Решение по делу в отношении ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» по признакам нарушения Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 03-01/09-2012
Дата публикации: 16 марта 2012, 08:59

рассмотрев дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны.  

 

у с т а н о в и л а:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление УВО при УВД по ЯНАО на действия государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница».

В заявлении указывается, что Заказчиком в конце 2011 года были размещены следующие заказы путем проведения открытых аукционов в электронной форме:

- № 0190200000311004363 на оказание услуг по охране объектов с использованием пульта централизованного наблюдения на 2012 год;

- № 0190200000311004365 на оказание услуг по охране объектов посредством кнопок тревожной сигнализации на 2012 год;

- № 0190200000311004120 на оказание услуг по охране объектов и сопровождению представителя государственного заказчика при получении наркотических лекарственных средств на 2012 год.

При размещении указанных заказов в проектах контракта государственным заказчиком было указано, что помимо оказания охранных услуг исполнителю по контрактам необходимо выполнять работы по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» подразделения вневедомственной охраны обязаны охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией, в соответствии c перечнем,  утверждаемым Правительством РФ; обеспечивать оперативное реагирование на сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения на объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленным Правительством РФ, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений вневедомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами РФ.

Начиная с 01.03.2011 подразделения вневедомственной охраны перестали оказывать услуги, связанные с осуществлением функций по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

В связи с установленными заказчиком требованиями о необходимости помимо охранных услуг выполнять работы по техническому обслуживанию ТСО, подразделения вневедомственной охраны не смогли принять участие в рассматриваемых открытых аукционах в электронной форме.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

По мнению УВО при УМВД по ЯНАО государственным заказчиком был нарушены требования антимонопольного законодательства при формировании потребности.

 

ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», обосновывая свои действия, приводит следующие доводы.

Согласно потребности ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» осуществило размещение заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме:

- № 0190200000311004363 на оказание услуг по охране объектов с использованием пульта централизованного наблюдения на 2012 год;

- № 0190200000311004365 на оказание услуг по охране объектов посредством кнопок тревожной сигнализации на 2012 год;

- № 0190200000311004120 на оказание услуг по охране объектов и сопровождению представителя государственного заказчика при получении наркотических лекарственных средств на 2012 год.

Согласно п. 1.1 Инструкции о порядке проведения открытого аукциона в электронной форме, приглашаются к участию в аукционе любые юридические лица  независимо от организационно правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

У государственного заказчика имеется дорогостоящее оборудование, предназначенное для медицинских исследований, приобретенное за счет средств федерального и окружного бюджета.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением видов работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО.

Пульт централизованного наблюдения предназначен для создания систем локальной централизованной радиоохраны. Дальность передачи радиосигналов зависит от типа передатчиков, от их расположения относительно приемника, а также от антенн, используемых на передающей и приемной стороне.

Объединение в один лот охранных услуг и работ по техническому обслуживанию ТСО не противоречит требованиям действующего законодательства.

 

Исследовав материалы дела, возражения и доводы Ответчика по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

По смыслу приведенной нормы для квалификации действий, как не соответствующих статье 15, 17 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции,  а также то, что указанные действия не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Сфера размещения заказов для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»  (далее – Закон о размещении заказов).

Статьей 1 указанного закона установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон о размещении заказов не устанавливает обязательных требований к формированию лотов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов могут выделяться лоты.

Нормы закона устанавливают запрет на включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Иных запретов закон не содержит.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в частности, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно требованиям информационной карты аукциона участник размещения заказа должен предоставить в составе аукционной заявки копию действующей лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, что соответствует требованиям Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Следовательно, в рассматриваемых торгах могли участвовать все частные охранные предприятия Российской Федерации, что не может являться ограничением конкуренции.

Законодательством РФ не раскрывается понятия функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, являющихся предметом торгов. При рассмотрении дел в судебном порядке решается вопрос по конкретным обстоятельствам дела.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением видов работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО.

Следовательно, требования указанного закона позволяют относить к услуге по охране как непосредственно охрану, так и работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, ст.ст. 47.1, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

Р Е Ш И Л А:

 

Дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны,  производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

stdClass Object ( [vid] => 5834 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» по признакам нарушения Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5834 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336964662 [changed] => 1368723314 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368723314 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны.  

 

у с т а н о в и л а:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление УВО при УВД по ЯНАО на действия государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница».

В заявлении указывается, что Заказчиком в конце 2011 года были размещены следующие заказы путем проведения открытых аукционов в электронной форме:

- № 0190200000311004363 на оказание услуг по охране объектов с использованием пульта централизованного наблюдения на 2012 год;

- № 0190200000311004365 на оказание услуг по охране объектов посредством кнопок тревожной сигнализации на 2012 год;

- № 0190200000311004120 на оказание услуг по охране объектов и сопровождению представителя государственного заказчика при получении наркотических лекарственных средств на 2012 год.

При размещении указанных заказов в проектах контракта государственным заказчиком было указано, что помимо оказания охранных услуг исполнителю по контрактам необходимо выполнять работы по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» подразделения вневедомственной охраны обязаны охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией, в соответствии c перечнем,  утверждаемым Правительством РФ; обеспечивать оперативное реагирование на сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения на объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленным Правительством РФ, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений вневедомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами РФ.

Начиная с 01.03.2011 подразделения вневедомственной охраны перестали оказывать услуги, связанные с осуществлением функций по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

В связи с установленными заказчиком требованиями о необходимости помимо охранных услуг выполнять работы по техническому обслуживанию ТСО, подразделения вневедомственной охраны не смогли принять участие в рассматриваемых открытых аукционах в электронной форме.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

По мнению УВО при УМВД по ЯНАО государственным заказчиком был нарушены требования антимонопольного законодательства при формировании потребности.

 

ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», обосновывая свои действия, приводит следующие доводы.

Согласно потребности ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» осуществило размещение заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме:

- № 0190200000311004363 на оказание услуг по охране объектов с использованием пульта централизованного наблюдения на 2012 год;

- № 0190200000311004365 на оказание услуг по охране объектов посредством кнопок тревожной сигнализации на 2012 год;

- № 0190200000311004120 на оказание услуг по охране объектов и сопровождению представителя государственного заказчика при получении наркотических лекарственных средств на 2012 год.

Согласно п. 1.1 Инструкции о порядке проведения открытого аукциона в электронной форме, приглашаются к участию в аукционе любые юридические лица  независимо от организационно правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

У государственного заказчика имеется дорогостоящее оборудование, предназначенное для медицинских исследований, приобретенное за счет средств федерального и окружного бюджета.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением видов работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО.

Пульт централизованного наблюдения предназначен для создания систем локальной централизованной радиоохраны. Дальность передачи радиосигналов зависит от типа передатчиков, от их расположения относительно приемника, а также от антенн, используемых на передающей и приемной стороне.

Объединение в один лот охранных услуг и работ по техническому обслуживанию ТСО не противоречит требованиям действующего законодательства.

 

Исследовав материалы дела, возражения и доводы Ответчика по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

По смыслу приведенной нормы для квалификации действий, как не соответствующих статье 15, 17 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции,  а также то, что указанные действия не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Сфера размещения заказов для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»  (далее – Закон о размещении заказов).

Статьей 1 указанного закона установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон о размещении заказов не устанавливает обязательных требований к формированию лотов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов могут выделяться лоты.

Нормы закона устанавливают запрет на включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Иных запретов закон не содержит.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в частности, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно требованиям информационной карты аукциона участник размещения заказа должен предоставить в составе аукционной заявки копию действующей лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, что соответствует требованиям Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Следовательно, в рассматриваемых торгах могли участвовать все частные охранные предприятия Российской Федерации, что не может являться ограничением конкуренции.

Законодательством РФ не раскрывается понятия функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, являющихся предметом торгов. При рассмотрении дел в судебном порядке решается вопрос по конкретным обстоятельствам дела.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением видов работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО.

Следовательно, требования указанного закона позволяют относить к услуге по охране как непосредственно охрану, так и работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, ст.ст. 47.1, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

Р Е Ш И Л А:

 

Дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны,  производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны.  

 

у с т а н о в и л а:

 

В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило заявление УВО при УВД по ЯНАО на действия государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница».

В заявлении указывается, что Заказчиком в конце 2011 года были размещены следующие заказы путем проведения открытых аукционов в электронной форме:

- № 0190200000311004363 на оказание услуг по охране объектов с использованием пульта централизованного наблюдения на 2012 год;

- № 0190200000311004365 на оказание услуг по охране объектов посредством кнопок тревожной сигнализации на 2012 год;

- № 0190200000311004120 на оказание услуг по охране объектов и сопровождению представителя государственного заказчика при получении наркотических лекарственных средств на 2012 год.

При размещении указанных заказов в проектах контракта государственным заказчиком было указано, что помимо оказания охранных услуг исполнителю по контрактам необходимо выполнять работы по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» подразделения вневедомственной охраны обязаны охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией, в соответствии c перечнем,  утверждаемым Правительством РФ; обеспечивать оперативное реагирование на сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения на объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленным Правительством РФ, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений вневедомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами РФ.

Начиная с 01.03.2011 подразделения вневедомственной охраны перестали оказывать услуги, связанные с осуществлением функций по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.

В связи с установленными заказчиком требованиями о необходимости помимо охранных услуг выполнять работы по техническому обслуживанию ТСО, подразделения вневедомственной охраны не смогли принять участие в рассматриваемых открытых аукционах в электронной форме.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

По мнению УВО при УМВД по ЯНАО государственным заказчиком был нарушены требования антимонопольного законодательства при формировании потребности.

 

ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», обосновывая свои действия, приводит следующие доводы.

Согласно потребности ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» осуществило размещение заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме:

- № 0190200000311004363 на оказание услуг по охране объектов с использованием пульта централизованного наблюдения на 2012 год;

- № 0190200000311004365 на оказание услуг по охране объектов посредством кнопок тревожной сигнализации на 2012 год;

- № 0190200000311004120 на оказание услуг по охране объектов и сопровождению представителя государственного заказчика при получении наркотических лекарственных средств на 2012 год.

Согласно п. 1.1 Инструкции о порядке проведения открытого аукциона в электронной форме, приглашаются к участию в аукционе любые юридические лица  независимо от организационно правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

У государственного заказчика имеется дорогостоящее оборудование, предназначенное для медицинских исследований, приобретенное за счет средств федерального и окружного бюджета.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением видов работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО.

Пульт централизованного наблюдения предназначен для создания систем локальной централизованной радиоохраны. Дальность передачи радиосигналов зависит от типа передатчиков, от их расположения относительно приемника, а также от антенн, используемых на передающей и приемной стороне.

Объединение в один лот охранных услуг и работ по техническому обслуживанию ТСО не противоречит требованиям действующего законодательства.

 

Исследовав материалы дела, возражения и доводы Ответчика по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

По смыслу приведенной нормы для квалификации действий, как не соответствующих статье 15, 17 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции,  а также то, что указанные действия не соответствуют требованиям федерального законодательства.

Сфера размещения заказов для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»  (далее – Закон о размещении заказов).

Статьей 1 указанного закона установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон о размещении заказов не устанавливает обязательных требований к формированию лотов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов могут выделяться лоты.

Нормы закона устанавливают запрет на включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Иных запретов закон не содержит.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в частности, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно требованиям информационной карты аукциона участник размещения заказа должен предоставить в составе аукционной заявки копию действующей лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, что соответствует требованиям Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Следовательно, в рассматриваемых торгах могли участвовать все частные охранные предприятия Российской Федерации, что не может являться ограничением конкуренции.

Законодательством РФ не раскрывается понятия функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, являющихся предметом торгов. При рассмотрении дел в судебном порядке решается вопрос по конкретным обстоятельствам дела.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением видов работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО.

Следовательно, требования указанного закона позволяют относить к услуге по охране как непосредственно охрану, так и работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию ТСО

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, ст.ст. 47.1, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

Р Е Ш И Л А:

 

Дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны,  производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/09-2012 [format] => [safe_value] => 03-01/09-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

рассмотрев дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны.

[format] => full_html [safe_value] =>

рассмотрев дело № 03-01/09-2012, возбужденное в отношении Государственного заказчика – ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, 39) по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, а именно объединение в одном размещении заказа (открытые аукционы в электронной форме № 0190200000311004363, № 0190200000311004365, № 0190200000311004120) оказание услуг по охране объектов и выполнение работ по оборудованию, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, что препятствует участию в торгах подразделений вневедомственной охраны.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-16 02:59:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-14 02:59:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336964662 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ямало-Ненецкое УФАС России )