Руководитель Ямало-Ненецкого УФАС России Олег Печерин выступил на заседании Межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией в Ямало-Ненецком автономном округе по вопросу создания Реестра недобросовестных предпринимателей

 

Антимонопольный орган осуществляет деятельность по пресечению нарушений исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в рамках выявления и пресечения актов недобросовестной конкуренции.

Значимость законодательства о защите конкуренции и антимонопольного органа в сфере исключительных прав подчеркивается пунктом 7 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нем предусматривается, что в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Это означает, что только в случае наличия в действиях хозяйствующего субъекта по незаконному использованию исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4[1] Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», данные действия можно квалифицировать как акт недобросовестной конкуренции в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, содержащим запрет на недобросовестную конкуренцию, выраженную во введение в гражданский оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции работ и услуг.

Необходимость установления антимонопольным органом всех признаков недобросовестной конкуренции для квалификации действий хозяйствующего субъекта как противоречащих п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции иллюстрирует существенное различие с действиями правоохранительных органов, для которых в целях применения санкций в соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ[2] первостепенным является лишь установление факта незаконного использования товарного знака на продаваемом товаре, что согласно ст. 1515 ГК РФ[3] означает его контрафактность.

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ № 11 содержится важное толкование недобросовестной конкуренции в рамках разъяснения применения ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, в соответствии с которым субъектом правоотношения в данном случае является лицо, которое первым ввело в оборот товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции работ и услуг.

Это означает, что применение п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции должно быть направлено либо на непосредственного производителя товара с незаконным использованием интеллектуальной собственности конкурента, либо на хозяйствующего субъекта, которым были осуществлены ввоз товара через таможенную территорию и его первая продажа, если данный товар произведен за рубежом. Это означает, что выдача данным хозяйствующим субъектам  предписаний об устранении совершенного нарушения антимонопольного законодательства влечет за собой прекращение поставок товаров с незаконным использованием интеллектуальной собственности конкурента иным хозяйствующим субъектам (в торговые сети, дистрибьюторам), и, следовательно, их дальнейшую реализацию на территории Российской Федерации.

Таким образом, положения п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции не подлежат применению к действиям юридических лиц, в частности торговых сетей или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих «перепродажу» контрафактного товара. В указанном случае, вопросы пресечения нарушений исключительных прав должны быть разрешены либо правоохранительными органами в рамках своей компетенции, либо в судебном порядке.

Недобросовестность в бизнесе – это нечестный, нерыночный способ получения прибыли в ущерб другим участникам рынка, позволяющий незаконно и необоснованно получить преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности.

Гражданский кодекс провозглашает презумпцию добросовестности. Подразумевается, что все участники гражданских отношений действуют в отношении друг друга добросовестно и разумно, исполняя взятые на себя обязательства качественно и в срок. Жизнь показывает, что презумпция не работает, и на самом деле, все ждут от всех какого-то подвоха. Рыночные механизмы не срабатывают эффективно когда нет доверия – основного ресурса человеческих отношений. Его отсутствие, в частности, крайне отрицательно сказывается на скорости деловых коммуникаций и на быстроте принятия решений из-за постоянной необходимости проверять информацию, в итоге – на инвестиционной привлекательности всей страны и регионов.

Сегодня ни обществом, ни государством не уделяется необходимого внимания проблеме недобросовестного поведения участников рынка по отношению друг к другу. Предполагается, что в коммерции действует формула «бизнес есть бизнес», а взаимное уважение, порядочность, совесть всего лишь ненужные сантименты, которые успешный бизнесмен обязан игнорировать. Интересы и права другого бизнесмена – это всегда незначительные величины, которыми можно пренебречь ради собственной выгоды.

Помимо морально-этической стороны проблемы, существует вполне осязаемая материальная, ведь недобросовестные участники рынка получают преимущество перед добросовестными. 

Преимущества в делах этими недобросовестными участниками рынка достигаются не за счет выдающихся личных и деловых качеств человека, эрудиции, интуиции, а скорее, за счет их полного отсутствия. Недобросовестные предприниматели вредят той отрасли экономики, в которой ведут свою разлагающую деятельность, они вредят государству, являясь спонсорами коррупции (получив блага незаконно, они готовы незаконно ими делиться), они порождают недоверие между участниками рынка, негативное отношение к бизнесу как к явлению общественной жизни со стороны обычных людей – небизнесменов.

Не воспринимая как что-то важное в своей жизни то дело, которым приходится заниматься, недобросовестные бизнесмены, в отличие от нормальных предпринимателей, стремятся к легкой и быстрой наживе, их цель – схватить кусок пожирнее и убежать с ним подальше, поэтому они готовы в любой момент прекратить свою деятельность, исчезнуть, уйти.

Основное оружие недобросовестных бизнесменов – это тишина. Пока все молчат, они тихонько делают свое дело. Необходимо лишить их этого оружия.

Для этой цели и может послужить Реестр недобросовестных предпринимателей.  Задача Реестра – создать единый открытый реестр недобросовестных участников рынка с разбивкой по отраслям их деятельности. В этот реестр, после тщательной правовой экспертизы предъявляемых претензий, будет заноситься информация о предпринимателях, их фирмах и должностных лицах, неоднократно и злостно нарушавших действующее законодательство, обычаи делового оборота, допустившие акты недобросовестной конкуренции.

Таким образом, будет поставлена под угрозу деловая репутация реального участника рынка, что позволяет надеяться на дополнительный шанс заставить его вести себя добросовестно не только перед конкретным контрагентом, но и принципе на рынке.

 

Создание Реестра недобросовестных предпринимателей ставит перед собой цель сделать из него в помощь любому бизнесу эффективный инструмент проверки участников рынка, а также еще один внесудебный способ воздействия на недобросовестных контрагентов с помощью законных репутационных угроз.

Цель такого воздействия - выработать у недобросовестных бизнесменов дополнительную мотивацию на выполнение взятых на себя обязательств под страхом быть внесенными в реестр.

 

Для компаний, ведущих бизнес не на один день, понятны такие категории, как хорошая деловая репутация, известный бренд, надежный партнер, честный налогоплательщик – то, что являясь неким нематериальным активом, уже вносит серьезный материальный вклад в получаемую прибыль, и что дарит правильным компаниям лояльность потребителей, клиентов, сотрудников, государства.

Для недобросовестных участников рынка наоборот, указанные категории – пустой звук.

 

Борьба с контрафактом - дело самих предпринимателей

 

Активизация предпринимательского сообщества и его более активное сотрудничество с органами власти, а также гармонизация российского законодательства позволит более эффективно противодействовать распространению контрафактной продукции.

Сегодня бизнес-сообщество считает самым эффективным контролем контроль самих предпринимателей.

Между тем одной из главных проблем распространения контрафакта в России можно назвать низкую активность самих правообладателей.

Без заявлений правообладателя невозможно привлечение нарушителя к ответственности, вскрывать факты использования "серых" схем ввоза и производства продукции.

Для эффективного противодействия пиратам необходимо формировать негативное отношение производителей и потребителей к контрафактной продукции. В том числе и с помощью административно-правового воздействия, поднимая риски недобросовестных предпринимателей, в том числе и с помощью создания Реестра недобросовестных предпринимателей.

Проблема недобросовестных предпринимателей сегодня становится серьезным препятствием для нормального осуществления предпринимательской деятельности в России. Нарушая договорные обязательства перед контрагентами, недобросовестные предприниматели наносят невосполнимый ущерб репутации отечественного бизнеса и оказывают негативное влияние на экономику. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости разработки новых эффективных способов противодействия недобросовестным рыночным игрокам.

Что должно являться основанием для рассмотрения вопроса о включении предприятия/организации в Реестр недобросовестных предпринимателей?

Целесообразно рассмотрение вопроса о включении в Реестр недобросовестных предпринимателей тех предприятий/организаций, в отношении которых было вынесено соответствующее решение суда.

Вопрос в том, каким должно быть это решение суда. Какое нарушение должен установить суд, чтобы предприниматель был признан недобросовестным? Неоднократное незаконное использование этим предприятием товарных знаков?

 Чем невыгодно будет бизнесу включение в Реестр недобросовестных предпринимателей?

Цель Реестра недобросовестных предпринимателей – создать инструменты противодействия и вытеснения с рынка тех участников, которые нарушают обычаи делового оборота, предпринимательскую этику и гражданское законодательство.

А именно – используют нечестные и противозаконные способы получения прибыли, которые противоречат правилам рынка и дестабилизируют экономическое положение как отдельных хозяйствующих субъектов – их контрагентов, так и ситуацию на рынке в целом.

Какие недостатки могут выявиться у Реестра?

Одно физическое или юридическое лицо может выступать учредителем нескольких хозяйствующих субъектов или фирм. Это позволяет ему после внесения в Реестр одной фирмы, благополучно и на вполне легальных основаниях осуществлять свою деятельность от лица другой фирмы.

Поэтому очевидно, наряду с включением в Реестр недобросовестных предпринимателей самой фирмы-нарушителя включать и самого ее учредителя.

 

Однако требует серьезной проработки и ряд таких вопросов, как:

Где именно будет размещаться/опубликовываться Реестр недобросовестных предпринимателей?

Кто будет уполномочен направлять сведения по предпринимателям для их включения в Реестр? Кто будет наделен правом на подачу заявления о внесении сведений в Реестр?

Кто будет нести ответственность за размещение сведений в Реестре, достоверность сведений, изложенных в заявлении, а также документах, приложенных к заявлению, в том числе в виде риска возмещения ущерба, причиненного деловой репутации лица, в отношении которого подано заявление. Какова будет ответственность заявителя за направление недостоверных сведений?

Кем будет проводится анализ документов на их полноту и достоверность, перед включением предпринимателя в Реестр?

Каким органом будет регулироваться процесс ведения Реестра недобросовестных предпринимателей?

На какой период компания будет включаться в Реестр?

В случае, если компания примет меры по обжалованию действий о включении в Реестр, к кому ей необходимо будет обратиться? Кто в этом случае будет являться другой стороной данных правоотношений?

Кто, на каком основании и в каком порядке будет осуществлять исключение из Реестра?

Будет ли предусмотрен механизм добровольного исполнения лицом, в отношении которого подано Заявление, судебного акта в срок, или совершения иных действий, прежде чем сведения по нему будут включены в Реестр?



[1] Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

 

[2] Статья 14.10 КоАП РФ. Незаконное использование товарного знака

Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

 

[3] Статья 1515 ГК РФ. Ответственность за незаконное использование товарного знака

1. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

2. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

3. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

4. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

5. Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.