Решение № 04-01/03-2017 по жалобе ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (закупка № 0190300010816000497)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/03-2017

по жалобе ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ»

(закупка № 0190300010816000497)

17 января 2017 года                                                                                              г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (г. Омск) на действия Заказчика Администрация города Новый Уренгой (ИНН 8904028004) при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: «Реконструкция здания МОУ НОШ №14 под детский сад, мкр. Восточный» 2-этап (закупка № 0190300010816000497),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» на выполнение работ по строительству объекта: «Реконструкция здания МОУ НОШ №14 под детский сад, мкр. Восточный» 2-этап.

Заказчик - Администрация города Новый Уренгой. НМЦ контракта 48 702 717,00 рублей.

По мнению Заявителя, положения аукционной документации не соответствует законодательству о контрактной системе:

  1. Документация об электронном аукционе размещена в формате, не позволяющем  произвести  поиск  и копирование отдельных фрагментов текста;
  2. Заказчиком в нарушении п.1 ч. 1 ст.33, п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара;
  3. В нарушение п. 1 ч.1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к расходным материалам.

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Относительно довода ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» о документации, размещенной в  формате, не позволяющем  произвести  поиск  и копирование отдельных фрагментов текста на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Статьей 4 Закона о контрактной системе определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 7 Закона о контрактной системе регулирует принципы открытости и прозрачности

1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в Интернете информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона. При этом должны быть учтены особенности, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с пунктом 3 Положения о пользовании официальными сайтами в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 147, информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

На основании пункта 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон о контрактной системе и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в Интернете.

Из возражений, представленных Заказчиком, следует.

21.11.2016 года в ЕИС поступил запрос на разъяснения положений аукционной документации. Разъяснения были предоставлены заказчиком и опубликованы в ЕИС Уполномоченным органом в сроки определенные законодательством РФ о контрактной системе 22.11.2016.

Указанное Заявителем приложение к документации об электронном аукционе размещено в ЕИС в формате «PDF».

Формат PDF (Portable Document Format) — разработка компании Аdobe Systems позволяет одинаково отображать содержимое файла в самых различных операционных системах.

Следовательно, правомерным является вывод о том. что файлы формата «PDF» возможно использовать в сети Интернет так же как и файлы форматов "dос", ".txt",".rtf,".html ',".zip". При этом файлы, размещенные в перечисленных форматах не представляют сложности для чтения/ открытия/ поиска информации в сети Интернет.

В сети Интернет содержится множество ссылок на бесплатные приложения, позволяющие конвертировать документы формата PDF  в документы другого формата и подробные инструкции по установке и использованию.

По мнению заказчика, формат «PDF» не ограничивает возможность ознакомления участников закупок с документацией об аукционе. Файл в формате «PDF»  позволяет осуществлять ознакомление, печать и копирование отдельных фрагментов текста общедоступными средствами, что, в том числе, подтверждается представленными Заявителем фрагментами указанного приложения при формировании 2 и 3 пунктов рассматриваемой жалобы.

Документация по закупке № 0190300010816000497 размещена на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» в формате файла «PDF». В соответствии с Регламентом электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», а также требованиями официального сайта www.zakupki.gov.ru, для использования применяются следующие расширения загружаемых файлов: zip, rar, doc, docx, xls, xlsx, jpg, jpeg, gif, rtf, png, pdf, xps. Таким образом, аукционная документация размещена в разрешенном формате. Кроме этого, программное обеспечение электронной площадки функционирует таким образом, что при обнаружении недопустимого формата файла, данная информация автоматически не будет принята в работу электронной площадки.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, аукционная документация размещенная  в формате «PDF» не ограничивает возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе.

Исходя из вышеизложенного, указанный довод не нашел своего подтверждения.

 

По мнению заявителя, Заказчиком в нарушении п.1 ч. 1 ст.33, п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в т.ч. информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

 

 

Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.

В соответствии с п. 1 ч.1. ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размешаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в гаком аукционе.

Характеристики товара, используемого при работах, указаны Заказчиком исключительно в соответствии с требованиями соответствующих указанным товарам действующих ГОСТ, то есть Заказчик руководствовался требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, о применении при описании объекта закупки документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, следовательно:

- не противоречат требованиям Стандарта, соответственно не могут ввести участников закупки в заблуждение и позволить указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Например:

- П.1. Керосин для технических целей - ГОСТ 18499-73 «Керосин для технических целей. Технические условия»

- П.4. Уайт-спирит - ГОСТ 3134-78 «Уайт- спирит. Технические условия» и т. д.;

- не имеют точных параметров, которые соответствуют товару одного производителя.

Указанные в техническом задании показатели не установлены в противоречии с требованиями ГОСТ, у участника есть возможность предложить материал от производителя, тогда характеристики этого материала должны быть в указанном в техническом задании Заказчика диапазоне, тем самым Заказчик не снижает и не сужает требования к параметрам показателей товара, то есть права и интересы участников закупки не ограничены.

Также Заказчик поясняет, что срок подачи заявок на участие в электронном аукционе с учетом продления при внесении изменений в документацию, в совокупности составил 57 дней (в том числе 39 дней со дня последнего изменения требований к указанным материалам), и у Заявителя было достаточно времени (учитывая так же, что претензия относится к описанию товара пункт 1) для подачи запроса на разъяснения в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе, однако, в отношении данного вопроса ни одного запроса заинтересованных лиц не поступало, что подтверждает прозрачность размещенных сведений о потребности заказчика.

На момент окончания подачи заявок поступило 4 заявки на участие в данном электронном аукционе, что подтверждает отсутствие факта ограничения количества участников закупки при осуществлении закупки.

Таким образом, действия Заказчика соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, Федерального закона о защите конкуренции.

Таким образом, довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признан необоснованным.

 

Относительно довода ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» об установлении Заказчиком требований к расходным материалам, противоречащим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 66 настоящего Федерального закона Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

 

Из пояснений Заказчика следует, что работы, выполняемые по контракту должны соответствовать техническому заданию, требованиям СНиП, проектно-сметной документации.

Протоколом подведения итогов аукциона в электронной            форме к закупке № 0190300010816000502 от 02.12.2016 г. был определен исполнитель по муниципальному контракту на оказание услуг по осуществлению функций Заказчика- застройщика по строительству объекта: «Реконструкция МОУ НОШ №14 под детский сад, мкр. Восточный» 2 - этап.

В обязанности исполнителя, в том числе, входит осуществление строительного контроля и технического надзора, который включает в себя:

- контроль за качеством выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

- контроль за соблюдением предпроектных и проектных решений, требований нормативных документов;

- контроль за соответствием применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям и требованиям нормативных документов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка;

- контроль за исполнением подрядчиками указаний и предписаний авторского надзора, требований шефмонтажных организаций и органов государственного строительного контроля;

- контроль и принятие своевременных мер по устранению выявленных ошибок в проектно-сметной документации;

- контроль и выдача предписаний о приостановке работ и исправлении обнаруженных дефектов;

- контроль за стоимостью и сроками выполнения объёмов производства работ.

Исходя из изложенного, у заказчика имеется возможность определить соответствие используемых расходных материалов установленным требованиям. Доказательства отсутствия влияния па результат работ качества используемого материала, в том числе соответствия требованиям действующих ГОСТ (а именно им соответствуют характеристики указанные Заказчиком) Заявителем не представлены. При этом использование при производстве строительных работ материалов (в данном случае горючих газов), не соответствующих стандартам, может повлиять не только на результат работ по контракту, но и на работы проведенные ранее.

Также, учитывая объем «Оспариваемых товаров» в общем количестве (3 позиции из 448 или половина страницы текста из 70), утверждение Заявителя о существенном усложнении процесса подготовки заявки на участие в аукционе, не является корректным, так как увеличение общего объема первой части заявки на 0,7% не значительно.

На основании изложенного Заказчик, при формировании требований к используемым материалам, не нарушил пункт 1 части I статьи 33, части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и принцип обеспечения конкуренции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 12 44-ФЗ исходил из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд в целях обеспечения эффективности осуществления закупки.

Таким образом, вышеуказанный довод заявителя признается необоснованным.

Проанализировав жалобу, доводы Заказчика, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что аукционная документация не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель не явился, доказательств, обосновывающих доводы жалобы, Заявителем не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (г. Омск) на действия Заказчика  Администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904028004) при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: «Реконструкция здания МОУ НОШ №14 под детский сад, мкр. Восточный» 2-этап (закупка № 0190300010816000497) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.