Жалоба ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки» на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» признана обоснованной (дело № 04-01/285-2012)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на  рассмотрение  жалоба ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки»  (г. Тюмень) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» при размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке проектной документации для объекта «Станция очистки воды в поселке Сывдарма»  (открытый конкурс, извещение № 0190300001312001373).

По мнению ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки», Единой комиссией были нарушены требования  ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части необоснованного отклонения конкурсной заявки Общества.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок подачи заявок на участие в конкурсе определен положениями ст. 25 Закона о размещении заказов.

Ч. 1 ст. 25 Закона о размещении заказов предусматривает, что для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно ст. 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2 аукционной документации участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа, и документы в составе конкурсной заявки, подаваемой в письменной форме, должны быть упакованы в бумажный или полиэтиленовый конверт.

Согласно Информационной карте конкурса, опись входящих в состав заявки документов является одним из документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, проанализировав указанные нормы права, изучив заявки участников размещения заказа, пришла к выводу, что в  составе заявки ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки»  содержится опись входящих в состав заявки документов (перечислено 12 пунктов).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 0190300001312001373 от 15.11.2012 г. заявка ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки» была отклонена по следующим основаниям:

«На основании п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 21 июля 2005г. №94-ФЗ и п. 1.4.1. конкурсной документации - несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям пункта 3.4.3. конкурсной документации "Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа." Не все листы прошиты. Отдельно предоставлена опись входящих в состав документов».

Согласно ст. 1 Закона о размещении заказов заключение контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд направлено, в частности, на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 названного Закона).

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Условия допуска участника размещения заказа к участию в конкурсе или в аукционе предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов, в соответствии с пунктом 1 которой участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах.

В силу пунктов 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным статьи 11 настоящего Федерального закона.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Из вышеуказанных норм следует, что при разрешении вопроса о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе конкурсная комиссия обязана проверить как соответствие представленной заявки конкурсной документации, так и соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом конкурса.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 0190300001312001373 от 15.11.2012 заявка участника размещения заказа ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки» была отклонена на основании того, что опись не прошита с остальной частью заявки.

Как следует из материалов дела, иных оснований для отклонения заявки не имелось.

Комиссия Ямало-Ненецкое УФАС России считает, что то обстоятельство, что ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки» предоставило непрошитую опись документов отдельно в том же конверте, не изменяет сути представленного Обществом конкурсного предложения, не свидетельствует о том, что  конкурсная заявка ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки» не соответствует требованиям конкурсной документации и условиям исполнения контракта.

Кроме этого, согласно разъяснениям, изложенных в письме ФАС России от 24.03.2011 г. № АЦ/10284 «О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд», если в заявке участника размещения заказа отсутствует опись входящих в состав заявки документов, то заказчик вправе отклонить такую заявку. Вместе с тем, если в заявке участника размещения заказа содержится документ, содержащий по факту опись документов, входящих в состав заявки, то заказчик не вправе отклонять такую заявку.

Таким образом, заявка ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки» по всем предъявляемым требованиям соответствовала и конкурсной документации, и нормам ст. 12 Закона о размещении заказов, и потребности Заказчика.

Однако, приведенный в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Приведенная норма направлена, прежде всего, на реализацию установленных в части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов целей, в частности расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, а также развитие добросовестной конкуренции.

Установленные в ней ограничения имеют целью исключение именно ненадлежащих участников торгов, не отвечающих условиям, значимым для правового регулирования с точки зрения специфики охраняемых законом общественных отношений.

В то же время, при разрешении вопросов, касающихся соответствия заявки участника размещения заказа, уполномоченные лица не вправе ограничиться лишь установлением формальных оснований отказа в допуске участия лица в торгах, и в случае возникновения сомнений должны установить, исследовать и оценить всю совокупность обстоятельств.

Таким образом, Единая комиссия неправомерно отклонила заявку ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки», как несоответствующую требованиям конкурсной документации.

Иных нарушений требований Закона о размещении заказов не установлено.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

1. Признать  жалобу  участника размещения заказа ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки»  на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» при размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке проектной документации для объекта «Станция очистки воды в поселке Сывдарма»  (открытый конкурс, извещение № 0190300001312001373), обоснованной.

2. Признать членов Единой комиссии по размещению заказов для нужд МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» в составе: К.Б. Сердечный, И.А. Базен, А.В. Зылева нарушившими требования ч. 2 ст. 12 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по разработке проектной документации для объекта «Станция очистки воды в поселке Сывдарма»  (открытый конкурс, извещение № 0190300001312001373), в части необоснованного отказа в допуске заявки ООО «ИНПК «Тюменские системы водоочистки» на участие в конкурсе.

3. Выдать Единой комиссии по размещению заказов для нужд МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» предписание об устранении нарушений ч. 2 ст. 12 Закона о размещении заказов.

4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении членов Единой комиссии по размещению заказов для нужд МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района» в составе: К.Б. Сердечный, И.А. Базен, А.В. Зылева административного производства в соответствии с ч. 2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.