РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/29-2016 по жалобе ООО «Объединение энергоменеджмента» (закупка № 31603579036)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

РЕШЕНИЕ № 07-01/18.1(223)/29-2016

по жалобе ООО «Объединение энергоменеджмента»

(закупка № 31603579036)

11 мая 2016 года                                                                                                    г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии:

<...> – представитель Заказчика,

рассмотрев дело № 07-01/18.1(223)/29-2016 по признакам нарушения Заказчиком – АО "Салехардэнерго" (г.Салехард, ЯНАО) положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении запроса конкурсных предложений «Внесение изменений и дополнений в техническую документацию по развитию инженерных систем (актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения), с разработкой электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на базе программного обеспечения ГИС «Zulu»; Внедрение геоинформационных технологий в (ГИС ZuluServer, Thermo, Hydro, Drain)» (закупка № 31603579036),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Объединение энергоменеджмента» (г.Санкт-Петербург) на положения документации по запросу конкурсных предложений № 31603579036 «Внесение изменений и дополнений в техническую документацию по развитию инженерных систем (актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения), с разработкой электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на базе программного обеспечения ГИС «Zulu»; Внедрение геоинформационных технологий в (ГИС ZuluServer, Thermo, Hydro, Drain)».

Заказчик – АО "Салехардэнерго".

По мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно не включено в документацию запроса конкурсных предложений требование о предоставлении в составе заявки на участие в запросе предложений:

- копии действующей лицензии на геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства),

- копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с размещением рассматриваемого заказа, регулируются Законом о закупках.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1)        не размещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2)        предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3)        осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4)        не размещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в т.ч.,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, Закон о защите конкуренции (части 1, 5 статьи 17, часть 4.2 статьи 23) позволяет антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки и в тех случаях, когда жалоба подана не по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона о закупках, но содержит сведения о нарушении заказчиком при организации и проведении закупки требований антимонопольного законодательства.

 

В жалобе ООО «Объединение энергоменеджмента», поданной в антимонопольный орган, не указывается на наличие оснований, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Данная жалоба также не содержит документально подтвержденных сведений, свидетельствующих о совершении заказчиком, закупочной комиссией действий, ограничивающих конкуренцию.

Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.

1) относительно отсутствия в документации требования о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Согласно ст. 2 Закона РФ № 5485-1 «О государственной тайне» государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Основным критерием отнесения тех или иных сведений к государственной тайне является то, что их распространение может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Такой вывод сделан Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.04.2005 г. №238-0.

Статьей 5 Закона о государственной тайне установлен Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, а также их разработка, актуализация в указанный перечень не входит.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» определены сведения, отнесенные к государственной тайне.

Пунктом 42.1 данного Указа к сведениям государственной тайны отнесены сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.

В соответствии со ст. 9 Закона № 5485-1 отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

Статьей 8 Закона № 5485-1 установлено, что степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Кроме этого, данной статьей определяются степени секретности.

В соответствии со ст. 27 Закона № 5485-1 о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Из пункта 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333, следует, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.

Статьей 17 Закона о государственной тайне установлено, что передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.

Обязательное наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ РФ у участника закупки требуется в том случае, если проводится закрытый конкурс, а закрытый конкурс может проводиться исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте договора.

Население муниципального образования город Салехард по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 48300 человек, о чем указано в технических заданиях к запросу конкурсных предложений.

В документации запроса конкурсных предложений АО «Салехардэнерго» по внесению изменений и дополнений в техническую документацию по развитию инженерных систем (актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения), с разработкой электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не содержится каких-либо признаков того, что Участник должен иметь лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Постановлением РФ от 05.09.2013 N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления, соответственно они должны быть доступны для неопределенного круга лиц.

Указанное свидетельствует о том, что схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования города Салехард не являются сведениями, составляющими государственную тайну.

Кроме того, функционирует Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП http://fgis.minregion.ru/), в которой в открытом доступе размещены схемы территориального планирования, генеральные планы городских округов, поселений и т.д.

Генеральный план муниципального образования города Салехард является общедоступным, он не содержит текстовые, графические и демонстрационные материалы с грифами "секретно", "совершенно секретно" и "для служебного пользования", которые относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. Документы территориального планирования размещены на официальном сайте Администрации муниципального образования город Салехард.

Таким образом, доводы заявителя жалобы о необходимости установления в документации запроса конкурсных предложений требования к участнику о предоставлении в составе заявки копии лицензии на проведение работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ России, необоснованны.

 

2) относительно отсутствия в документации требования о наличии лииензии на геодезические и картографические работы

Правовые основы деятельности в области геодезии и картографии установлены Федеральным законом РФ от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии».

Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 209-ФЗ определено, что геодезическая и картографическая деятельность, исходя из назначения выполняемых работ, включает в себя:

геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по выполнению геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Лицензирование геодезической и картографической деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 г. N 1016, на основании требований пункта 42 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1016 в перечень геодезических и картографических работ, подлежащих лицензированию, входят работы по созданию и обновлению государственных карт и планов, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, топографический мониторинг.

Работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования не включены в данный Перечень.

Заказчик указывает, что актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения муниципального образования город Салехард не относится к работам федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, а также не имеет отношения к инженерным изысканиям, выполняемым для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Данные работы классифицируются как работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями муниципального образования.

В связи с чем, доводы заявителя жалобы о необходимости установления в документации запроса конкурсных предложений требования к участнику о предоставлении в составе заявки копии лицензии на геодезические и картографические работы являются необоснованными.

Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, которыми заказчики должны руководствоваться. В частности, следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки (ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ).

Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает прямой запрет на введение ограничивающих конкуренцию требований при проведении торгов, в том числе и хозяйственными обществами.

 

С учетом вышеизложенных обстоятельств, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях Заказчика АО «Салехардэнерго»  нарушений положений Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении вышеуказанного запроса предложений, а также нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса конкурсных предложений «Внесение изменений и дополнений в техническую документацию по развитию инженерных систем (актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения), с разработкой электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на базе программного обеспечения ГИС «Zulu»; Внедрение геоинформационных технологий в (ГИС ZuluServer, Thermo, Hydro, Drain)».

Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Объединение энергоменеджмента» (г.Санкт-Петербург) на действия Заказчика АО "Салехардэнерго" (г.Салехард, ЯНАО) при проведении запроса конкурсных предложений «Внесение изменений и дополнений в техническую документацию по развитию инженерных систем (актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения), с разработкой электронных моделей систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на базе программного обеспечения ГИС «Zulu»; Внедрение геоинформационных технологий в (ГИС ZuluServer, Thermo, Hydro, Drain)» (закупка № 31603579036) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.