ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-2017 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

11 августа 2017 года                                                                                                г. Салехард

 

Надымской городской прокуратурой проведена проверка в деятельности Администрации МО п. Ягельный, в ходе которой выявлены признаки нарушения законодательства о защите конкуренции.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что Администрация МО п. Ягельный по сути предоставила коммерческой организации ООО «Стройподряд» муниципальную преференцию - передала в безвозмездное пользование муниципальное имущество. При этом, передача имущества была оформлена договорами безвозмездного пользования, заключенными по результатам торгов, которые проведены с существенными нарушениями закона.

Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решением Собрания депутатов муниципального образования п. Ягельный от 18.02.2016 № 138 утверждено Положение о порядке передачи муниципального имущества муниципального образования поселок Ягельный в безвозмездное пользование (далее - Положение).

Положение устанавливает порядок и единые на территории муниципального образования поселок Ягельный правила передачи в безвозмездное пользование имущества муниципального образования поселок, Ягельный (за исключением земельных участков, средств бюджета поселения, муниципальных ценных бумаг).

Согласно п. 1.3 Положения передача муниципального имущества в безвозмездное пользование может осуществляться в целях повышения эффективности решения социально значимых вопросов местного значения.

Проведенной проверкой установлено, что Администрацией МО п. Ягельный по результатам проведения открытых аукционов заключены договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом с ООО «Стройподряд»: от 28.03.2016 № 1 (автомобиль марки «УАЗ-390945»), от 28.03.2016 № 2 (транспортное средство «Чайка-Сервис 27842С»), от 28.03.2016 № 3 (райдер «Park Compact 16 4WD»), от 28.03.2016 № 4 (снегоочиститель «Sun Garden STG 6562 ES»), от 28.03.2016 № 5 (косилка «Viking MB 6/2 RH»), от 28.03.2016 № 6 (автомобиль «КАМАЗ 43118»).

Пунктами 1.3 указанных договоров установлено, что имущество используется ссудополучателем исключительно для оказания жилищно- коммунальных услуг на территории МО п. Ягельный. Аналогичные положения указаны в протоколе рассмотрения заявок открытых аукционов, проведенных Администрацией МО п. Ягельный.

Вместе с тем, законом, а также Уставом муниципального образования п. Ягельный к вопросам местного значения сельского поселения не отнесено оказание жилищно-коммунальных услуг. Учитывая изложенное, передача муниципального имущества п. Ягельный в безвозмездное пользование с целью оказания жилищно-коммунальных услуг противоречит п. 1.3 Положения и п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Помимо этого, согласно п. 7.1 Положения, пользование муниципальным имуществом, переданным в безвозмездное пользование, должно осуществляться в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования и назначением муниципального имущества.

В ходе проверки Администрация МО п. Ягельный в письме от 23.06.2017 № 1166/02-04 предоставила в городскую прокуратуру сведения о том, что передача вышеуказанного имущества в безвозмездное пользование осуществлена в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных п.6 ст. 9 Устава МО п. Ягельный: обеспечение проживающих в поселке и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации, строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Так, ООО «Стройподряд» является единственной в п. Ягельный управляющей организацией, осуществляющей на основании лицензии управление многоквартирными домами, в том числе муниципальными.

Необходимо отметить, что организация содержания муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления путем проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации и последующим заключением договора управления многоквартирным домом, являющимся муниципальной собственностью (ч.4 ст.161 Жилищного кодекса РФ).

Непосредственно содержание жилого помещения обеспечивается нанимателем жилого помещения, который в силу п. 5 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В структуру платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, включена плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).

Внесение собственником муниципального жилого помещения платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения осуществляется в случае, если такое жилое помещение является незаселенным.

По сведениям, представленным Администрацией МО п. Ягельный (ответ на требование от 24.07.2017 № 1330/02-04), в период с 01.07.2016 по 01.07.2017 незаселенными являлись лишь 11 из 75 муниципальных жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах п. Ягельный.

Таким образом, передача Администрацией МО п. Ягельный в безвозмездное пользование управляющей организации ООО «Стройподряд» автомобильной и специальной техники не была связана с организацией содержания муниципального жилищного фонда, то есть не была направлена на решение вопросов местного значения.

В случае необходимости оказания имущественной поддержки управляющей организации ООО «Стройподряд», орган местного самоуправления был правомочен рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальной преференции в соответствии с Главой 5 Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В отсутствие оснований для предоставления вышеуказанного имущества в безвозмездное пользование и в отсутствие муниципальной преференции орган местного самоуправления в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения был правомочен передать имущество в аренду.

Кроме того, необходимо отметить, что установление в аукционной документации целевого назначения муниципального имущества, права на которое передаются по договору «для оказания жилищно-коммунальных услуг» фактически ограничило круг участников торгов, поскольку на территории МО п. Ягельный жилищно-коммунальные услуги оказываются только управляющей организацией ООО «Стройподряд», что подтверждается сведениями информационной системы «Реформа ЖКХ».

Согласно п. 20, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.97.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий; дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктами 7, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона и создание дискриминационных условий.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям нарушающими ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В рассматриваемом случае, передачу муниципального имущества п. Ягельный в безвозмездное пользование с целью оказания жилищно-коммунальных услуг не в целях решения социально значимых вопросов местного значения, следует рассматривать в качестве предоставления муниципальной преференции без согласия антимонопольного органа, что содержит признаки нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, такая передача муниципального имущества создает необоснованные преимущества для отдельного хозяйствующего субъекта на рынке владения и (или) пользования муниципальным имуществом в границах МО п. Ягельный, создает дискриминационные условия и содержит признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, и (или) отраслевого (функционального) органа признаков нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

В связи с наличием в действиях Администрации п. Ягельный признаков нарушения п. 7, п. 8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, Ямало-Ненецкое УФАС России, на основании ч.ч. 1, 2 статьи 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает Администрации п. Ягельный, о необходимости совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации надлежит в месячный срок с момента получения предупреждения:

- принять меры по возврату муниципального имущества, переданного ООО «Стройподряд» по договорам: от 28.03.2016 № 1 (автомобиль марки «УАЗ-390945»), от 28.03.2016 № 2 (транспортное средство «Чайка-Сервис 27842С»), от 28.03.2016 № 3 (райдер «Park Compact 16 4WD»), от 28.03.2016 № 4 (снегоочиститель «Sun Garden STG 6562 ES»), от 28.03.2016 № 5 (косилка «Viking MB 6/2 RH»), от 28.03.2016 № 6 (автомобиль «КАМАЗ 43118»).индивидуальному предпринимателю Ланиной С.Л. по соглашению от 11.05.2016 № 801-13/1197, в казну муниципального образования п. Ягельный.

О выполнении предупреждения сообщить в Ямало-Ненецкое УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.