Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Подъячева С.В. – Врио. руководителя управления, Председатель Комиссии;
Члены комиссии:
Швыткина Т.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Щербакова Л.И. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
при участии:
на рассмотрение дела № 02-01/33-2011 законный представитель ООО «Корпорация «Роснефтегаз», не явился. Определение было направлено в адрес Ответчика по средством электронной почты с последующим почтовым отправление. О факте надлежащего уведомления юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз» свидетельствует поступившее от 16.05.2012 г. № б/н (вх. № 2285 от 17.05.2012 г.) ходатайство о переносе срока рассмотрения дела.
Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
Рассмотрев дело № 02-01/33-2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов третьих лиц – жителей Пуровского, Тазовского районов, МО г. Надым, выразившегося в необоснованном повышении 14.11.2011 г. розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,
у с т а н о в и л а:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение обращения жителей п. Коротчаево, п. Пуровск, МО г. Надым, МО Тазовский район (исх. от 15.11.2011 г. № 5415/ЛД, № 5429/ЛД) в части необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты с 14 ноября 2011 года, реализуемые через АЗС, принадлежащие ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион».
18.11.2011 г. в адрес указанных хозяйствующих субъектов были направлены запросы о предоставлении необходимых сведений и документов, с обоснованием причин повышения розничных цен на нефтепродукты.
Проанализировав материалы, представленные ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Рынок реализации нефтепродуктов государством не регулируется, между тем, Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2004 г. № 74 утвержден предельный размер торговой надбавки 10 процентов от цены закупа (с учетом транспортных расходов, снабженческо-сбытовой надбавки или других расходов посредника) на нефтепродукты (в том числе керосин), реализуемые на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с ограниченным сроком завоза грузов (далее – Постановление № 74).
ООО «Ямалстройрегион» торговая надбавка на нефтепродукты с 15.11.2011 г. не превысила 10 процентов:
ООО «Кристалл» торговая надбавка на нефтепродукты с 15.11.2011 г. не превысила 10 процентов.
Таким образом, повышение цен (от 3,4% до 4%) в МО г. Надым ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион» не является значительным, предприятия не превысили предельный размер торговой надбавки в 10%, утвержденный Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 74.
ООО «Корпорация «Роснефтегаз» при установлении розничных цен на нефтепродукты с 14.11.2011 г. на территории Тазовского района превысило величину торговой 10 % надбавки более чем на:
- АИ-95 на 25,4%, розничная цена составила 33.60 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 26,80 руб./л);
- АИ-92 на 28,6%, розничная цена составила 31.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 24,80 руб./л)
- АИ-80 на 35,2%, розничная цена составила 28.80 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 21,30 руб./л)
- ДТ на 10,7%, розничная цена составила 27.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составила 25,20 руб./л).
ООО «Корпорация «Роснефтегаз» при установлении розничных цен на нефтепродукты с 14.11.2011 г. на территории г.Надым превысило величину торговой 10 % надбавки более чем на:
- АИ-95 на 19,3%, розничная цена составила 33.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 28,40 руб./л);
- АИ-92 на 18,3%, розничная цена составила 32.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 27,80 руб./л).
В своем обосновании причин повышения розничных цен на нефтепродукты ООО «Корпорация «Роснефтегаз», осуществляющее деятельность на территории Тазовского района, ссылается на увеличение закупочных цен на нефтепродукты. Сведений и копий документов, запрашиваемых Ямало-Ненецким УФАС России, а так же подтверждающих фактов обоснованности повышения цен на ГСМ обществом не представлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Корпорация «Роснефтегаз» усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в повышении розничных цен на нефтепродукты на превышающий предельный размер торговой надбавки 10%, утвержденный Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 74.
В целях установления доминирующего положения на рынке нефтепродуктов на территории МО г. Надым, п Коротчаево, Пуровского и Тазовского районов, в рамках рассмотрения дела № 02-01/33-2011, возбужденного в отношении ООО «Корпорация «Роснефтегаз» по признакам нарушения п.10 ч.1.ст.10 Закона о защите конкуренции, Ямало-Ненецким УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке нефтепродуктов на территории МО г. Надым, п Коротчаево, Пуровского и Тазовского районов.
В качестве исходной информации использовались данные, представленные:
- Администрациями МО г. Надым, п.Коротчаево (г.Новый Уренгой), Пуровского и Тазовского района;
- хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации нефтепродуктов через АЗС (ООО «Газпромнефть - Тюмень», ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ИП Канцедал А.Г., ОАО «НК "Роснефть-Ямалнефтепродукт», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион», ООО «Элисо и К») на территории МО г. Надым, Пуровского и Тазовского районов.
В качестве временного интервала исследования конкурентной среды на рынке услуг по розничной реализации нефтепродуктов установлен с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
Продуктовые границы товарного рынка - бензины автомобильные и дизельное топливо:
- высокооктановые - АИ-92, АИ-95(96),
- дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое).
Географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены методом установления фактических районов продаж:
- МО г. Надым;
- п. Коротчаево;
- Тазовский район;
- Пуровский район.
Анализ производился по каждому муниципальному образованию Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором ООО «Корпорация «Роснефтегаз» осуществляло розничную реализацию нефтепродуктов с 01.01.2011г. по 31.12.2011г.
На рассматриваемых территориях муниципальных образований ООО «Корпорация «Роснефтегаз» на рынке розничной реализации нефтепродуктов имеет следующие доли:
Наименование МО | АИ-95 (доля в %) | АИ-92 (доля в %) | Д/т (доля в %) |
МО г. Надым | 23,08% | 23,6% | 52,98% |
Пуровский район | 26,18% | 17,44% | 17,17% |
Тазовский район | 63, 67% | 56,21,% | 55,68% |
п. Коротчаево | 24,74% | 21,18% | 20,41% |
Таким образом, ООО «Корпорация «Роснефтегаз» территории г. Надым среди четырех хозяйствующих субъектов, занимает доминирующее положение, в части реализации дизельного топлива -52, 98%.
На территории Пуровского района, деятельность по розничной реализации нефтепродуктов осуществляют 3 хозяйствующих субъекта, из которых доминирует ИП Канцедал А.Г.
На территории Тазовского района деятельность по реализации нефтепродуктов осуществляют всего два хозяйствующих субъекта ОАО «НК Роснефть-Ямалнефтепродукт» (ВИНК) и ООО «Корпорация «Роснефтегаз», среди которых ООО «Корпорация «Роснефтегаз» занимает лидирующее положение и имеет следующие доли: АИ-95 – 63,67%; АИ-92 – 56,21 %, Д/т - 55,68 %.
п. Коротчаево территориально относится к г. Новый Уренгой, на территории которого цены на нефтепродукты не подлежат регулированию. На территории п. Коротчаево отмечено большое количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, что говорит о высоком уровне конкуренции. Из семи хозяйствующих субъектов ООО «Корпорация «Роснефтегаз» доминирует в части реализации АИ-95 и ДТ с незначительным превышением среднего процента, доля составляет АИ-95 – 24,74 %; Д/т - 20,41 %.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС МО г. Надым, п. Тазовский.
Также, Комиссия принимает во внимание тот факт, что в период с 12.12.2011 по 14.05.2011 ООО «Корпорация «Роснефтегаз» снизила и стабилизировала розничные цены на нефтепродукты на рассматриваемых территориях, а именно:
- МО г. Надым АИ-95 на 3,8 руб., АИ-92 на 5,4 руб., Д/т на 4,7 руб.;
- Пуровский район АИ-95 на 0,6 руб., АИ 92 на 0,69 руб., но на Д/т цена повысилась на 0,3 руб.;
- Тазовский район АИ-95 на 1,6 руб., АИ-92 на 2,6 руб., Д/т на 2,4 руб.;
- п. Коротчаево АИ-95 на 0,2 руб., на АИ-92 цена стабильная, цена на Д/т увеличилась на 0,4 руб.
Рост цен в 2011 году мог быть меньшим, но с 2011 года кратно увеличились акцизы на топливо: на автомобильный бензин класса 2 и ниже акцизы в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли в 1,51 раза, на автобензин 3 класса – 1.42 раза; на дизельное топливо класса 2 и ниже акцизы в 2011 году выросли в 2,3 раза. Это привело к тому, что в целом по году цены на топливо опередили инфляцию, а большой рост имел место по дизельному топливу.
С 01 января 2012 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 году выросли в 1,31 раза: на дизельное топливо всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 году выросли в 1,54 раза. Увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Р Е Ш И Л А:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативным правовым актом (Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2004 г. № 74) порядка ценообразования розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС МО г. Надым, п. Тазовский 14.11.2011 г.
2. Предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение нарушения, ООО «Корпорация «Роснефтегаз» не выдавать ввиду нецелесообразности.
3. Передать материалы дела № 02-01/33-2011 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении как должностного так и юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
В соответствии с частью 1 статьи 51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
stdClass Object
(
[vid] => 5907
[uid] => 5
[title] => Дело по признакам нарушения ООО «Корпорация «Роснефтегаз» федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 5907
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1338264237
[changed] => 1368723314
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368723314
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Подъячева С.В. – Врио. руководителя управления, Председатель Комиссии;
Члены комиссии:
Швыткина Т.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Щербакова Л.И. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
при участии:
на рассмотрение дела № 02-01/33-2011 законный представитель ООО «Корпорация «Роснефтегаз», не явился. Определение было направлено в адрес Ответчика по средством электронной почты с последующим почтовым отправление. О факте надлежащего уведомления юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз» свидетельствует поступившее от 16.05.2012 г. № б/н (вх. № 2285 от 17.05.2012 г.) ходатайство о переносе срока рассмотрения дела.
Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
Рассмотрев дело № 02-01/33-2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов третьих лиц – жителей Пуровского, Тазовского районов, МО г. Надым, выразившегося в необоснованном повышении 14.11.2011 г. розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,
у с т а н о в и л а:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение обращения жителей п. Коротчаево, п. Пуровск, МО г. Надым, МО Тазовский район (исх. от 15.11.2011 г. № 5415/ЛД, № 5429/ЛД) в части необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты с 14 ноября 2011 года, реализуемые через АЗС, принадлежащие ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион».
18.11.2011 г. в адрес указанных хозяйствующих субъектов были направлены запросы о предоставлении необходимых сведений и документов, с обоснованием причин повышения розничных цен на нефтепродукты.
Проанализировав материалы, представленные ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Рынок реализации нефтепродуктов государством не регулируется, между тем, Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2004 г. № 74 утвержден предельный размер торговой надбавки 10 процентов от цены закупа (с учетом транспортных расходов, снабженческо-сбытовой надбавки или других расходов посредника) на нефтепродукты (в том числе керосин), реализуемые на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с ограниченным сроком завоза грузов (далее – Постановление № 74).
ООО «Ямалстройрегион» торговая надбавка на нефтепродукты с 15.11.2011 г. не превысила 10 процентов:
ООО «Кристалл» торговая надбавка на нефтепродукты с 15.11.2011 г. не превысила 10 процентов.
Таким образом, повышение цен (от 3,4% до 4%) в МО г. Надым ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион» не является значительным, предприятия не превысили предельный размер торговой надбавки в 10%, утвержденный Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 74.
ООО «Корпорация «Роснефтегаз» при установлении розничных цен на нефтепродукты с 14.11.2011 г. на территории Тазовского района превысило величину торговой 10 % надбавки более чем на:
- АИ-95 на 25,4%, розничная цена составила 33.60 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 26,80 руб./л);
- АИ-92 на 28,6%, розничная цена составила 31.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 24,80 руб./л)
- АИ-80 на 35,2%, розничная цена составила 28.80 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 21,30 руб./л)
- ДТ на 10,7%, розничная цена составила 27.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составила 25,20 руб./л).
ООО «Корпорация «Роснефтегаз» при установлении розничных цен на нефтепродукты с 14.11.2011 г. на территории г.Надым превысило величину торговой 10 % надбавки более чем на:
- АИ-95 на 19,3%, розничная цена составила 33.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 28,40 руб./л);
- АИ-92 на 18,3%, розничная цена составила 32.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 27,80 руб./л).
В своем обосновании причин повышения розничных цен на нефтепродукты ООО «Корпорация «Роснефтегаз», осуществляющее деятельность на территории Тазовского района, ссылается на увеличение закупочных цен на нефтепродукты. Сведений и копий документов, запрашиваемых Ямало-Ненецким УФАС России, а так же подтверждающих фактов обоснованности повышения цен на ГСМ обществом не представлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Корпорация «Роснефтегаз» усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в повышении розничных цен на нефтепродукты на превышающий предельный размер торговой надбавки 10%, утвержденный Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 74.
В целях установления доминирующего положения на рынке нефтепродуктов на территории МО г. Надым, п Коротчаево, Пуровского и Тазовского районов, в рамках рассмотрения дела № 02-01/33-2011, возбужденного в отношении ООО «Корпорация «Роснефтегаз» по признакам нарушения п.10 ч.1.ст.10 Закона о защите конкуренции, Ямало-Ненецким УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке нефтепродуктов на территории МО г. Надым, п Коротчаево, Пуровского и Тазовского районов.
В качестве исходной информации использовались данные, представленные:
- Администрациями МО г. Надым, п.Коротчаево (г.Новый Уренгой), Пуровского и Тазовского района;
- хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации нефтепродуктов через АЗС (ООО «Газпромнефть - Тюмень», ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ИП Канцедал А.Г., ОАО «НК "Роснефть-Ямалнефтепродукт», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион», ООО «Элисо и К») на территории МО г. Надым, Пуровского и Тазовского районов.
В качестве временного интервала исследования конкурентной среды на рынке услуг по розничной реализации нефтепродуктов установлен с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
Продуктовые границы товарного рынка - бензины автомобильные и дизельное топливо:
- высокооктановые - АИ-92, АИ-95(96),
- дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое).
Географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены методом установления фактических районов продаж:
- МО г. Надым;
- п. Коротчаево;
- Тазовский район;
- Пуровский район.
Анализ производился по каждому муниципальному образованию Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором ООО «Корпорация «Роснефтегаз» осуществляло розничную реализацию нефтепродуктов с 01.01.2011г. по 31.12.2011г.
На рассматриваемых территориях муниципальных образований ООО «Корпорация «Роснефтегаз» на рынке розничной реализации нефтепродуктов имеет следующие доли:
Наименование МО | АИ-95 (доля в %) | АИ-92 (доля в %) | Д/т (доля в %) |
МО г. Надым | 23,08% | 23,6% | 52,98% |
Пуровский район | 26,18% | 17,44% | 17,17% |
Тазовский район | 63, 67% | 56,21,% | 55,68% |
п. Коротчаево | 24,74% | 21,18% | 20,41% |
Таким образом, ООО «Корпорация «Роснефтегаз» территории г. Надым среди четырех хозяйствующих субъектов, занимает доминирующее положение, в части реализации дизельного топлива -52, 98%.
На территории Пуровского района, деятельность по розничной реализации нефтепродуктов осуществляют 3 хозяйствующих субъекта, из которых доминирует ИП Канцедал А.Г.
На территории Тазовского района деятельность по реализации нефтепродуктов осуществляют всего два хозяйствующих субъекта ОАО «НК Роснефть-Ямалнефтепродукт» (ВИНК) и ООО «Корпорация «Роснефтегаз», среди которых ООО «Корпорация «Роснефтегаз» занимает лидирующее положение и имеет следующие доли: АИ-95 – 63,67%; АИ-92 – 56,21 %, Д/т - 55,68 %.
п. Коротчаево территориально относится к г. Новый Уренгой, на территории которого цены на нефтепродукты не подлежат регулированию. На территории п. Коротчаево отмечено большое количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, что говорит о высоком уровне конкуренции. Из семи хозяйствующих субъектов ООО «Корпорация «Роснефтегаз» доминирует в части реализации АИ-95 и ДТ с незначительным превышением среднего процента, доля составляет АИ-95 – 24,74 %; Д/т - 20,41 %.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС МО г. Надым, п. Тазовский.
Также, Комиссия принимает во внимание тот факт, что в период с 12.12.2011 по 14.05.2011 ООО «Корпорация «Роснефтегаз» снизила и стабилизировала розничные цены на нефтепродукты на рассматриваемых территориях, а именно:
- МО г. Надым АИ-95 на 3,8 руб., АИ-92 на 5,4 руб., Д/т на 4,7 руб.;
- Пуровский район АИ-95 на 0,6 руб., АИ 92 на 0,69 руб., но на Д/т цена повысилась на 0,3 руб.;
- Тазовский район АИ-95 на 1,6 руб., АИ-92 на 2,6 руб., Д/т на 2,4 руб.;
- п. Коротчаево АИ-95 на 0,2 руб., на АИ-92 цена стабильная, цена на Д/т увеличилась на 0,4 руб.
Рост цен в 2011 году мог быть меньшим, но с 2011 года кратно увеличились акцизы на топливо: на автомобильный бензин класса 2 и ниже акцизы в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли в 1,51 раза, на автобензин 3 класса – 1.42 раза; на дизельное топливо класса 2 и ниже акцизы в 2011 году выросли в 2,3 раза. Это привело к тому, что в целом по году цены на топливо опередили инфляцию, а большой рост имел место по дизельному топливу.
С 01 января 2012 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 году выросли в 1,31 раза: на дизельное топливо всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 году выросли в 1,54 раза. Увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Р Е Ш И Л А:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативным правовым актом (Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2004 г. № 74) порядка ценообразования розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС МО г. Надым, п. Тазовский 14.11.2011 г.
2. Предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение нарушения, ООО «Корпорация «Роснефтегаз» не выдавать ввиду нецелесообразности.
3. Передать материалы дела № 02-01/33-2011 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении как должностного так и юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
В соответствии с частью 1 статьи 51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Подъячева С.В. – Врио. руководителя управления, Председатель Комиссии;
Члены комиссии:
Швыткина Т.А. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Щербакова Л.И. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
при участии:
на рассмотрение дела № 02-01/33-2011 законный представитель ООО «Корпорация «Роснефтегаз», не явился. Определение было направлено в адрес Ответчика по средством электронной почты с последующим почтовым отправление. О факте надлежащего уведомления юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз» свидетельствует поступившее от 16.05.2012 г. № б/н (вх. № 2285 от 17.05.2012 г.) ходатайство о переносе срока рассмотрения дела.
Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
Рассмотрев дело № 02-01/33-2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов третьих лиц – жителей Пуровского, Тазовского районов, МО г. Надым, выразившегося в необоснованном повышении 14.11.2011 г. розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,
у с т а н о в и л а:
В адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступили на рассмотрение обращения жителей п. Коротчаево, п. Пуровск, МО г. Надым, МО Тазовский район (исх. от 15.11.2011 г. № 5415/ЛД, № 5429/ЛД) в части необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты с 14 ноября 2011 года, реализуемые через АЗС, принадлежащие ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион».
18.11.2011 г. в адрес указанных хозяйствующих субъектов были направлены запросы о предоставлении необходимых сведений и документов, с обоснованием причин повышения розничных цен на нефтепродукты.
Проанализировав материалы, представленные ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Рынок реализации нефтепродуктов государством не регулируется, между тем, Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2004 г. № 74 утвержден предельный размер торговой надбавки 10 процентов от цены закупа (с учетом транспортных расходов, снабженческо-сбытовой надбавки или других расходов посредника) на нефтепродукты (в том числе керосин), реализуемые на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с ограниченным сроком завоза грузов (далее – Постановление № 74).
ООО «Ямалстройрегион» торговая надбавка на нефтепродукты с 15.11.2011 г. не превысила 10 процентов:
ООО «Кристалл» торговая надбавка на нефтепродукты с 15.11.2011 г. не превысила 10 процентов.
Таким образом, повышение цен (от 3,4% до 4%) в МО г. Надым ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион» не является значительным, предприятия не превысили предельный размер торговой надбавки в 10%, утвержденный Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 74.
ООО «Корпорация «Роснефтегаз» при установлении розничных цен на нефтепродукты с 14.11.2011 г. на территории Тазовского района превысило величину торговой 10 % надбавки более чем на:
- АИ-95 на 25,4%, розничная цена составила 33.60 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 26,80 руб./л);
- АИ-92 на 28,6%, розничная цена составила 31.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 24,80 руб./л)
- АИ-80 на 35,2%, розничная цена составила 28.80 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 21,30 руб./л)
- ДТ на 10,7%, розничная цена составила 27.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составила 25,20 руб./л).
ООО «Корпорация «Роснефтегаз» при установлении розничных цен на нефтепродукты с 14.11.2011 г. на территории г.Надым превысило величину торговой 10 % надбавки более чем на:
- АИ-95 на 19,3%, розничная цена составила 33.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 28,40 руб./л);
- АИ-92 на 18,3%, розничная цена составила 32.90 руб./л. (на 13.11.2011 г. розничная цена составляла 27,80 руб./л).
В своем обосновании причин повышения розничных цен на нефтепродукты ООО «Корпорация «Роснефтегаз», осуществляющее деятельность на территории Тазовского района, ссылается на увеличение закупочных цен на нефтепродукты. Сведений и копий документов, запрашиваемых Ямало-Ненецким УФАС России, а так же подтверждающих фактов обоснованности повышения цен на ГСМ обществом не представлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Корпорация «Роснефтегаз» усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в повышении розничных цен на нефтепродукты на превышающий предельный размер торговой надбавки 10%, утвержденный Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 74.
В целях установления доминирующего положения на рынке нефтепродуктов на территории МО г. Надым, п Коротчаево, Пуровского и Тазовского районов, в рамках рассмотрения дела № 02-01/33-2011, возбужденного в отношении ООО «Корпорация «Роснефтегаз» по признакам нарушения п.10 ч.1.ст.10 Закона о защите конкуренции, Ямало-Ненецким УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке нефтепродуктов на территории МО г. Надым, п Коротчаево, Пуровского и Тазовского районов.
В качестве исходной информации использовались данные, представленные:
- Администрациями МО г. Надым, п.Коротчаево (г.Новый Уренгой), Пуровского и Тазовского района;
- хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации нефтепродуктов через АЗС (ООО «Газпромнефть - Тюмень», ООО «Корпорация «Роснефтегаз», ИП Канцедал А.Г., ОАО «НК "Роснефть-Ямалнефтепродукт», ООО «Кристалл», ООО «Ямалстройрегион», ООО «Элисо и К») на территории МО г. Надым, Пуровского и Тазовского районов.
В качестве временного интервала исследования конкурентной среды на рынке услуг по розничной реализации нефтепродуктов установлен с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
Продуктовые границы товарного рынка - бензины автомобильные и дизельное топливо:
- высокооктановые - АИ-92, АИ-95(96),
- дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое).
Географические границы рассматриваемого товарного рынка были определены методом установления фактических районов продаж:
- МО г. Надым;
- п. Коротчаево;
- Тазовский район;
- Пуровский район.
Анализ производился по каждому муниципальному образованию Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором ООО «Корпорация «Роснефтегаз» осуществляло розничную реализацию нефтепродуктов с 01.01.2011г. по 31.12.2011г.
На рассматриваемых территориях муниципальных образований ООО «Корпорация «Роснефтегаз» на рынке розничной реализации нефтепродуктов имеет следующие доли:
Наименование МО
|
АИ-95 (доля в %)
|
АИ-92 (доля в %)
|
Д/т (доля в %)
|
МО г. Надым
|
23,08%
|
23,6%
|
52,98%
|
Пуровский район
|
26,18%
|
17,44%
|
17,17%
|
Тазовский район
|
63, 67%
|
56,21,%
|
55,68%
|
п. Коротчаево
|
24,74%
|
21,18%
|
20,41%
|
Таким образом, ООО «Корпорация «Роснефтегаз» территории г. Надым среди четырех хозяйствующих субъектов, занимает доминирующее положение, в части реализации дизельного топлива -52, 98%.
На территории Пуровского района, деятельность по розничной реализации нефтепродуктов осуществляют 3 хозяйствующих субъекта, из которых доминирует ИП Канцедал А.Г.
На территории Тазовского района деятельность по реализации нефтепродуктов осуществляют всего два хозяйствующих субъекта ОАО «НК Роснефть-Ямалнефтепродукт» (ВИНК) и ООО «Корпорация «Роснефтегаз», среди которых ООО «Корпорация «Роснефтегаз» занимает лидирующее положение и имеет следующие доли: АИ-95 – 63,67%; АИ-92 – 56,21 %, Д/т - 55,68 %.
п. Коротчаево территориально относится к г. Новый Уренгой, на территории которого цены на нефтепродукты не подлежат регулированию. На территории п. Коротчаево отмечено большое количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию нефтепродуктов, что говорит о высоком уровне конкуренции. Из семи хозяйствующих субъектов ООО «Корпорация «Роснефтегаз» доминирует в части реализации АИ-95 и ДТ с незначительным превышением среднего процента, доля составляет АИ-95 – 24,74 %; Д/т - 20,41 %.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС МО г. Надым, п. Тазовский.
Также, Комиссия принимает во внимание тот факт, что в период с 12.12.2011 по 14.05.2011 ООО «Корпорация «Роснефтегаз» снизила и стабилизировала розничные цены на нефтепродукты на рассматриваемых территориях, а именно:
- МО г. Надым АИ-95 на 3,8 руб., АИ-92 на 5,4 руб., Д/т на 4,7 руб.;
- Пуровский район АИ-95 на 0,6 руб., АИ 92 на 0,69 руб., но на Д/т цена повысилась на 0,3 руб.;
- Тазовский район АИ-95 на 1,6 руб., АИ-92 на 2,6 руб., Д/т на 2,4 руб.;
- п. Коротчаево АИ-95 на 0,2 руб., на АИ-92 цена стабильная, цена на Д/т увеличилась на 0,4 руб.
Рост цен в 2011 году мог быть меньшим, но с 2011 года кратно увеличились акцизы на топливо: на автомобильный бензин класса 2 и ниже акцизы в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросли в 1,51 раза, на автобензин 3 класса – 1.42 раза; на дизельное топливо класса 2 и ниже акцизы в 2011 году выросли в 2,3 раза. Это привело к тому, что в целом по году цены на топливо опередили инфляцию, а большой рост имел место по дизельному топливу.
С 01 января 2012 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 году выросли в 1,31 раза: на дизельное топливо всех классов акцизы в 2012 году по сравнению с 2011 году выросли в 1,54 раза. Увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 статьи 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Р Е Ш И Л А:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившегося в нарушении установленного нормативным правовым актом (Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.03.2004 г. № 74) порядка ценообразования розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС МО г. Надым, п. Тазовский 14.11.2011 г.
2. Предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение нарушения, ООО «Корпорация «Роснефтегаз» не выдавать ввиду нецелесообразности.
3. Передать материалы дела № 02-01/33-2011 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении как должностного так и юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
В соответствии с частью 1 статьи 51.2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 02-01/33-2011
[format] =>
[safe_value] => 02-01/33-2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
на рассмотрение дела № 02-01/33-2011 законный представитель ООО «Корпорация «Роснефтегаз», не явился. Определение было направлено в адрес Ответчика по средством электронной почты с последующим почтовым отправление. О факте надлежащего уведомления юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз» свидетельствует поступившее от 16.05.2012 г. № б/н (вх. № 2285 от 17.05.2012 г.) ходатайство о переносе срока рассмотрения дела.
Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
Рассмотрев дело № 02-01/33-2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов третьих лиц – жителей Пуровского, Тазовского районов, МО г. Надым, выразившегося в необоснованном повышении 14.11.2011 г. розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,
[format] => full_html
[safe_value] =>
на рассмотрение дела № 02-01/33-2011 законный представитель ООО «Корпорация «Роснефтегаз», не явился. Определение было направлено в адрес Ответчика по средством электронной почты с последующим почтовым отправление. О факте надлежащего уведомления юридического лица ООО «Корпорация «Роснефтегаз» свидетельствует поступившее от 16.05.2012 г. № б/н (вх. № 2285 от 17.05.2012 г.) ходатайство о переносе срока рассмотрения дела.
Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «Корпорация «Роснефтегаз».
Рассмотрев дело № 02-01/33-2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Корпорация «Роснефтегаз» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части ущемления интересов третьих лиц – жителей Пуровского, Тазовского районов, МО г. Надым, выразившегося в необоснованном повышении 14.11.2011 г. розничных цен на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-05-21 03:57:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-05-17 03:57:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1338264237
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ямало-Ненецкое УФАС России
)