» (по доверенности);

Шевченко Р.В. – представитель Отдела вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району (по доверенности);

Диких А.А. – представитель Управления вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 03-01/31-2011 по признакам нарушения Отделом вневедомственной охраны при Управлении министерства внутренних дел по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» п.п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения согласованных действий, которые могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков), а также ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, а именно, заключение соглашения между ОВО при УМВД по Надымскому району, ООО «Северспецстрой», ООО «ЛОТ», ИП Лейкин Виталий Владимирович, ИП Додон Олег Григорьевич, ООО «Стройпрогресс – АСС», ООО «Альянс Сервис» о взаимодействии от 03.06.2011 и совершение Отделом действий по обязыванию юридических лиц, охраняемых отделом, заключать договоры на обслуживание технических средств охраны только с организациями, заключившими договор о взаимодействии с отделом.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 19:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-18 19:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324443394 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ямало-Ненецкое УФАС России )