• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Решение № 04-01/58-2017 по жалобе ООО Строительная компания «Севердорстрой» (извещение № 0190300003717000004)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/58-2017

по жалобе ООО Строительная компания «Севердорстрой»

 (извещение № 0190300003717000004)

13 марта 2017 года                                                                                         г. Салехард

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО Строительная компания «Севердорстрой» (г. Москва) (далее – Заявитель) на действия Заказчика Муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» (ИНН: 8905027532) при осуществлении закупки «Выполнение работ по содержанию объездных и поселковых автомобильных дорог МО г. Ноябрьск» (извещение № 0190300003717000004) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа»при осуществлении закупки «Выполнение работ по содержанию объездных и поселковых автомобильных дорог МО г. Ноябрьск» (извещение № 0190300003717000004).

Начальная максимальная цена контракта - 53 663 208 рублей 74 копеек.

По мнению Заявителя, в положении аукционной документации Заказчиком установленные дополнительные требования к участникам закупки противоречат положениям Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Раздел 31 документации о закупке «Техническое задание на содержание» содержит следующее:

Подрядчик до начала выполнения работ предоставляет перечень дорожно-эксплуатационной техники и оборудования, необходимого для выполнения полного комплекса работ по содержанию объездных и поселковых автомобильных дорог МО г. Ноябрьск., определенных ОДМ 218.2.018-2012 "Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 25 апреля2012 г. N 203-р) (иметь в собственности). Готовность техники к работе (техническая исправность и укомплектованность квалифицированными кадрами для управления техникой) подтверждается справкой Подрядчика, заверенной печатью и подписью руководителя по заключению муниципального контракта.

Представитель Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласен и пояснил следующее.

Документацией об электронном аукционе, а именно: разделом 9 «Требования к участникам закупки» части II «Инструкция участникам закупки» предусмотрено, что дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, в случае если такие требования установлены Правительством Российской Федерации, в том числе к наличию (в случае если такие требования предусмотрены частью I документации):

1)      финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2)      на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3)      опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

4)      необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Кроме этого в разделе 31 документации о закупке не установлены требования о предоставлении участником закупки во второй части заявки, каких-либо документов, подтверждающих наличие в собственности оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Более того в документации о закупке не установлено условие, о том, что отсутствие в собственности оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре, основанием для отклонения заявки участника.

Вместе с тем законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как указано в части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Требования к контракту на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд отражены в статье 34 Закона о контрактной системе.

Запрета на включение в документацию об аукционе требований о способе и порядке исполнения договора подряда либо условия о выполнении контракта непосредственно подрядчиком указанная норма не содержит.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о контрактной системе.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:

«дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В свою очередь правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ определено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Следовательно, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, в том числе и обеспечении безопасности дорожного движения при содержании дорог с момента заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона возлагается на соответствующего подрядчика.

При осуществлении содержания дорог подрядчик должен исполнять требования действующего законодательства, в том числе требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Так частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

1)      организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

2)      соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

3)      создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

В силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Указанный запрет также установлен статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ, а именно: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Таким образом, установление в техническом задании требования о готовность техники к работе техническая исправность и укомплектованность квалифицированными кадрами для управления техникой, являются правомерными и соответствуют нормам Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Относительно дорожно-эксплуатационной техники и оборудования, необходимого для выполнения полного комплекса работ по содержанию объездных и поселковых автомобильных дорог МО г. Ноябрьск представитель Уполномоченного органа пояснил, что:

Рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения при разработке проектов содержания автомобильных дорог установлены ОДМ 218.2.018-2012 «Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог» (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 25 апреля2012 г. N 203-р).

Методический документ предназначен для применения организациями (предприятиями) дорожного хозяйства России, осуществляющими разработку проектов содержания федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Он может быть использован при необходимости организациями (предприятиями) при содержании региональных, муниципальных, межмуниципальных и частных автомобильных дорог.

Методическим документом применен термин содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения

В соответствии с пунктом 4.3. ОДМ 218.2.018-2012 методический документ дает возможность дорожным организациям (предприятиям) на основе расчетно-аналитического метода определять необходимое количество и вид дорожно-эксплуатационных машин и оборудования для выполнения намеченных технологических процессов по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них.

Таким образом, ОДМ 218.2.018-2012 включен в техническое задание для определения подрядчиком при исполнении контракта.

07.03.2017 в 09:04 поступил запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

Запросом просилось разъяснить условия технического задания части дорожно-эксплуатационных машин (иметь в собственности).

07.03.2017 в 11:38 Уполномоченным органом размещены разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме, а именно:

«В соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В свою очередь документацией об электронном аукционе какие-либо требования к участнику закупки - не установлены.

При этом Заказчик разъясняет, что под фразой иметь в собственности подразумевается: наличие техники в собственности, в аренде, лизинге, в пользовании, распоряжении и т.д.

Отсутствие техники в собственности не будет являться основанием: для отклонения заявки участника закупки, отказа от признания участника заказа победителем закупки и не будет являться основанием для расторжения контракта».

Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Поскольку заявитель предполагают, что утвержденная документация ущемляет их права и законные интересы, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона о контрактной системе и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителей не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.

Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.

При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия

 

решила:

 

Признать жалобу ООО Строительная компания «Севердорстрой» (г. Москва) на действия Заказчика Муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» (ИНН: 8905027532) при осуществлении закупки «Выполнение работ по содержанию объездных и поселковых автомобильных дорог МО г. Ноябрьск» (извещение № 0190300003717000004) необоснованной.