Решение по делу о нарушении открытым акционерным обществом «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» антимонопольного законодательства

Номер дела: 02-01/31-2011
Дата публикации: 11 марта 2012, 17:45

 

РЕШЕНИЕ № 02-01/31-2011

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 02-01/31-2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания обществу с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, выразившегося в неправомерности взимания сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G»,

УСТАНОВИЛА:

В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» (далее – ООО «АК «Ямал») на действия открытого акционерного общества «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» (далее – ОАО «Новоуренгойский ОАО»), в части законности и обоснованности взимания ОАО «Новоуренгойский ОАО» сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G».

Краткая суть заявления ООО «АК «Ямал» состоит в следующем.

В производственной структуре ОАО «Новоуренгойский ОАО» осуществляет свою деятельность подразделение данного юридического лица по управлению воздушным движением, что подразумевает взимание с эксплуатантов авиационной техники ставок сборов по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов (далее – ВС) в воздушном пространстве РФ.

С 01.11.2010 в действие вступили Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП -138).

Данным нормативным документом введено понятие «неконтролируемое воздушное пространство категории «G». При выполнении полетов в воздушном пространстве данной категории управление воздушным пространством не осуществляется, а ставка сбора за аэронавигационное обслуживание ВС на местных воздушных линиях и в районах авиаработ не взимается, ввиду уведомительного порядка использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 ФАП-138 План полета ВС предоставляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении ВС в РФ, утвержденным Минтрансом РФ.

План полета ВС предоставляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов  «А» и «С», а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса «G».

Планы полетов ВС, предоставляемые ООО «АК «Ямал» в адрес ОАО «Новоуренгойский ОАО» (его структурное подразделение, обеспечивающее управление воздушным движением) при планировании полетов из аэропорта Новый Уренгой с 01.11.2010 г. соответствовали действующему Табелю сообщений о движении ВС в Российской Федерации и не содержали заявок на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС в районе авиаработ, как указано в направленных счетах-фактурах, а только уведомляли структурное подразделение ОАО «Новоуренгойский ОАО», обеспечивающее управление воздушным движением, об осуществлении полетов в воздушном пространстве класса «G», что соответствовало требованиям п. 109 ФАП-138.

 С момента вступления в действие ФАП-138 ООО «АК «Ямал» уведомила ОАО «Новоуренгойский ОАО» об отсутствии необходимости в предоставлении услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ при осуществлении полетов в неконтролируемом воздушном пространстве класса «G».

Как указывается в заявлении ООО «АК «Ямал», фактически экипажи ВС, при производстве полетов не пользуются услугами ОАО «Новоуренгойский ОАО» по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, как это предусмотрено Приказом № 110 от 02.10.2000 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание ВС эксплуатантов РФ в аэропортах и в воздушном пространстве РФ».

Между тем ОАО «Новоуренгойский ОАО» с 01.11.2010 регулярно направляет в адрес ООО «АК «Ямал» счета-фактуры, предусматривающие оплату стоимости аэронавигационного обслуживания на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ.

Предъявление счетов-фактур производится в отсутствие заключенного между ООО «АК «Ямал» и ОАО «Новоуренгойский ОАО» договора на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС авиакомпании в районе аэродрома «Новый Уренгой», местных воздушных линий и авиаработ.

Фактически ОАО «Новоуренгойский ОАО» учитывает предъявленные счета-фактуры при проведении взаиморасчетов с ООО «АК «Ямал» и приостанавливает оказание услуг по аэропортовому обслуживанию ВС авиакомпании в аэропорту «Новый Уренгой» со ссылкой на задолженность по оплате аэронавигационного обслуживания ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ.

 

Проанализировав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Комиссии приходит к следующим выводам.

 

Статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе и на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц. 

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

В целях определения доли  ОАО «Новоуренгойский ОАО» на рассматриваемом рынке  Ямало-Ненецким УФАС России был проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке представления услуг по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» в географических границах МО г. Новый Уренгой.

 

В качестве исходной информации Ямало-Ненецким УФАС России использованы данные, представленные:

-   ООО «Авиационная компания «Ямал»;

-   ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд»;

- Тарко-Салинский центр ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

 

В качестве временного интервала исследования конкуренции на рынке услуг по аэронавигационному обслуживанию в географических границах МО г. Новый Уренгой установлен период с 01.11.2010 г. по 30.10.2011 г.

В результате оценки состояния конкуренции на рассматриваемом рынке установлено.

Полётно- информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полётной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G») осуществляет ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» с 07.15 ч. до 19.00 ч.

С 19.00 ч. по 07.15 ч. полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полётной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G») осуществляет Тарко-Салинский центр ОВД  филиала   «Аэронавигация   Севера   Сибири»   ФГУП   « Госкорпорация по ОрВД».

 

Из информации, предоставленной  районным центром Единой системы организации воздушного движения Тарко-Сале Тарко-Салинский центр ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» следует, что круглосуточное оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию в аэропорту на территории г. Новый Уренгой районным центом Единой системы организации воздушного движения Тарко-Сале  Тарко-Салинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не возможно т.к. это противоречит требованиям приказа Минтранса России от 22.09.2011 № 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства».

Согласно сведениям, представленным филиалом «Аэронавигация Севера Сибири» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), аэродромное диспетчерское обслуживание в районе аэродрома Новый Уренгой, диспетчерское обслуживание подхода в диспетчерском районе Новый Уренгой, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полетной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G» с 07.15 да 19.00) осуществляет ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд».

 

По информации, представленной генеральным директором ФГУП                          «Госкорпорация по ОрВД», установлено, что услуги по аэронавигационному обслуживанию в районе одного аэродрома, в соответствии с особенностями технологии  аэронавигационного обслуживания, не могут оказываться более, чем одним предприятием. В диспетчерском районе Новый Уренгой аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса С и полетно-информационное обслуживание в воздушном пространстве класса G обеспечивается ОАО «Новоуренгойский ОАО».

 

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд», является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим аэронавигационное обслуживание в районе Новый Уренгой, и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» в географических границах МО г. Новый Уренгой.

 

В ходе анализа обстоятельств, изложенных в заявлении ООО «АК «Ямал», в объяснениях и доводах ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд», анализа нормативной базы, регулирующей рассматриваемые отношения сторон по делу, Комиссией выявлено следующее.

 

Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации является государственной услугой.

Взимание сборов за предоставленные государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации осуществляется на основании соглашений об аэронавигационном обслуживании пользователя воздушного пространства Российской Федерации, заключенных между Федеральным агентством воздушного транспорта и пользователями воздушного пространства Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным законодательством. Взимание Сборов осуществляется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

 

Предоставление и обеспечение, в соответствии с действующими нормативными документами, аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства Российской Федерации осуществляется Федеральным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является подведомственной организацией Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» действует через свои центры и филиалы.

«Аэронавигация Севера Сибири» является филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Филиал действует в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, состоит из дирекции Филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД " расположенной в г. Тюмени и 8 центров ОВД; Тюменский центр ОВД; Югорский центр ОВД; Нижневартовский центр ОВД; Сургутский центр ОВД; Ноябрьский центр ОВД; Тарко-Салинский центр ОВД; Ямальский центр ОВД; Надымский центр ОВД.

 

Филиал «Аэронавигация Севера Сибири»  на запрос Ямало-Ненецкого УФАС России представил информацию о том, что органы обслуживания воздушного движения ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» не входят в структуру филиала «Аэронавигация Севера Сибири»  ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

 

Как указано в письме ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не располагает информацией об условиях договора ОАО «Новоуренгойский ОАО» с пользователями воздушного пространства.

Вместе с тем материалами дела установлен и сторонами не опровергнут тот факт, что между ОАО «Новоуренгойский ОАО» и ООО «АК «Ямал» заключен и действует по настоящий момент лишь договор «….»  на обслуживание воздушных судов в аэропорту Новый Уренгой (с последующими дополнениями и изменениями, не относящимися к аэронавигационному обслуживанию).

Согласно Перечню услуг, предоставляемых воздушным судам в аэропорту Новый Уренгой, являющемуся Приложением 1 к вышеуказанному договору, по данному договору Перевозчику (ООО «АК «Ямал») предоставляется только аэронавигационное обслуживание в районе аэропорта. Оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ указанным договором не предусмотрено.

 

Комиссией рассмотрены доводы ОАО «Новоуренгойский ОАО», изложенные в Пояснениях по делу. Исходя из самого текста Пояснений следует, что ОАО «Новоуренгойский ОАО» не взимает с ООО «АК «Ямал» денежных средств за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, что данные услуги вообще не входят в Перечень услуг оказываемых по договору «….». Согласно Пояснениям ОАО «Новоуренгойский ОАО» на 27.12.2011 в бухгалтерском учете по контрагенту ООО «АК «Ямал» числится аванс в сумме «…..» руб по обязательствам договора «….».

Комиссия не может принять во внимание данные Пояснения ввиду их несоответствия фактическим обстоятельствам дела.

 

В материалы дела представлены счета-фактуры «….», выставленные к оплате ОАО «Новоуренгойский ОАО» в адрес ООО «АК «Ямал» за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ. При этом ссылка в счетах-фактурах идет на договор «….» «Обслуживание ВС». На заседание Комиссии для обозрения были представлены все счета-фактуры за 2011 год.

Кроме того, в материалы дела представлены радиограммы, опровергающие доводы  ОАО «Новоуренгойский ОАО» относительно того, что им не выставляются счета-фактуры за аэронавигационное обслуживание и не подтверждающие тот факт, что денежные средства, регулярно вносимые ООО «АК «Ямал» по договору «…», являются авансом за обслуживание ВС.

Представители ОАО «Новоуренгойский ОАО» пояснили на Комиссии, что основанием для выставления вышеуказанных счетов-фактур являются Акты сверки. Однако в материалы дела не представлено ни одного Акта сверки выполненных (оказанных) работ (услуг) по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиаработ. На заседании Комиссии установлено, что данные Акты сверки подписаны в одностороннем порядке ОАО «Новоуренгойский ОАО»  в отсутствие представителей  ООО «АК «Ямал». За весь период 2010-2011 годов нет ни одного подписанного с обеих сторон акта сверки.

 В материалы дела представлены письма Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (Тюмен МТУ ФАВТ) и Министерства Транспорта РФ.

Тюмен МТУ ФАВТ указывает следующее: «Аэронавигационные сборы за обслуживание полетов воздушных судов устанавливаются на основании приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и в воздушном пространстве Российской Федерации» и в соответствии с Приложением 1 к данному Приказу.

С 01.11.2010 вступившие в действие ФАП «Использование воздушного пространства в Российской Федерации» от 11.03.2010 № 138 изменили структуру и классификацию воздушного пространства.

В этой связи, в Росавиации разработан новый документ, взамен приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110. Данный проект приказа находится в стадии согласования.

До введения в действие данного документа за разъяснениями по применению требований приказа № 110 рекомендовано обращаться в Департамент государственной политики Минтранса России, либо – судебные инстанции».

 

На момент заседания Комиссии вышеупомянутый проект приказа не был введен в действие.

 

Минтранс России представляет следующий ответ: «В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, воздушное пространство, выделенное для местной воздушной линии (далее – МВЛ) классифицируется как воздушное пространство класса С и все воздушные суда, использующие указанное воздушное пространство, обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. при этом, в соответствии с приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110 взимается сбор за обеспечение аэронавигационного обслуживания на МВЛ.

В случае, если диспетчерское обслуживание не предоставляется, воздушное пространство МВЛ классифицируется как воздушное пространство класс G, в котором полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. При этом взимание аэронавигационных сборов в настоящее время не предусмотрено.

В связи с тем, что в соответствии с приказом Минтранса России от 15.09.2010 № 199 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства», зарегистрированным Минюстом России от 13.10.2010 за № 18716, в зоне ответственности ОАО «Новоуренгойский ОАО» МВЛ отсутствуют, взимание аэронавигационных сборов неправомерно».

 

Комиссия приходит к выводу, что предъявление со стороны ОАО «Новоуренгойский ОАО»  к оплате счетов-фактур за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ и взимание с ООО «АК «Ямал» сборов за осуществление полетов воздушных судов типа МИ-8 в неконтролируемом воздушном пространстве категории G с применением ставок за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, является неправомерным, не относящимся к предмету договора «….»  на обслуживание воздушных судов в аэропорту Новый Уренгой и ущемляет интересы ООО «АК «Ямал».

 

Принимая во внимание вышеизложенное Комиссия квалифицирует действия ОАО «Новоуренгойский ОАО», выразившиеся в неправомерном взимании с ООО «АК «Ямал»  сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» за период с ноября 2010 по февраль 2012 года, как недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нарушающие запрет, установленный  пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

 навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» по  предъявлению к оплате счетов-фактур за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ и взимание с ООО «АК «Ямал» сборов за осуществление полетов воздушных судов типа МИ-8 в неконтролируемом воздушном пространстве категории G с применением ставок за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания контрагенту - ООО «АК «Ямал», условий договора, невыгодных для него, не относящихся к предмету договора и ущемляющих его интересы.

 

2.  Выдать ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение нарушения.

 

3.         Передать материалы дела № 02-01/31-2011 должностному лицу
Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении как должностного так и юридического лица ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд».

stdClass Object ( [vid] => 5631 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении открытым акционерным обществом «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5631 [type] => solution [language] => ru [created] => 1331466558 [changed] => 1368723314 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368723314 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 02-01/31-2011

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 02-01/31-2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания обществу с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, выразившегося в неправомерности взимания сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G»,

УСТАНОВИЛА:

В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» (далее – ООО «АК «Ямал») на действия открытого акционерного общества «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» (далее – ОАО «Новоуренгойский ОАО»), в части законности и обоснованности взимания ОАО «Новоуренгойский ОАО» сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G».

Краткая суть заявления ООО «АК «Ямал» состоит в следующем.

В производственной структуре ОАО «Новоуренгойский ОАО» осуществляет свою деятельность подразделение данного юридического лица по управлению воздушным движением, что подразумевает взимание с эксплуатантов авиационной техники ставок сборов по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов (далее – ВС) в воздушном пространстве РФ.

С 01.11.2010 в действие вступили Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП -138).

Данным нормативным документом введено понятие «неконтролируемое воздушное пространство категории «G». При выполнении полетов в воздушном пространстве данной категории управление воздушным пространством не осуществляется, а ставка сбора за аэронавигационное обслуживание ВС на местных воздушных линиях и в районах авиаработ не взимается, ввиду уведомительного порядка использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 ФАП-138 План полета ВС предоставляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении ВС в РФ, утвержденным Минтрансом РФ.

План полета ВС предоставляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов  «А» и «С», а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса «G».

Планы полетов ВС, предоставляемые ООО «АК «Ямал» в адрес ОАО «Новоуренгойский ОАО» (его структурное подразделение, обеспечивающее управление воздушным движением) при планировании полетов из аэропорта Новый Уренгой с 01.11.2010 г. соответствовали действующему Табелю сообщений о движении ВС в Российской Федерации и не содержали заявок на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС в районе авиаработ, как указано в направленных счетах-фактурах, а только уведомляли структурное подразделение ОАО «Новоуренгойский ОАО», обеспечивающее управление воздушным движением, об осуществлении полетов в воздушном пространстве класса «G», что соответствовало требованиям п. 109 ФАП-138.

 С момента вступления в действие ФАП-138 ООО «АК «Ямал» уведомила ОАО «Новоуренгойский ОАО» об отсутствии необходимости в предоставлении услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ при осуществлении полетов в неконтролируемом воздушном пространстве класса «G».

Как указывается в заявлении ООО «АК «Ямал», фактически экипажи ВС, при производстве полетов не пользуются услугами ОАО «Новоуренгойский ОАО» по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, как это предусмотрено Приказом № 110 от 02.10.2000 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание ВС эксплуатантов РФ в аэропортах и в воздушном пространстве РФ».

Между тем ОАО «Новоуренгойский ОАО» с 01.11.2010 регулярно направляет в адрес ООО «АК «Ямал» счета-фактуры, предусматривающие оплату стоимости аэронавигационного обслуживания на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ.

Предъявление счетов-фактур производится в отсутствие заключенного между ООО «АК «Ямал» и ОАО «Новоуренгойский ОАО» договора на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС авиакомпании в районе аэродрома «Новый Уренгой», местных воздушных линий и авиаработ.

Фактически ОАО «Новоуренгойский ОАО» учитывает предъявленные счета-фактуры при проведении взаиморасчетов с ООО «АК «Ямал» и приостанавливает оказание услуг по аэропортовому обслуживанию ВС авиакомпании в аэропорту «Новый Уренгой» со ссылкой на задолженность по оплате аэронавигационного обслуживания ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ.

 

Проанализировав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Комиссии приходит к следующим выводам.

 

Статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе и на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц. 

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

В целях определения доли  ОАО «Новоуренгойский ОАО» на рассматриваемом рынке  Ямало-Ненецким УФАС России был проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке представления услуг по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» в географических границах МО г. Новый Уренгой.

 

В качестве исходной информации Ямало-Ненецким УФАС России использованы данные, представленные:

-   ООО «Авиационная компания «Ямал»;

-   ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд»;

- Тарко-Салинский центр ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

 

В качестве временного интервала исследования конкуренции на рынке услуг по аэронавигационному обслуживанию в географических границах МО г. Новый Уренгой установлен период с 01.11.2010 г. по 30.10.2011 г.

В результате оценки состояния конкуренции на рассматриваемом рынке установлено.

Полётно- информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полётной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G») осуществляет ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» с 07.15 ч. до 19.00 ч.

С 19.00 ч. по 07.15 ч. полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полётной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G») осуществляет Тарко-Салинский центр ОВД  филиала   «Аэронавигация   Севера   Сибири»   ФГУП   « Госкорпорация по ОрВД».

 

Из информации, предоставленной  районным центром Единой системы организации воздушного движения Тарко-Сале Тарко-Салинский центр ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» следует, что круглосуточное оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию в аэропорту на территории г. Новый Уренгой районным центом Единой системы организации воздушного движения Тарко-Сале  Тарко-Салинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не возможно т.к. это противоречит требованиям приказа Минтранса России от 22.09.2011 № 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства».

Согласно сведениям, представленным филиалом «Аэронавигация Севера Сибири» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), аэродромное диспетчерское обслуживание в районе аэродрома Новый Уренгой, диспетчерское обслуживание подхода в диспетчерском районе Новый Уренгой, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полетной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G» с 07.15 да 19.00) осуществляет ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд».

 

По информации, представленной генеральным директором ФГУП                          «Госкорпорация по ОрВД», установлено, что услуги по аэронавигационному обслуживанию в районе одного аэродрома, в соответствии с особенностями технологии  аэронавигационного обслуживания, не могут оказываться более, чем одним предприятием. В диспетчерском районе Новый Уренгой аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса С и полетно-информационное обслуживание в воздушном пространстве класса G обеспечивается ОАО «Новоуренгойский ОАО».

 

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд», является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим аэронавигационное обслуживание в районе Новый Уренгой, и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» в географических границах МО г. Новый Уренгой.

 

В ходе анализа обстоятельств, изложенных в заявлении ООО «АК «Ямал», в объяснениях и доводах ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд», анализа нормативной базы, регулирующей рассматриваемые отношения сторон по делу, Комиссией выявлено следующее.

 

Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации является государственной услугой.

Взимание сборов за предоставленные государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации осуществляется на основании соглашений об аэронавигационном обслуживании пользователя воздушного пространства Российской Федерации, заключенных между Федеральным агентством воздушного транспорта и пользователями воздушного пространства Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным законодательством. Взимание Сборов осуществляется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

 

Предоставление и обеспечение, в соответствии с действующими нормативными документами, аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства Российской Федерации осуществляется Федеральным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является подведомственной организацией Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» действует через свои центры и филиалы.

«Аэронавигация Севера Сибири» является филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Филиал действует в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, состоит из дирекции Филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД " расположенной в г. Тюмени и 8 центров ОВД; Тюменский центр ОВД; Югорский центр ОВД; Нижневартовский центр ОВД; Сургутский центр ОВД; Ноябрьский центр ОВД; Тарко-Салинский центр ОВД; Ямальский центр ОВД; Надымский центр ОВД.

 

Филиал «Аэронавигация Севера Сибири»  на запрос Ямало-Ненецкого УФАС России представил информацию о том, что органы обслуживания воздушного движения ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» не входят в структуру филиала «Аэронавигация Севера Сибири»  ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

 

Как указано в письме ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не располагает информацией об условиях договора ОАО «Новоуренгойский ОАО» с пользователями воздушного пространства.

Вместе с тем материалами дела установлен и сторонами не опровергнут тот факт, что между ОАО «Новоуренгойский ОАО» и ООО «АК «Ямал» заключен и действует по настоящий момент лишь договор «….»  на обслуживание воздушных судов в аэропорту Новый Уренгой (с последующими дополнениями и изменениями, не относящимися к аэронавигационному обслуживанию).

Согласно Перечню услуг, предоставляемых воздушным судам в аэропорту Новый Уренгой, являющемуся Приложением 1 к вышеуказанному договору, по данному договору Перевозчику (ООО «АК «Ямал») предоставляется только аэронавигационное обслуживание в районе аэропорта. Оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ указанным договором не предусмотрено.

 

Комиссией рассмотрены доводы ОАО «Новоуренгойский ОАО», изложенные в Пояснениях по делу. Исходя из самого текста Пояснений следует, что ОАО «Новоуренгойский ОАО» не взимает с ООО «АК «Ямал» денежных средств за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, что данные услуги вообще не входят в Перечень услуг оказываемых по договору «….». Согласно Пояснениям ОАО «Новоуренгойский ОАО» на 27.12.2011 в бухгалтерском учете по контрагенту ООО «АК «Ямал» числится аванс в сумме «…..» руб по обязательствам договора «….».

Комиссия не может принять во внимание данные Пояснения ввиду их несоответствия фактическим обстоятельствам дела.

 

В материалы дела представлены счета-фактуры «….», выставленные к оплате ОАО «Новоуренгойский ОАО» в адрес ООО «АК «Ямал» за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ. При этом ссылка в счетах-фактурах идет на договор «….» «Обслуживание ВС». На заседание Комиссии для обозрения были представлены все счета-фактуры за 2011 год.

Кроме того, в материалы дела представлены радиограммы, опровергающие доводы  ОАО «Новоуренгойский ОАО» относительно того, что им не выставляются счета-фактуры за аэронавигационное обслуживание и не подтверждающие тот факт, что денежные средства, регулярно вносимые ООО «АК «Ямал» по договору «…», являются авансом за обслуживание ВС.

Представители ОАО «Новоуренгойский ОАО» пояснили на Комиссии, что основанием для выставления вышеуказанных счетов-фактур являются Акты сверки. Однако в материалы дела не представлено ни одного Акта сверки выполненных (оказанных) работ (услуг) по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиаработ. На заседании Комиссии установлено, что данные Акты сверки подписаны в одностороннем порядке ОАО «Новоуренгойский ОАО»  в отсутствие представителей  ООО «АК «Ямал». За весь период 2010-2011 годов нет ни одного подписанного с обеих сторон акта сверки.

 В материалы дела представлены письма Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (Тюмен МТУ ФАВТ) и Министерства Транспорта РФ.

Тюмен МТУ ФАВТ указывает следующее: «Аэронавигационные сборы за обслуживание полетов воздушных судов устанавливаются на основании приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и в воздушном пространстве Российской Федерации» и в соответствии с Приложением 1 к данному Приказу.

С 01.11.2010 вступившие в действие ФАП «Использование воздушного пространства в Российской Федерации» от 11.03.2010 № 138 изменили структуру и классификацию воздушного пространства.

В этой связи, в Росавиации разработан новый документ, взамен приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110. Данный проект приказа находится в стадии согласования.

До введения в действие данного документа за разъяснениями по применению требований приказа № 110 рекомендовано обращаться в Департамент государственной политики Минтранса России, либо – судебные инстанции».

 

На момент заседания Комиссии вышеупомянутый проект приказа не был введен в действие.

 

Минтранс России представляет следующий ответ: «В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, воздушное пространство, выделенное для местной воздушной линии (далее – МВЛ) классифицируется как воздушное пространство класса С и все воздушные суда, использующие указанное воздушное пространство, обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. при этом, в соответствии с приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110 взимается сбор за обеспечение аэронавигационного обслуживания на МВЛ.

В случае, если диспетчерское обслуживание не предоставляется, воздушное пространство МВЛ классифицируется как воздушное пространство класс G, в котором полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. При этом взимание аэронавигационных сборов в настоящее время не предусмотрено.

В связи с тем, что в соответствии с приказом Минтранса России от 15.09.2010 № 199 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства», зарегистрированным Минюстом России от 13.10.2010 за № 18716, в зоне ответственности ОАО «Новоуренгойский ОАО» МВЛ отсутствуют, взимание аэронавигационных сборов неправомерно».

 

Комиссия приходит к выводу, что предъявление со стороны ОАО «Новоуренгойский ОАО»  к оплате счетов-фактур за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ и взимание с ООО «АК «Ямал» сборов за осуществление полетов воздушных судов типа МИ-8 в неконтролируемом воздушном пространстве категории G с применением ставок за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, является неправомерным, не относящимся к предмету договора «….»  на обслуживание воздушных судов в аэропорту Новый Уренгой и ущемляет интересы ООО «АК «Ямал».

 

Принимая во внимание вышеизложенное Комиссия квалифицирует действия ОАО «Новоуренгойский ОАО», выразившиеся в неправомерном взимании с ООО «АК «Ямал»  сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» за период с ноября 2010 по февраль 2012 года, как недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нарушающие запрет, установленный  пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

 навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» по  предъявлению к оплате счетов-фактур за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ и взимание с ООО «АК «Ямал» сборов за осуществление полетов воздушных судов типа МИ-8 в неконтролируемом воздушном пространстве категории G с применением ставок за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания контрагенту - ООО «АК «Ямал», условий договора, невыгодных для него, не относящихся к предмету договора и ущемляющих его интересы.

 

2.  Выдать ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение нарушения.

 

3.         Передать материалы дела № 02-01/31-2011 должностному лицу
Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении как должностного так и юридического лица ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд».

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 02-01/31-2011

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 02-01/31-2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания обществу с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, выразившегося в неправомерности взимания сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G»,

УСТАНОВИЛА:

В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» (далее – ООО «АК «Ямал») на действия открытого акционерного общества «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» (далее – ОАО «Новоуренгойский ОАО»), в части законности и обоснованности взимания ОАО «Новоуренгойский ОАО» сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G».

Краткая суть заявления ООО «АК «Ямал» состоит в следующем.

В производственной структуре ОАО «Новоуренгойский ОАО» осуществляет свою деятельность подразделение данного юридического лица по управлению воздушным движением, что подразумевает взимание с эксплуатантов авиационной техники ставок сборов по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов (далее – ВС) в воздушном пространстве РФ.

С 01.11.2010 в действие вступили Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП -138).

Данным нормативным документом введено понятие «неконтролируемое воздушное пространство категории «G». При выполнении полетов в воздушном пространстве данной категории управление воздушным пространством не осуществляется, а ставка сбора за аэронавигационное обслуживание ВС на местных воздушных линиях и в районах авиаработ не взимается, ввиду уведомительного порядка использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 ФАП-138 План полета ВС предоставляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении ВС в РФ, утвержденным Минтрансом РФ.

План полета ВС предоставляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов  «А» и «С», а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса «G».

Планы полетов ВС, предоставляемые ООО «АК «Ямал» в адрес ОАО «Новоуренгойский ОАО» (его структурное подразделение, обеспечивающее управление воздушным движением) при планировании полетов из аэропорта Новый Уренгой с 01.11.2010 г. соответствовали действующему Табелю сообщений о движении ВС в Российской Федерации и не содержали заявок на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС в районе авиаработ, как указано в направленных счетах-фактурах, а только уведомляли структурное подразделение ОАО «Новоуренгойский ОАО», обеспечивающее управление воздушным движением, об осуществлении полетов в воздушном пространстве класса «G», что соответствовало требованиям п. 109 ФАП-138.

 С момента вступления в действие ФАП-138 ООО «АК «Ямал» уведомила ОАО «Новоуренгойский ОАО» об отсутствии необходимости в предоставлении услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ при осуществлении полетов в неконтролируемом воздушном пространстве класса «G».

Как указывается в заявлении ООО «АК «Ямал», фактически экипажи ВС, при производстве полетов не пользуются услугами ОАО «Новоуренгойский ОАО» по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, как это предусмотрено Приказом № 110 от 02.10.2000 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание ВС эксплуатантов РФ в аэропортах и в воздушном пространстве РФ».

Между тем ОАО «Новоуренгойский ОАО» с 01.11.2010 регулярно направляет в адрес ООО «АК «Ямал» счета-фактуры, предусматривающие оплату стоимости аэронавигационного обслуживания на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ.

Предъявление счетов-фактур производится в отсутствие заключенного между ООО «АК «Ямал» и ОАО «Новоуренгойский ОАО» договора на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС авиакомпании в районе аэродрома «Новый Уренгой», местных воздушных линий и авиаработ.

Фактически ОАО «Новоуренгойский ОАО» учитывает предъявленные счета-фактуры при проведении взаиморасчетов с ООО «АК «Ямал» и приостанавливает оказание услуг по аэропортовому обслуживанию ВС авиакомпании в аэропорту «Новый Уренгой» со ссылкой на задолженность по оплате аэронавигационного обслуживания ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ.

 

Проанализировав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Комиссии приходит к следующим выводам.

 

Статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе и на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц. 

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

В целях определения доли  ОАО «Новоуренгойский ОАО» на рассматриваемом рынке  Ямало-Ненецким УФАС России был проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке представления услуг по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» в географических границах МО г. Новый Уренгой.

 

В качестве исходной информации Ямало-Ненецким УФАС России использованы данные, представленные:

-   ООО «Авиационная компания «Ямал»;

-   ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд»;

- Тарко-Салинский центр ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

 

В качестве временного интервала исследования конкуренции на рынке услуг по аэронавигационному обслуживанию в географических границах МО г. Новый Уренгой установлен период с 01.11.2010 г. по 30.10.2011 г.

В результате оценки состояния конкуренции на рассматриваемом рынке установлено.

Полётно- информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полётной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G») осуществляет ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» с 07.15 ч. до 19.00 ч.

С 19.00 ч. по 07.15 ч. полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полётной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G») осуществляет Тарко-Салинский центр ОВД  филиала   «Аэронавигация   Севера   Сибири»   ФГУП   « Госкорпорация по ОрВД».

 

Из информации, предоставленной  районным центром Единой системы организации воздушного движения Тарко-Сале Тарко-Салинский центр ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» следует, что круглосуточное оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию в аэропорту на территории г. Новый Уренгой районным центом Единой системы организации воздушного движения Тарко-Сале  Тарко-Салинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не возможно т.к. это противоречит требованиям приказа Минтранса России от 22.09.2011 № 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства».

Согласно сведениям, представленным филиалом «Аэронавигация Севера Сибири» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), аэродромное диспетчерское обслуживание в районе аэродрома Новый Уренгой, диспетчерское обслуживание подхода в диспетчерском районе Новый Уренгой, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение в границах района полетной информации Новый Уренгой (воздушное пространство класса «G» с 07.15 да 19.00) осуществляет ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд».

 

По информации, представленной генеральным директором ФГУП                          «Госкорпорация по ОрВД», установлено, что услуги по аэронавигационному обслуживанию в районе одного аэродрома, в соответствии с особенностями технологии  аэронавигационного обслуживания, не могут оказываться более, чем одним предприятием. В диспетчерском районе Новый Уренгой аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса С и полетно-информационное обслуживание в воздушном пространстве класса G обеспечивается ОАО «Новоуренгойский ОАО».

 

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд», является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим аэронавигационное обслуживание в районе Новый Уренгой, и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» в географических границах МО г. Новый Уренгой.

 

В ходе анализа обстоятельств, изложенных в заявлении ООО «АК «Ямал», в объяснениях и доводах ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд», анализа нормативной базы, регулирующей рассматриваемые отношения сторон по делу, Комиссией выявлено следующее.

 

Аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации является государственной услугой.

Взимание сборов за предоставленные государственные услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации осуществляется на основании соглашений об аэронавигационном обслуживании пользователя воздушного пространства Российской Федерации, заключенных между Федеральным агентством воздушного транспорта и пользователями воздушного пространства Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным законодательством. Взимание Сборов осуществляется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

 

Предоставление и обеспечение, в соответствии с действующими нормативными документами, аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства Российской Федерации осуществляется Федеральным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является подведомственной организацией Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» действует через свои центры и филиалы.

«Аэронавигация Севера Сибири» является филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Филиал действует в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, состоит из дирекции Филиала "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД " расположенной в г. Тюмени и 8 центров ОВД; Тюменский центр ОВД; Югорский центр ОВД; Нижневартовский центр ОВД; Сургутский центр ОВД; Ноябрьский центр ОВД; Тарко-Салинский центр ОВД; Ямальский центр ОВД; Надымский центр ОВД.

 

Филиал «Аэронавигация Севера Сибири»  на запрос Ямало-Ненецкого УФАС России представил информацию о том, что органы обслуживания воздушного движения ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» не входят в структуру филиала «Аэронавигация Севера Сибири»  ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

 

Как указано в письме ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не располагает информацией об условиях договора ОАО «Новоуренгойский ОАО» с пользователями воздушного пространства.

Вместе с тем материалами дела установлен и сторонами не опровергнут тот факт, что между ОАО «Новоуренгойский ОАО» и ООО «АК «Ямал» заключен и действует по настоящий момент лишь договор «….»  на обслуживание воздушных судов в аэропорту Новый Уренгой (с последующими дополнениями и изменениями, не относящимися к аэронавигационному обслуживанию).

Согласно Перечню услуг, предоставляемых воздушным судам в аэропорту Новый Уренгой, являющемуся Приложением 1 к вышеуказанному договору, по данному договору Перевозчику (ООО «АК «Ямал») предоставляется только аэронавигационное обслуживание в районе аэропорта. Оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию ВС на местных воздушных линиях и в районе авиаработ указанным договором не предусмотрено.

 

Комиссией рассмотрены доводы ОАО «Новоуренгойский ОАО», изложенные в Пояснениях по делу. Исходя из самого текста Пояснений следует, что ОАО «Новоуренгойский ОАО» не взимает с ООО «АК «Ямал» денежных средств за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, что данные услуги вообще не входят в Перечень услуг оказываемых по договору «….». Согласно Пояснениям ОАО «Новоуренгойский ОАО» на 27.12.2011 в бухгалтерском учете по контрагенту ООО «АК «Ямал» числится аванс в сумме «…..» руб по обязательствам договора «….».

Комиссия не может принять во внимание данные Пояснения ввиду их несоответствия фактическим обстоятельствам дела.

 

В материалы дела представлены счета-фактуры «….», выставленные к оплате ОАО «Новоуренгойский ОАО» в адрес ООО «АК «Ямал» за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ. При этом ссылка в счетах-фактурах идет на договор «….» «Обслуживание ВС». На заседание Комиссии для обозрения были представлены все счета-фактуры за 2011 год.

Кроме того, в материалы дела представлены радиограммы, опровергающие доводы  ОАО «Новоуренгойский ОАО» относительно того, что им не выставляются счета-фактуры за аэронавигационное обслуживание и не подтверждающие тот факт, что денежные средства, регулярно вносимые ООО «АК «Ямал» по договору «…», являются авансом за обслуживание ВС.

Представители ОАО «Новоуренгойский ОАО» пояснили на Комиссии, что основанием для выставления вышеуказанных счетов-фактур являются Акты сверки. Однако в материалы дела не представлено ни одного Акта сверки выполненных (оказанных) работ (услуг) по аэронавигационному обслуживанию на местных воздушных линиях и в районе авиаработ. На заседании Комиссии установлено, что данные Акты сверки подписаны в одностороннем порядке ОАО «Новоуренгойский ОАО»  в отсутствие представителей  ООО «АК «Ямал». За весь период 2010-2011 годов нет ни одного подписанного с обеих сторон акта сверки.

 В материалы дела представлены письма Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (Тюмен МТУ ФАВТ) и Министерства Транспорта РФ.

Тюмен МТУ ФАВТ указывает следующее: «Аэронавигационные сборы за обслуживание полетов воздушных судов устанавливаются на основании приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и в воздушном пространстве Российской Федерации» и в соответствии с Приложением 1 к данному Приказу.

С 01.11.2010 вступившие в действие ФАП «Использование воздушного пространства в Российской Федерации» от 11.03.2010 № 138 изменили структуру и классификацию воздушного пространства.

В этой связи, в Росавиации разработан новый документ, взамен приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110. Данный проект приказа находится в стадии согласования.

До введения в действие данного документа за разъяснениями по применению требований приказа № 110 рекомендовано обращаться в Департамент государственной политики Минтранса России, либо – судебные инстанции».

 

На момент заседания Комиссии вышеупомянутый проект приказа не был введен в действие.

 

Минтранс России представляет следующий ответ: «В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, воздушное пространство, выделенное для местной воздушной линии (далее – МВЛ) классифицируется как воздушное пространство класса С и все воздушные суда, использующие указанное воздушное пространство, обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. при этом, в соответствии с приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110 взимается сбор за обеспечение аэронавигационного обслуживания на МВЛ.

В случае, если диспетчерское обслуживание не предоставляется, воздушное пространство МВЛ классифицируется как воздушное пространство класс G, в котором полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. При этом взимание аэронавигационных сборов в настоящее время не предусмотрено.

В связи с тем, что в соответствии с приказом Минтранса России от 15.09.2010 № 199 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства», зарегистрированным Минюстом России от 13.10.2010 за № 18716, в зоне ответственности ОАО «Новоуренгойский ОАО» МВЛ отсутствуют, взимание аэронавигационных сборов неправомерно».

 

Комиссия приходит к выводу, что предъявление со стороны ОАО «Новоуренгойский ОАО»  к оплате счетов-фактур за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ и взимание с ООО «АК «Ямал» сборов за осуществление полетов воздушных судов типа МИ-8 в неконтролируемом воздушном пространстве категории G с применением ставок за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ, является неправомерным, не относящимся к предмету договора «….»  на обслуживание воздушных судов в аэропорту Новый Уренгой и ущемляет интересы ООО «АК «Ямал».

 

Принимая во внимание вышеизложенное Комиссия квалифицирует действия ОАО «Новоуренгойский ОАО», выразившиеся в неправомерном взимании с ООО «АК «Ямал»  сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G» за период с ноября 2010 по февраль 2012 года, как недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нарушающие запрет, установленный  пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

 навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать действия ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» по  предъявлению к оплате счетов-фактур за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ и взимание с ООО «АК «Ямал» сборов за осуществление полетов воздушных судов типа МИ-8 в неконтролируемом воздушном пространстве категории G с применением ставок за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиаработ нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания контрагенту - ООО «АК «Ямал», условий договора, невыгодных для него, не относящихся к предмету договора и ущемляющих его интересы.

 

2.  Выдать ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение нарушения.

 

3.         Передать материалы дела № 02-01/31-2011 должностному лицу
Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении как должностного так и юридического лица ОАО «Новоуренгойский объединенный авиаотряд».

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01/31-2011 [format] => [safe_value] => 02-01/31-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 02-01/31-2011

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 02-01/31-2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания обществу с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, выразившегося в неправомерности взимания сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G»,

[format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 02-01/31-2011

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 02-01/31-2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Новоуренгойский объединенный авиаотряд» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания обществу с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Ямал» условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, выразившегося в неправомерности взимания сборов за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районе авиационных работ в воздушном пространстве класса «G»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-11 11:45:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-29 11:45:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1331466558 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ямало-Ненецкое УФАС России )