Решение № 04-01/07-2017 по жалобе ООО «Перспектива» (закупка № 0190300000716001166)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/07-2017

по жалобе ООО «Перспектива»

(закупка № 0190300000716001166)

17 января  2017 года                                                                                               г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

Члены Комиссии:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» (г. Самара) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при осуществлении закупки на выполнение работ по устройству свайного основания и подключение коммуникаций на объекте: "Детский сад "Северяночка" с.Гыда" (закупка № 0190300000716001166),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения аукционной документации при осуществлении закупки на выполнение работ по устройству свайного основания и подключение коммуникаций на объекте: "Детский сад "Северяночка" с.Гыда".

Заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Тазовского района». Начальная (максимальная) цена контракта – 11 751 883,00 рублей.

По мнению Заявителя, аукционная  документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

Заказчик установил требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ влияющих на безопасность объектов капитального строительства ограничивающее конкуренцию участников закупок.

 

Из возражений представленных Заказчиком следует.

На официальном сайте www.zakupki.ru 14 декабря 2016 года были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 01903000007160001166 на выполнение работ по устройству свайного основания и подключение коммуникаций на объекте: «Детский сад «Северяночка» с. Гыда» начальная (максимальная) цена контракта 11 751 883 (одиннадцать миллионов семьсот пятьдесят одна тысяча восемьсот восемьдесят три) рубля 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Подателем жалобы на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ЗАО «Сбербанк-АСТ» запрос на разъяснение положений документации не размещался.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.4 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Частью 3 статьи 52 Кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица. При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц, то есть Заказчик не ставит участника закупки в зависимость иметь в наличии в допуске СРО пункт 33 Перечня, а предусматривает возможность привлечения соисполнителей (субподрядчиков), что подтверждается наличием слова «ИЛИ».

Из содержания статьи 706 ГК РФ следует, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Из содержания аукционной документации (п.1.1 проекта контракта) следует, что Подрядчик вправе привлечь субподрядчика для выполнения работ, то есть Заказчиком предусмотрена возможность Подрядчика выполнить принятые обязательства как собственными, так и привлечёнными силами.

В тоже время, согласно письму Минэкономразвития от 28 мая 2015 г. N Д28и-1542 закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией). Таким образом, участник закупки должен иметь необходимое свидетельство о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.

В Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегионразвития № 624, включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (группа видов работ 33 раздела III Перечня). Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком         на      основании  договора юридическим        лицом        или         индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.

Предметом спорного аукциона являются работы по устройству свайного основания и подключение коммуникаций на объекте: «Детский сад «Северяночка» с. Гыда», относящийся к жилищно-гражданскому строительству. Пункт 33 Перечня «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком      на      основании  договора юридическим        лицом          или   индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» содержит только один пункт, относящийся к жилищно-гражданскому строительству - это пункт 33.3 «Жилищно-гражданское строительство».

В документации об электронном аукционе  имеется требование на возможность наличия данного пункта у участника аукциона. Следовательно, участнику закупки достаточно иметь свидетельство на данные виды работ, выданное саморегулируемой организацией, то есть работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, в части жилищно-гражданского строительства.

В пункте 3.3.3.2 Информационной карты документации об электронном аукционе предусматрена возможность привлечения соисполнителей (субподрядчиков) в соответствии с пунктом 33.3, то есть работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, в части жилищно-гражданского строительства, могут быть выполнены не самим подрядчиком, а субподрядчиком.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Заказчиком в соответствии с требованиями части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624 установлены следующие требования к участникам закупки:

- наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ:

раздел III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту»: п.3.6,  п.4.2,  п.5.2,  п.5.3,  п.10.3, п.12.9,  п.16.1,  п.16.2,  п.16.4,  п.17.1,  п.17.3,  п.17.7,  п.18.1,  п.18.3,  п.18.5

или  пункт 33.3 Жилищно-гражданское строительство.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Таким образом, Заказчиком обоснованно установлено требование о наличии СРО или генеральным подрядом, так как участник аукциона имеет возможность как лично выполнять работы предусмотренные аукционом, так и выступать генеральным подрядчиком, или часть работ выполнить лично, а на часть заключить договор с подрядной организацией, при наличии у неё СРО с необходимыми видами работ.

При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что положения аукционной документации  на выполнение работ по устройству свайного основания и подключение коммуникаций на объекте: "Детский сад "Северяночка" с.Гыда" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Перспектива» (г. Самара) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Тазовского района» (ИНН: 8910006224) при осуществлении закупки на выполнение работ по устройству свайного основания и подключение коммуникаций на объекте: "Детский сад "Северяночка" с.Гыда" (закупка № 0190300000716001166)  необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.