Решение № 04-01/10-2017 по жалобам ООО «Стройиндустрия» и ООО «Перспектива» (закупка № 0190300004616000517)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/10-2017

по жалобам ООО «Стройиндустрия» и  ООО «Перспектива»

(закупка № 0190300004616000517)

19 января 2017 года                                                                                                   г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

рассмотрев жалобы ООО «Стройиндустрия» (г. Москва) и ООО «Перспектива» (г. Самара) на действия Заказчика МКУ «Управление коммунального заказа» (ИНН: 8906006158) при осуществлении закупки «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Блок спортивных залов для проведения 3-го часа физкультуры в микрорайоне №12 (Юбилейный) по ул. 70лет Октября, г. Муравленко, ЯНАО» (закупка № 0190300004616000517),

 

УСТАНОВИЛА:

В Ямало-Ненецкое Управление Федеральной антимонопольной службы России поступили жалобы ООО «Стройиндустрия», ООО «Перспектива» на положения аукционной документации № 0190300004616000517.

Заказчик - МКУ «Управление коммунального заказа».

Начальная (максимальная) цена контракта - 151 209 528,00 рублей.

 

По мнению ООО «Стройиндустрия», документация об аукционе утверждена с нарушением положений ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Заказчик ко второй части заявок установил требование в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 без учета внесенных изменений:

- о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

 

В жалобе ООО «Перспектива» указывается, что:

1. указанный Заказчиком в проекте контракта п. 13.10. срок возврата денежных средств, внесенных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта необъективен, что нарушают положения ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Поскольку указанные средства по условиям контракта подлежат возврату не по истечению выполнения обязательств сторонами по контракту, а в течение5 (пяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика.

2. установленный Заказчиком в проекте контракта п. 4.1. порядок оплаты выполненных работ нарушает п. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.

Так как, закупка предметом которой является строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, Заказчик обязан был установить порядок поэтапной оплаты выполненных работ.

 

Проанализировав материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - МКУ «Управление коммунального заказа», через уполномоченный орган – отдел по размещению муниципального заказа Администрации города Муравленко осуществлено размещение закупки, способом электронного аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Блок спортивных залов для проведения 3-го часа физкультуры в микрорайоне №12 (Юбилейный) по ул. 70 лет Октября, г. Муравленко, ЯНАО». Извещение № 0190300004616000517 и аукционная документация размещена 19.12.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Окончание срока подачи заявок 13.01.2017 г 10 час. 00 мин..

По окончанию срока подачи заявок подана 1 заявка.

На заседании комиссии по рассмотрению первых частей заявок 17.01.2017 г. принято решение о допуске к участию в открытом аукционе и о признании участника открытого аукциона принято каждым членом комиссии в отношении участника порядковым номером заявок: 1.

 

Относительно довода ООО «Стройиндустрия».

Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 №99 предусмотрено, что при осуществлении отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов заказчики вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования:

- о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В силу положений части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Анализ положения аукционной документации № 0190300004616000517 показал, что Заказчик ко второй части заявок установил дополнительные требования в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 согласно недействующей редакции от 20.10.2016 № 6, без учета внесенных изменений в новой редакции от 14.11.2016 № 7.

 

Таким образом, довод ООО «Стройиндустрия» нашел своего подтверждения.

 

Относительно доводов ООО «Перспектива».

В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

В п. 13.10 проекта контракта указано: «Денежные средства, переданные в качестве обеспечения контракта возвращаются Подрядчику в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в письменном требовании».

В п. 9 аукционной документации указано: «Денежные средства, переданные в качестве обеспечения контракта, возвращаются Исполнителю при условии надлежащего исполнения им обязательств по настоящему контракту, в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Исполнителя. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Исполнителем в письменном требовании».

Установленные условия в проекте контракта и аукционной документации № 0190300004616000517 не противоречат требованиям положений Закона о контрактной системе.

 

Довод жалобы ООО «Перспектива» в данной части – необоснованно.

 

Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 314-ФЗ "О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закон о контрактной системе дополнен статьей 110.2, в том числе частью 5 следующего содержания:

Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Из определения Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» - "этап строительства" - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

По объекту: «Блок спортивных залов для проведения 3-го часа физкультуры в микрорайоне №12 (Юбилейный) по ул. 70 лет Октября, г. Муравленко» невозможно ввести часть «объекта» в автономную эксплуатацию, необходимо выполнить весь комплекс строительно-монтажных работ в соответствии с проектно-сметной документацией, в том числе получения разрешения на допуск в эксплуатацию «объекта», полученные в Северо-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ЯНАО.

В связи с этим в графике выполнения строительно-монтажных работ  (приложение №1 «Описание объекта закупки») этапом выполнения работ является окончание выполнения всех работ, предусмотренных контрактом, после приемки объекта по акту формы КС-11 и получения Заказчиком всех предусмотренных действующим законодательством заключений органов надзора и контроля, и на основании результатов проведенных Заказчиком обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, а также предоставления Подрядчиком всех необходимых документов, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, и в соответствии с частью 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Также:

а) в п.2.2. контракта указано, что этапом строительства для расчетов с Подрядчиком будет считаться ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Положением об организации проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007г. № 145.

б) в 6.1. контракта указано, что сдача и приемка фактически выполненных объемов работ между Заказчиком и Подрядчиком производится по окончанию выполнения всех работ, предусмотренных  настоящим контрактом. Приемка осуществляется в соответствии со СП 48.13330.2011 «Организация строительства», СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.

Исходя из этого в графике оплаты и проекте контракта п. 4.1 установлено, что «Расчеты между Заказчиком и Подрядчиком производятся без предоплаты, за фактически выполненные объемы работ, по завершению всех выполненных работ по настоящему контракту, подтвержденных актами приемки выполненных работ КС-2, КС-3, КС-11, исполнительной документацией, разрешением на допуск в эксплуатацию объекта, полученным в Северо-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ЯНАО, подписанными Заказчиком и Подрядчиком, в срок не позднее 01.08.2018 года».

            В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Заказчиком до утверждения аукционной документации № 0190300004616000517 направлен запрос в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО № 9-05-01-09/97 от 01.12.2016 относительно включения в условие расчета поэтапной оплаты выполненных работ по контракту, из полученного ответа следовало, что в настоящее время методика составления графиков выполнения строительно-монтажных работ и поэтапной оплаты выполненных работ по государственным (муниципальным) контрактам находится в стадии разработки проекта.

С учетом вышеизложенного график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты таких работ разработан Заказчиком самостоятельно, что не нарушает часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

 

Довод жалобы ООО «Перспектива» в данной части – необоснованно.

 

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают положения ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2пунктом 1 части 15статьи 99частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройиндустрия» (г. Москва) на положения аукционной документации Заказчика МКУ «Управление коммунального заказа» (ИНН: 8906006158) при осуществлении закупки «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Блок спортивных залов для проведения 3-го часа физкультуры в микрорайоне №12 (Юбилейный) по ул. 70лет Октября, г. Муравленко, ЯНАО» (закупка № 0190300004616000517) обоснованной.

2. Признать Заказчика - МКУ «Управление коммунального заказа» (ИНН: 8906006158) нарушившим ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Блок спортивных залов для проведения 3-го часа физкультуры в микрорайоне №12 (Юбилейный) по ул. 70лет Октября, г. Муравленко, ЯНАО» (закупка № 0190300004616000517).

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика - МКУ «Управление коммунального заказа» (ИНН: 8906006158) утвердившего аукционную документацию с нарушением положений Закона о контрактной системе.

5. Признать жалобу ООО «Перспектива» (г. Самара) на положения аукционной документации Заказчика МКУ «Управление коммунального заказа» (ИНН: 8906006158) при осуществлении закупки «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Блок спортивных залов для проведения 3-го часа физкультуры в микрорайоне №12 (Юбилейный) по ул. 70лет Октября, г. Муравленко, ЯНАО» (закупка № 0190300004616000517) необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.