Решение № 02-01/10/28-2014

Номер дела: 02-01/10/28-2014
Дата публикации: 17 сентября 2014, 20:59

РЕШЕНИЕ №  02-01/10/28-2014

03 сентября 2014 года                                                                                           г. Салехард

 

Решение изготовлено в полном объеме  12.09.2014 года.

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>  – руководитель управления;

Члены Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

при участии:

от ОАО «Тепло-Энергетик»:

<...> – исполняющий обязанности начальника юридического отдела по доверенности от 27.01.2014 № 08/01;

от ИП Матиенко Олег Николаевич: представитель не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 02-01/10/28-2014 в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» (ул. Карьерная, д. 9, г. Лабытнанги, ЯНАО, 629400),  возбужденного по признакам нарушения  пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» -  навязывание контрагенту ИП Матиенко Олег Николаевич (мкр. Теремки, д. 3, г. Салехард, ЯНАО, 629001) условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, невыгодных для него, выразившегося в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление ИП Матиенко Олег Николаевич на действия ОАО «Тепло-Энергетик», выразившиеся в отказе разрешения на смену индивидуального прибора учета потребленной холодной воды.

Из заявления установлено.

ИП Матиенко Олег Николаевич осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «Камаз», расположенном по адресу: ул. Обская, д. 20,                      г. Лабытнанги.

02.10.2013 г. ИП Матиенко Олег Николаевич от ОАО «Тепло-Энергетик» получил уведомление о необходимости установки прибора учета воды, а также технические условия на установку узла учета холодной воды № 0175. Для установки узла учета холодной воды Заявитель обратился в ООО Фирма «Модуль». После заключения договора № МР 37-2013 на выполнение комплекса строительных (монтажных) работ и оплаты оборудования и работ в размере 32350,00 руб. ООО Фирма «Модуль» установило узел учета холодного водоснабжения в который входит счетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом (электронная система учета). Для того чтобы снять показания счетчика требуется дорогостоящее специальное оборудование либо, как пояснило ОАО «Тепло-Энергетик», Общество может оказывать услугу по снятию показания счетчика за 1700,00 руб./месяц. При этом как указывает Заявитель, в магазине установлен 1 унитаз и 1 раковина, работают 3 человека, в месяц потребляется 2-3 м³ воды, что составляет порядка 150-190 рублей). Заявитель поинтересовался почему не установили простой механический счетчик типа СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода и без подключения на прибор регистратор.

Руководство ООО Фирма «Модуль» объяснило, что механические приборы учета холодной воды типа СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода не регистрируют в ОАО «Тепло-Энергетик» и не заключают договоры по данному счетчику.

ИП Матиенко Олег Николаевич обратился в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» с просьбой разрешить заменить водосчетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом и подключением на прибор регистратор на водосчетчик механический СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода и без подклбючения на прибор регистратор.

Из информации представленной ОАО «Тепло-Энергетик» индивидуальному предпринимателю (исх. от 11.03.2014 г. № 01/899) следовало.

В соответствии с требованиями раздела I п. 9, раздела II п. 10 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. № 776, приборы учета энергетических ресурсов должны соответствовать требованиям Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (редакция от 02.12.2013 г.). При этом сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве полученной воды, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами  учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом.

Установленный узел учета, в составе приборов механического счетчика ВСХд-15 с импульсным выходом с подключением на прибор регистратор ТСРВ-033, соответствует всем вышеназванным требованиям и разрешен для коммерческого учета.

Счетчики холодной воды типа СВ без импульсного выхода не соответствуют требованиям п. 6, 16, 25, 29 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (редакция от 02.12.2013 г.), предъявляемым к коммерческим узлам учета и разрешены для применения учета количества потребленной холодной воды только для бытовых целей.

На основании вышеизложенного в замене счетчика холодной воды типа ВСХд с импульсным выходом на механический счетчик холодной воды типа СВ без импульсного выхода ОАО «Тепло-Энергетик» было отказано.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения.

Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п. 3 Правил, коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п. 9 Правил, используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

ИП Матиенко Олег Николаевич к первичному заявлению приложил руководство по эксплуатации счетчиков холодной воды типа СХВ и горячей воды типа СГВ.

В соответствии с Государственным реестром средств измерений, утвержденным Росстандартом, счетчики холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ (СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д) включены в настоящий Реестр под номером 16078-13. Таким образом, типы вышеуказанных счетчиков холодной и горячей воды соответствуют всем требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Ямало-Ненецкое УФАС России, отказав ИП Матиенко Олег Николаевич  в возбуждении дела, посчитало целесообразным указать индивидуальному предпринимателю на необходимость  повторного обращения в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» о возможности замены установленного узла учета холодного водоснабжения, в который входит счетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом, на индивидуальный прибор учета типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д), а также о заключении Договора холодного водоснабжения.

В случае отказа ОАО «Тепло-Энергетик» от заключения Договора холодного водоснабжения с ИП Матиенко Олег Николаевич, либо при невозможности заключения настоящего Договора, при использовании Заявителем в целях коммерческого учета, потребленной холодной воды, индивидуального прибора учета типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) Заявителю было указано на необходимость повторного обращения в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения действий  ОАО «Тепло-Энергетик», как нарушающих антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Согласно заявлению, представленному ИП Матиенко Олег Николаевич повторно 15.04.2014, индивидуальный предприниматель 24.03.2014 повторно обратился в ОАО «Тепло-Энергетик» (вход. от 24.03.2014 № 937; от 01.04.2014 вход. № 1077; от 17.04.2014 № 1269) с разрешением заменить водосчетчик тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору.

ОАО «Тепло-Энергетик» оставил обращение ИП Матиенко Олег Николаевич без рассмотрения. Документально обоснованных доводов относительно причин отказа от замены водосчетчика индивидуальному предпринимателю не представлены.

Как указывалось ранее, счетчики холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ (СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д) включены в Реестр под номером 16078-13, типы вышеуказанных счетчиков холодной и горячей воды соответствуют всем требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится, в том числе, услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В действиях ОАО «Тепло-Энергетик», выразившихся в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, усматривались признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции - навязывание контрагенту - ИП Матиенко Олег Николаевич -  условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, невыгодных для него.

 В этой связи Ямало-Ненецким УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» было вынесено Предупреждение (исх. от 14.05.2014 № ОП/2314) о необходимости прекращения в срок до 06.06.2014 г.  вышеописанных действий путем замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, который в соответствии с Государственным реестром средств измерений, утвержденным Росстандартом, включен в Реестр и соответствует требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

05.06.2014 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России от ОАО «Тепло-Энергетик» (исх. от 04.06.2014 № 08/2224) поступило ходатайство о продлении срока исполнения Предупреждения, в связи с направлением в специализированные службы запросов о разъяснении сложившейся ситуации.

Ямало-Ненецкое УФАС России, на основании части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», продлило срок выполнения Предупреждения до 30.06.2014.

01.07.2014 в Ямало-Ненецкое УФАС России от ОАО «Тепло-Энергетик» (исх. от 30.06.2014 № 08/2629) поступила информация о неисполнении Предупреждения.

ОАО «Тепло-Энергетик» считает, что установка счетчиков холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ(СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д), включенных в Государственный реестр средств измерений под номером 16078-13, для коммерческого учета воды является недопустимой.

Как указывает ОАО «Тепло-Энергетик», вышеуказанные счетчики могут использоваться только в качестве бытового (квартирного) прибора учета.

Принимая во внимание специфику поставленных в заявлении ИП Матиенко Олег Николаевич вопросов, Ямало-Ненецкое УФАС России направило в департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа запрос о предоставлении позиции Департамента относительно правомерности отказа со стороны ОАО «Тепло-Энергетик» в замене ИП Матиенко Олег Николаевич водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору.

Согласно информации, представленной Департаментом (исх. от 29.05.2014 № 4001-12-05/142), счетчики ГСВ  являются универсальными и могут быть использованы для измерения объема как холодной, так и горячей воды, о чем удостоверяет свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.С.29.006.А № 50799, что не противоречит требованиям Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Проанализировав материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «Тепло-Энергетик», выразившихся в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия квалифицирует действия ОАО «Тепло-Энергетик» несоответствующими  требованиям Федерального закона от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответственность за нарушение  которых установлена статьей 9.16 КоАП РФ.

Исследовав обстоятельства дела, заслушав представителя ответчика, участвующего в деле, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело № 02-01/10/28-2014, возбужденное в отношении ОАО «Тепло-Энергетик»  по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 02-01/10/28-2014 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» и его должностного лица по части 12 ст. 9.21  КоАП РФ.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в окончательной форме.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

stdClass Object ( [vid] => 8949 [uid] => 5 [title] => Решение № 02-01/10/28-2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8949 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411311893 [changed] => 1411311893 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411311893 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ №  02-01/10/28-2014

03 сентября 2014 года                                                                                           г. Салехард

 

Решение изготовлено в полном объеме  12.09.2014 года.

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>  – руководитель управления;

Члены Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

при участии:

от ОАО «Тепло-Энергетик»:

<...> – исполняющий обязанности начальника юридического отдела по доверенности от 27.01.2014 № 08/01;

от ИП Матиенко Олег Николаевич: представитель не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 02-01/10/28-2014 в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» (ул. Карьерная, д. 9, г. Лабытнанги, ЯНАО, 629400),  возбужденного по признакам нарушения  пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» -  навязывание контрагенту ИП Матиенко Олег Николаевич (мкр. Теремки, д. 3, г. Салехард, ЯНАО, 629001) условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, невыгодных для него, выразившегося в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление ИП Матиенко Олег Николаевич на действия ОАО «Тепло-Энергетик», выразившиеся в отказе разрешения на смену индивидуального прибора учета потребленной холодной воды.

Из заявления установлено.

ИП Матиенко Олег Николаевич осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «Камаз», расположенном по адресу: ул. Обская, д. 20,                      г. Лабытнанги.

02.10.2013 г. ИП Матиенко Олег Николаевич от ОАО «Тепло-Энергетик» получил уведомление о необходимости установки прибора учета воды, а также технические условия на установку узла учета холодной воды № 0175. Для установки узла учета холодной воды Заявитель обратился в ООО Фирма «Модуль». После заключения договора № МР 37-2013 на выполнение комплекса строительных (монтажных) работ и оплаты оборудования и работ в размере 32350,00 руб. ООО Фирма «Модуль» установило узел учета холодного водоснабжения в который входит счетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом (электронная система учета). Для того чтобы снять показания счетчика требуется дорогостоящее специальное оборудование либо, как пояснило ОАО «Тепло-Энергетик», Общество может оказывать услугу по снятию показания счетчика за 1700,00 руб./месяц. При этом как указывает Заявитель, в магазине установлен 1 унитаз и 1 раковина, работают 3 человека, в месяц потребляется 2-3 м³ воды, что составляет порядка 150-190 рублей). Заявитель поинтересовался почему не установили простой механический счетчик типа СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода и без подключения на прибор регистратор.

Руководство ООО Фирма «Модуль» объяснило, что механические приборы учета холодной воды типа СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода не регистрируют в ОАО «Тепло-Энергетик» и не заключают договоры по данному счетчику.

ИП Матиенко Олег Николаевич обратился в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» с просьбой разрешить заменить водосчетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом и подключением на прибор регистратор на водосчетчик механический СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода и без подклбючения на прибор регистратор.

Из информации представленной ОАО «Тепло-Энергетик» индивидуальному предпринимателю (исх. от 11.03.2014 г. № 01/899) следовало.

В соответствии с требованиями раздела I п. 9, раздела II п. 10 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. № 776, приборы учета энергетических ресурсов должны соответствовать требованиям Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (редакция от 02.12.2013 г.). При этом сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве полученной воды, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами  учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом.

Установленный узел учета, в составе приборов механического счетчика ВСХд-15 с импульсным выходом с подключением на прибор регистратор ТСРВ-033, соответствует всем вышеназванным требованиям и разрешен для коммерческого учета.

Счетчики холодной воды типа СВ без импульсного выхода не соответствуют требованиям п. 6, 16, 25, 29 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (редакция от 02.12.2013 г.), предъявляемым к коммерческим узлам учета и разрешены для применения учета количества потребленной холодной воды только для бытовых целей.

На основании вышеизложенного в замене счетчика холодной воды типа ВСХд с импульсным выходом на механический счетчик холодной воды типа СВ без импульсного выхода ОАО «Тепло-Энергетик» было отказано.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения.

Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п. 3 Правил, коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п. 9 Правил, используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

ИП Матиенко Олег Николаевич к первичному заявлению приложил руководство по эксплуатации счетчиков холодной воды типа СХВ и горячей воды типа СГВ.

В соответствии с Государственным реестром средств измерений, утвержденным Росстандартом, счетчики холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ (СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д) включены в настоящий Реестр под номером 16078-13. Таким образом, типы вышеуказанных счетчиков холодной и горячей воды соответствуют всем требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Ямало-Ненецкое УФАС России, отказав ИП Матиенко Олег Николаевич  в возбуждении дела, посчитало целесообразным указать индивидуальному предпринимателю на необходимость  повторного обращения в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» о возможности замены установленного узла учета холодного водоснабжения, в который входит счетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом, на индивидуальный прибор учета типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д), а также о заключении Договора холодного водоснабжения.

В случае отказа ОАО «Тепло-Энергетик» от заключения Договора холодного водоснабжения с ИП Матиенко Олег Николаевич, либо при невозможности заключения настоящего Договора, при использовании Заявителем в целях коммерческого учета, потребленной холодной воды, индивидуального прибора учета типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) Заявителю было указано на необходимость повторного обращения в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения действий  ОАО «Тепло-Энергетик», как нарушающих антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Согласно заявлению, представленному ИП Матиенко Олег Николаевич повторно 15.04.2014, индивидуальный предприниматель 24.03.2014 повторно обратился в ОАО «Тепло-Энергетик» (вход. от 24.03.2014 № 937; от 01.04.2014 вход. № 1077; от 17.04.2014 № 1269) с разрешением заменить водосчетчик тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору.

ОАО «Тепло-Энергетик» оставил обращение ИП Матиенко Олег Николаевич без рассмотрения. Документально обоснованных доводов относительно причин отказа от замены водосчетчика индивидуальному предпринимателю не представлены.

Как указывалось ранее, счетчики холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ (СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д) включены в Реестр под номером 16078-13, типы вышеуказанных счетчиков холодной и горячей воды соответствуют всем требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится, в том числе, услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В действиях ОАО «Тепло-Энергетик», выразившихся в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, усматривались признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции - навязывание контрагенту - ИП Матиенко Олег Николаевич -  условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, невыгодных для него.

 В этой связи Ямало-Ненецким УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» было вынесено Предупреждение (исх. от 14.05.2014 № ОП/2314) о необходимости прекращения в срок до 06.06.2014 г.  вышеописанных действий путем замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, который в соответствии с Государственным реестром средств измерений, утвержденным Росстандартом, включен в Реестр и соответствует требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

05.06.2014 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России от ОАО «Тепло-Энергетик» (исх. от 04.06.2014 № 08/2224) поступило ходатайство о продлении срока исполнения Предупреждения, в связи с направлением в специализированные службы запросов о разъяснении сложившейся ситуации.

Ямало-Ненецкое УФАС России, на основании части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», продлило срок выполнения Предупреждения до 30.06.2014.

01.07.2014 в Ямало-Ненецкое УФАС России от ОАО «Тепло-Энергетик» (исх. от 30.06.2014 № 08/2629) поступила информация о неисполнении Предупреждения.

ОАО «Тепло-Энергетик» считает, что установка счетчиков холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ(СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д), включенных в Государственный реестр средств измерений под номером 16078-13, для коммерческого учета воды является недопустимой.

Как указывает ОАО «Тепло-Энергетик», вышеуказанные счетчики могут использоваться только в качестве бытового (квартирного) прибора учета.

Принимая во внимание специфику поставленных в заявлении ИП Матиенко Олег Николаевич вопросов, Ямало-Ненецкое УФАС России направило в департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа запрос о предоставлении позиции Департамента относительно правомерности отказа со стороны ОАО «Тепло-Энергетик» в замене ИП Матиенко Олег Николаевич водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору.

Согласно информации, представленной Департаментом (исх. от 29.05.2014 № 4001-12-05/142), счетчики ГСВ  являются универсальными и могут быть использованы для измерения объема как холодной, так и горячей воды, о чем удостоверяет свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.С.29.006.А № 50799, что не противоречит требованиям Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Проанализировав материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «Тепло-Энергетик», выразившихся в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия квалифицирует действия ОАО «Тепло-Энергетик» несоответствующими  требованиям Федерального закона от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответственность за нарушение  которых установлена статьей 9.16 КоАП РФ.

Исследовав обстоятельства дела, заслушав представителя ответчика, участвующего в деле, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело № 02-01/10/28-2014, возбужденное в отношении ОАО «Тепло-Энергетик»  по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 02-01/10/28-2014 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» и его должностного лица по части 12 ст. 9.21  КоАП РФ.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в окончательной форме.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ №  02-01/10/28-2014

03 сентября 2014 года                                                                                           г. Салехард

 

Решение изготовлено в полном объеме  12.09.2014 года.

 

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>  – руководитель управления;

Члены Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,

при участии:

от ОАО «Тепло-Энергетик»:

<...> – исполняющий обязанности начальника юридического отдела по доверенности от 27.01.2014 № 08/01;

от ИП Матиенко Олег Николаевич: представитель не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела № 02-01/10/28-2014 в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» (ул. Карьерная, д. 9, г. Лабытнанги, ЯНАО, 629400),  возбужденного по признакам нарушения  пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» -  навязывание контрагенту ИП Матиенко Олег Николаевич (мкр. Теремки, д. 3, г. Салехард, ЯНАО, 629001) условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, невыгодных для него, выразившегося в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление ИП Матиенко Олег Николаевич на действия ОАО «Тепло-Энергетик», выразившиеся в отказе разрешения на смену индивидуального прибора учета потребленной холодной воды.

Из заявления установлено.

ИП Матиенко Олег Николаевич осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «Камаз», расположенном по адресу: ул. Обская, д. 20,                      г. Лабытнанги.

02.10.2013 г. ИП Матиенко Олег Николаевич от ОАО «Тепло-Энергетик» получил уведомление о необходимости установки прибора учета воды, а также технические условия на установку узла учета холодной воды № 0175. Для установки узла учета холодной воды Заявитель обратился в ООО Фирма «Модуль». После заключения договора № МР 37-2013 на выполнение комплекса строительных (монтажных) работ и оплаты оборудования и работ в размере 32350,00 руб. ООО Фирма «Модуль» установило узел учета холодного водоснабжения в который входит счетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом (электронная система учета). Для того чтобы снять показания счетчика требуется дорогостоящее специальное оборудование либо, как пояснило ОАО «Тепло-Энергетик», Общество может оказывать услугу по снятию показания счетчика за 1700,00 руб./месяц. При этом как указывает Заявитель, в магазине установлен 1 унитаз и 1 раковина, работают 3 человека, в месяц потребляется 2-3 м³ воды, что составляет порядка 150-190 рублей). Заявитель поинтересовался почему не установили простой механический счетчик типа СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода и без подключения на прибор регистратор.

Руководство ООО Фирма «Модуль» объяснило, что механические приборы учета холодной воды типа СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода не регистрируют в ОАО «Тепло-Энергетик» и не заключают договоры по данному счетчику.

ИП Матиенко Олег Николаевич обратился в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» с просьбой разрешить заменить водосчетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом и подключением на прибор регистратор на водосчетчик механический СВ 15Г или его аналог без импульсного выхода и без подклбючения на прибор регистратор.

Из информации представленной ОАО «Тепло-Энергетик» индивидуальному предпринимателю (исх. от 11.03.2014 г. № 01/899) следовало.

В соответствии с требованиями раздела I п. 9, раздела II п. 10 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. № 776, приборы учета энергетических ресурсов должны соответствовать требованиям Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (редакция от 02.12.2013 г.). При этом сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве полученной воды, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами  учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом.

Установленный узел учета, в составе приборов механического счетчика ВСХд-15 с импульсным выходом с подключением на прибор регистратор ТСРВ-033, соответствует всем вышеназванным требованиям и разрешен для коммерческого учета.

Счетчики холодной воды типа СВ без импульсного выхода не соответствуют требованиям п. 6, 16, 25, 29 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (редакция от 02.12.2013 г.), предъявляемым к коммерческим узлам учета и разрешены для применения учета количества потребленной холодной воды только для бытовых целей.

На основании вышеизложенного в замене счетчика холодной воды типа ВСХд с импульсным выходом на механический счетчик холодной воды типа СВ без импульсного выхода ОАО «Тепло-Энергетик» было отказано.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении, коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения.

Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п. 3 Правил, коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п. 9 Правил, используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

ИП Матиенко Олег Николаевич к первичному заявлению приложил руководство по эксплуатации счетчиков холодной воды типа СХВ и горячей воды типа СГВ.

В соответствии с Государственным реестром средств измерений, утвержденным Росстандартом, счетчики холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ (СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д) включены в настоящий Реестр под номером 16078-13. Таким образом, типы вышеуказанных счетчиков холодной и горячей воды соответствуют всем требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Ямало-Ненецкое УФАС России, отказав ИП Матиенко Олег Николаевич  в возбуждении дела, посчитало целесообразным указать индивидуальному предпринимателю на необходимость  повторного обращения в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» о возможности замены установленного узла учета холодного водоснабжения, в который входит счетчик ХВС Ду 15 с импульсным выходом, на индивидуальный прибор учета типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д), а также о заключении Договора холодного водоснабжения.

В случае отказа ОАО «Тепло-Энергетик» от заключения Договора холодного водоснабжения с ИП Матиенко Олег Николаевич, либо при невозможности заключения настоящего Договора, при использовании Заявителем в целях коммерческого учета, потребленной холодной воды, индивидуального прибора учета типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) Заявителю было указано на необходимость повторного обращения в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения действий  ОАО «Тепло-Энергетик», как нарушающих антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Согласно заявлению, представленному ИП Матиенко Олег Николаевич повторно 15.04.2014, индивидуальный предприниматель 24.03.2014 повторно обратился в ОАО «Тепло-Энергетик» (вход. от 24.03.2014 № 937; от 01.04.2014 вход. № 1077; от 17.04.2014 № 1269) с разрешением заменить водосчетчик тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору.

ОАО «Тепло-Энергетик» оставил обращение ИП Матиенко Олег Николаевич без рассмотрения. Документально обоснованных доводов относительно причин отказа от замены водосчетчика индивидуальному предпринимателю не представлены.

Как указывалось ранее, счетчики холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ (СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д) включены в Реестр под номером 16078-13, типы вышеуказанных счетчиков холодной и горячей воды соответствуют всем требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится, в том числе, услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В действиях ОАО «Тепло-Энергетик», выразившихся в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, усматривались признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции - навязывание контрагенту - ИП Матиенко Олег Николаевич -  условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, невыгодных для него.

 В этой связи Ямало-Ненецким УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в адрес ОАО «Тепло-Энергетик» было вынесено Предупреждение (исх. от 14.05.2014 № ОП/2314) о необходимости прекращения в срок до 06.06.2014 г.  вышеописанных действий путем замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, который в соответствии с Государственным реестром средств измерений, утвержденным Росстандартом, включен в Реестр и соответствует требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

05.06.2014 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России от ОАО «Тепло-Энергетик» (исх. от 04.06.2014 № 08/2224) поступило ходатайство о продлении срока исполнения Предупреждения, в связи с направлением в специализированные службы запросов о разъяснении сложившейся ситуации.

Ямало-Ненецкое УФАС России, на основании части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», продлило срок выполнения Предупреждения до 30.06.2014.

01.07.2014 в Ямало-Ненецкое УФАС России от ОАО «Тепло-Энергетик» (исх. от 30.06.2014 № 08/2629) поступила информация о неисполнении Предупреждения.

ОАО «Тепло-Энергетик» считает, что установка счетчиков холодной и горячей воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) и СГВ(СГВ-15, СГВ-15Д, СГВ-20, СГВ-20Д), включенных в Государственный реестр средств измерений под номером 16078-13, для коммерческого учета воды является недопустимой.

Как указывает ОАО «Тепло-Энергетик», вышеуказанные счетчики могут использоваться только в качестве бытового (квартирного) прибора учета.

Принимая во внимание специфику поставленных в заявлении ИП Матиенко Олег Николаевич вопросов, Ямало-Ненецкое УФАС России направило в департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа запрос о предоставлении позиции Департамента относительно правомерности отказа со стороны ОАО «Тепло-Энергетик» в замене ИП Матиенко Олег Николаевич водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору.

Согласно информации, представленной Департаментом (исх. от 29.05.2014 № 4001-12-05/142), счетчики ГСВ  являются универсальными и могут быть использованы для измерения объема как холодной, так и горячей воды, о чем удостоверяет свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.С.29.006.А № 50799, что не противоречит требованиям Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Проанализировав материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «Тепло-Энергетик», выразившихся в необоснованном отказе от замены водосчетчика тип ХВС ДУ 15 с импульсным выходом и подключенным к прибору регистратору на индивидуальный прибор учета холодной воды типа СХВ (СХВ-15, СХВ-15Д, СХВ-20, СХВ-20Д) без импульсного выхода и без подключения к прибору регистратору, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия квалифицирует действия ОАО «Тепло-Энергетик» несоответствующими  требованиям Федерального закона от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответственность за нарушение  которых установлена статьей 9.16 КоАП РФ.

Исследовав обстоятельства дела, заслушав представителя ответчика, участвующего в деле, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело № 02-01/10/28-2014, возбужденное в отношении ОАО «Тепло-Энергетик»  по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», производством прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 02-01/10/28-2014 должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» и его должностного лица по части 12 ст. 9.21  КоАП РФ.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в окончательной форме.

 

Председатель Комиссии

Члены комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01/10/28-2014 [format] => [safe_value] => 02-01/10/28-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 120 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 120 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-17 14:59:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-03 14:59:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411311893 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ямало-Ненецкое УФАС России )