Жалобы ООО «Навигатор-Т», ООО «Фазатрон» на действия заказчика - ГКУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы по ЯНАО» признаны обоснованными

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили на  рассмотрение  жалобы ООО «Навигатор-Т», ООО «Фазатрон» на действия заказчика - ГКУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы по ЯНАО» при размещении заказа на поставку средств защиты органов дыхания (запрос котировок, извещение № 0190200000312000915).

По мнению ООО «Навигатор-Т», ООО «Фазатрон», Заказчиком были нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части выставления необоснованных требований к товару, а именно, исходя из потребности, можно поставить только противогаз-самоспасатель «Феникс-2».

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения, Заказчиком, Уполномоченным органом (организатора торгов), Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку средств защиты органов дыхания (запрос котировок, извещение № 0190200000312000915), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа выяснила следующее:

На основании ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

В потребности на поставку средств защиты органов дыхания содержалось требования к характеристикам товара, такие как:

-состав изделия из полиамидной пленки;

-зажим для носа, загубник;

-масса изделия не должна превышать 185-190г. и т.д.

В  настоящее время на функционирующем рынке существует только одно средство защиты с данными характеристиками - противогаз-самоспасатель «Феникс-2».

Следовательно, данное размещение заказа осуществлялось по конкретной заявке Заказчика, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказа.

В Российской Федерации существуют ГОСТы, обязательные для применения на территории Российской Федерации.

ГОСТ Р 53261-2009 устанавливает технические требования к самоспасателям фильтрующим, которые едины для всех производителей самоспасателей фильтрующих.

Например, требования к весу самоспасателя, предусмотрены п.п. 4.1.8 ГОСТ Р 53261-2009, а именно масса рабочей части самоспасателя - не должно быть более 1 кг.

Требование о наличии зажима для носа, загубника, требование к составу изделия из полиамидной  пленки, не предусмотрены ГОСТ Р 53261-2009.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В настоящее время на территории Российской Федерации (на основании сведений с официального сайта www.gost.ru зарегистрировано десять самоспасателей фильтрующих, сертифицированных в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 со следующими характеристиками:

-самоспасатель фильтрующий Parat C;

-газодымозащитный комплект ГДЗК-У;

-универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель «Шанс-Е»;

- универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель «Шанс»;

-самоспасатель фильтрующий  «Спасательный капюшон Sundstrom, модель 77-2»;

- газодымозащитный комплект ГДЗК;

- газодымозащитный комплект ГДЗК-EN;

-противогазы-самоспасатели «Феникс-2»;

- противогазы-самоспасатели «Феникс-ЗП».     

В части конструктивных особенностей лицевой части у УФМС «Шанс»-Е, ГДЗК-У, ГДЗК различают полумаску или четвертьмаску, у ПС «Феникс-2» - загубник и носовой зажим.

Относительно массы изделия у УФМС «Шанс»-Е, ГДЗК-У, ГДЗК масса от 600 до 800 грамм, у   ПС «Феникс-2» 185-190 грамм и т.д.

Следовательно, Заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказа, в части включения в котировочную документацию требований к товару, влекущих за собой ограничение участников размещения заказа в поставке самоспасателей иных производителей.

В случае выбора способа размещения заказа – запрос котировок, Заказчик обязан был выставить свою потребность в соответствии с функционирующим на территории Российской Федерации рынком средств защиты органов дыхания.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

1.                Признать  жалобы ООО «Навигатор-Т», ООО «Фазатрон» на действия заказчика - ГКУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы по ЯНАО» при размещении заказа на поставку средств защиты органов дыхания (запрос котировок, извещение № 0190200000312000915), обоснованными.

2.                Признать Заказчика - ГКУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы по ЯНАО» нарушившим требования ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов в части включения в котировочную документацию требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также, в части выставления в Потребности запроса котировок требований к поставке определенного товара.

3.                Выдать Заказчику - ГКУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы по ЯНАО», Уполномоченному органу – Департаменту государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа предписание об устранении нарушений требований ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.

4.                Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Государственного заказчика по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.