Решение № РНП 89-130/2017 по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта (закупка № 0190300001317000537)

24 ноября 2017 года                                                                                                  г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

Председатель Комиссии:

«…» – заместитель руководителя Управления,  

Члены Комиссии:

«…». –  ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления;

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,

рассмотрев сведения об ООО «Многопрофильная компания «…» (625007, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Мелникайте, д. 123, оф. 318, ИНН 7202126351) (далее - Подрядчик), представленные Администрацией МО п. Ханымей (629877, ЯНАО, Пуровский р-он, п. Ханымей, ул. Школьная, д. 3, ИНН 8911021313) (далее - Заказчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от  31.07.2017 № 10-06/52 (0190300001317000537-0137080-01) выполнение работ по ремонту внутриквартального проезда № 3, расположенного в квартале Комсомольском, цена муниципального контракта составляет: 3 740 838, 36 руб. (далее – контракт).

в отсутствие представителя Заказчика, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения;

в присутствии представителя Подрядчика – «…» С.И. доверенность № 10 от 21.11.2017г.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены (исх. № 2501-13/17 от 06.10.2017) материалы электронного аукциона и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Из представленных Заказчиком материалов и информации установлено.

30 июня 2017 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru Заказчиком был объявлен электронный аукцион извещение № 0190300001317000537 на выполнение работ по ремонту внутриквартального проезда № 3, расположенного в квартале Комсомольском.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18 июля 2017 года № 0190300001317000537-1 Подрядчик был признан победителем аукциона.

Между Заказчиком и Подрядчиком был заключен муниципальный контракт от 31 июля 2017 года № 10-06/52 (0190300001317000537-0137080-01) на выполнение работ по ремонту внутриквартального проезда № 3, расположенного в квартале Комсомольском (реестровый номер контракта 3891102131317000019).

Цена контракта: 3 740 838 рублей 36 копеек.

Согласно графику производства работ (приложение № 3 к муниципальному контракту № 10-06/52 от 31 июля 2017 года) и п. 2.3. контракта, Подрядчик взял на себя обязательство выполнить работы до 16 августа 2017 года. По состоянию на 16 августа 2017 года Подрядчик не приступил к работам, о чем составлен соответствующий акт невыполненных работ от 16 августа 2017 года.

При выполнении работ по ремонту внутриквартального проезда № 3, расположенного в квартале Комсомольском, допустил множественные нарушения условий муниципального контракта, а именно:

- Нарушение пункта 5.2.6 муниципального контракта. Перед началом производства работ Заказчику не были предоставлены копии соответствующих сертификатов, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество применяемых материалов;

- Нарушение пунктов 5.2.2 и 5.2.22 муниципального контракта. Все скрытые работы выполнялись без присутствия уполномоченного представителя Заказчика. Техническим заданием (приложение № 1 к муниципальному контракту) в разделе условия выполнения работ указано, что в случае необходимости приемки скрытых Работ Подрядчик обязан сообщить Заказчику заблаговременно, но не позднее 48 (сорока восьми) часов до начала проведения этой приемки. Так на протяжении всего периода выполнения работ Подрядчиком, в адрес Заказчика ни разу не было направленно уведомление ни в устной, ни в письменной форме.

По состоянию на 5 сентября 2017 года в адрес Заказчика не было направленно уведомление о факте завершения работ и готовности сдать готовый объект. 05 сентября 2017 года представителями Заказчика был проведен осмотр качества выполненных работ. По результатам проведенного осмотра был составлен акт с указанием выявленных дефектов и недостатков. В целях устранения недостатков заказчиком был предоставлен срок для устранения недостатков препятствующих приемке работ.

11 сентября 2017 года Подрядчиком было направленно уведомление о готовности сдать работы, а также была направлена исполнительная документация. Приемка работ была назначена Заказчиком на 14 сентября 2017 года согласно письму Заказчика от 12 сентября 2017 года № 452- 01-20.

По итогам приемки от 14 сентября 2017 года были выявлены нарушения препятствующие приемке работ, о чем был составлен Акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги. Приемочная комиссия Заказчика приняла решение об отказе в приеме выполненных работ по следующим причинам:

- установка бортовых камней выполнена с отклонением от горизонтальной прямой, имеются следы битума и частичные повреждения бортового камня.

- не качественно выполнены работы по устройству покрытия из горячей асфальтобетонной смеси, а именно имеются следы катков, неровности, присутствует пористость покрытия.

- исполнительная документация не соответствует требованиями ВСН 19-89 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автодорог и предоставлена не в полном объеме.

- не предоставлен гарантийный паспорт на законченный строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом) участок автомобильной дороги).

По состоянию на 21 сентября 2017 года замечания приемочной комиссии Подрядчиком не были устранены.

В соответствии с пунктом 11.2. контракта и частью 9 статьи 95 Закона 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказ от исполнения отдельных видов обязательств.

Согласно пункту 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков от подрядчика, если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.

Муниципальный контракт № 10-06/52 от 31 июля 2017 года по состоянию на 21 сентября 2017 года фактически не был исполнен, что привело к утрате интереса к контракту со стороны Заказчика. Таким образом, на основании Акта приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги, заключения экспертизы и в связи с бездействием Подрядчика, Администрация муниципального образования поселок Ханымей приняла решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, направив Подрядчику решение об одностороннем расторжении.

Решение муниципального заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21 сентября 2017 года было опубликовано 26 сентября 2017 года в единой информационной системе и направленно Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения Подрядчика, указному в Контракте. Также настоящее решение было направленно по адресу электронной почты.

В связи с тем, что в десятидневный срок с даты, надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем расторжении контракта, Подрядчиком не были исправлены нарушения послужившие основанием для принятия указанного решения, муниципальный контракт считается расторгнутым 07 ноября 2017 года.

 

Из письменных пояснений, представленных Подрядчиком следует.

11.09.2017 года Подрядчик в соответствии с п.4.1. Контракта уведомил Заказчика о завершении работ по муниципальному контракту, представив Заказчику для подписания в двух экземплярах: справку о стоимости выполненных работ №1 от 11.09.2017 года по форме КС-3; акт о приемке выполненных работ №1 от 11.09.2017 года; пакет исполнительной документации.

Стоимость работ согласно акту о приемке выполненных работ №1 от 11.09.2017 года и справке о стоимости выполненных работ №1 от 11.09.2017 года составила 3 740 838 (три миллиона семьсот сорок тысяч восемьсот тридцать восемь) рублей 36 копеек.

Одновременно в указанном письме Подрядчик просил Заказчика направить представителя для принятия работ.

12.09.2017 года Заказчик направил Подрядчику письмо, в котором сообщил, что принятие работ по муниципальному контракту будет проводиться приемочной комиссией 14.09.2017 года в 16:00 часов.

14.09.2017 года приемочная комиссия, обследовав объект строительства, составила акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги, в котором в пункте 1 указала, что в процессе ремонта имелись следующие отступления от технических правил по ремонту автомобильных дорог:

- установка бортовых камней выполнена с отклонением от горизонтальной прямой, имеются следы битума и частичные повреждения бортового камня;

- не качественно выполнены работы по устройству покрытия из горячей асфальтобетонной смеси, а именно имеются следы катков, неровности, присутствует пористость покрытия;

- исполнительная документация не соответствует требованиям ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автодорог», то есть предоставлена не в полном объеме;

- не предоставлен гарантийный паспорт на законченный строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом) участок автомобильной дороги).

Решением комиссии отремонтированный участок дороги не был принят в эксплуатацию.

Одновременно комиссией было принято решение привлечь специализированную организацию, имеющую разрешительные документы, для более детального обследования произведенных работ, а также наложить на Подрядчика штраф в размере 5% от цены контракта за ненадлежащее исполнение муниципального контракта, в соответствии с п.9.6.

19.09.2017 года Заказчик направил в адрес ООО Многопрофильной Компании «…» письмо за № 468-01-20, в котором уведомил, что 21.09.2017 года в 13:00 часов будет проведена вырубка из асфальтобетонного покрытия для контроля качества устройства асфальтобетонного покрытия, а также будут проведены измерения для контроля качества выполненных работ по устройству асфальтобетонного покрытия. Кроме того, Заказчик просил направить уполномоченного представителя Подрядчика для отбора проб асфальтобетонного покрытия.

21.09.2017 года представителем ООО «…» был составлен акт отбора образцов из асфальтобетонного покрытия ГОСТ 12801-98 (на момент подачи искового заявления в арбитражный суд заключения эксперта нет).

В тот же день 21.09.2017 года Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Основанием для одностороннего отказа Заказчиком от исполнения контракта явилось не устранение Подрядчиком по состоянию на 21.09.2017 года замечаний приемочной комиссии.

Подрядчик считает, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта и отказ в оплате выполненных Подрядчиком работ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Так, акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги от 14.09.2017 года, согласно которому комиссией были выявлены недостатки выполненных Подрядчиком работ и который послужил основанием для одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта, является необъективным и недостоверным в силу следующих обстоятельств:

- во-первых, приемка выполненных работ производилась исключительно визуально без применения измерительных средств и приборов, что ставит под сомнение выводы комиссии относительно качества уложенной асфальтобетонной смеси и отклонение бортовых камней от горизонтальной прямой.

Кроме того, в данной части акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги противоречит утвержденной в приложении №1 к ВСН 19-89 форме акта, согласно которой в акте должны быть указаны контрольные измерения и испытания;

- во-вторых, в акте не зафиксировано, какие конкретно бортовые камни и на каком участке (километре) автодороги имеют разрушения. Степень и описание этих разрушений;

- в-третьих, в акте не описано, каким конкретно пунктам Правил приемки работ при строительстве и ремонте автодорог ВСН 19-89 не соответствует исполнительная документация Подрядчика, и в чем конкретно заключается неполнота представленной исполнительной документации. Какие документы Подрядчиком Заказчику не были представлены;

- в-четвертых, согласно п.3.3. Правил приемки работ при строительстве и ремонте автодорог ВСН 19-89, в состав приемочных комиссий по приемке участков автомобильных дорог, законченных комплексным (маршрутным) ремонтом, включаются представители: заказчика, эксплуатационной организации, подрядчика, финансирующего банка, Государственной автомобильной инспекции, проектных, автотранспортных и при необходимости других организаций. Председателями приемочных комиссий при этом назначаются ответственные работники органов и организаций в соответствии с п. 3.2.

Однако Заказчик в нарушение данной нормы Правил Подрядчика в состав приемочной комиссии не включил, чем нарушил его право выразить свое мнение (согласие или несогласие) относительно замечаний установленных приемочной комиссией;

- в-пятых, в акте отсутствовали сведения о недостатках, которые Подрядчик обязан устранить и сроках их устранения.

Фактически приемка работ и акт приёмки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги составлен Заказчиком в одностороннем порядке, так как в состав комиссии были включены заинтересованные и подчинённые администрации представители.

При изложенных обстоятельствах Подрядчик считает акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги от 14.09.2017 года необоснованным недостоверным и противоречащим Правилам приемки работ при строительстве и ремонте автодорог ВСН 19-89.

Претензий к объему выполненных работ у Заказчика к Подрядчику не было.

Подрядчик считает, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в отсутствии доказательств ненадлежащего выполнения работ по муниципальному контракту.

 

Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 26 указанной статьи информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Из смысла ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе следует что, при невозможности получения подтверждения либо информации о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчиком порядок расторжения контракта не нарушен.

 

Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закон о контрактной системе).

В силу части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

По результатам рассмотрения представленной информации, документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

 

В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 N 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

В силу пункта 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

 

Проанализировав материалы дела, документы (письма), и доводы сторон, Комиссией контрольного органа установлено следующее.

ООО «Многопрофильная компания «Омега» ранее не уклонялось от заключения и исполнения контрактов.

В Ямало-Ненецкое УФАС ранее сведений в отношении ООО «Многопрофильная компания «Омега» о включении в реестр недобросовестных поставщиков не поступало.

Ввиду вышеизложенных обстоятельств, Комиссия контрольного органа не усматривает недобросовестного поведения со стороны ООО «Многопрофильная компания «Омега».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года № 1062, приказом ФАС России от 27.08.2007 года № 267, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Сведения об, «Многопрофильная компания «…» (625007, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Мелникайте, д. 123, оф. 318, ИНН 7202126351) представленные Администрацией МО п. Ханымей (629877, ЯНАО, Пуровский р-он, п. Ханымей, ул. Школьная, д. 3, ИНН 8911021313) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 31.07.2017 № 10-06/52 (0190300001317000537-0137080-01) выполнение работ по ремонту внутриквартального проезда № 3, расположенного в квартале Комсомольском, цена муниципального контракта составляет: 3 740 838, 36 руб. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                       «…»

 

Члены комиссии                                                                                                       «…»

 

                                                                                                                                 «…»