РЕШЕНИЕ об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства

Ямало-Ненецким УФАС России рассмотрена жалоба ООО «…» на действия (бездействия) АО «…», имеющие признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Из текста жалобы следует. В 16.00 часов 20.09.2017 на служебный телефон ООО «…» поступило сообщение от начальника ОДС АО «…» о поступлении требования от судебного пристава - исполнителя МО по ОИП ФССП по ЯНАО, в котором выражено требование по исполнительному производству по делу № 2-2039/2013 от 14.06.2013 об обязании ООО «…» запретить эксплуатацию объекта незавершенного строительством здания, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, 3 квартал позиция 9 в. г., до получения разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию. В 17.30 часов 25.09.2017 без письменного, предварительного уведомления был отключен от электроэнергии объект незавершенного строительством здания, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, 3 квартал позиция 9 в. г., г. Новый Уренгой. Согласно условиям Договора энергоснабжения № 12-862/у/2014 от 01.01.2014 (далее по тексту - Договор), Продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с Сетевыми организациями, к сети которых присоединены электроустановки Покупателя, обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Обязательства по оплате электрической энергии по Договору исполняются надлежащим образом. Заявитель просит провести проверку по вышеуказанным фактам, прилечь виновных к ответственности, приостановить действие Требование судебного пристава – исполнителя, направленное в адрес АО «…» от отключения от систем электроснабжения объекта незавершенного строительством здания, расположенного по адресу; г. Новый Уренгой, 3 квартал позиция 9 в, г. Проанализировав информацию и документы, предоставленные АО «…», ООО «…»Ямало-Ненецкое УФАС России сообщает следующее. 20 сентября 2017 в АО «…» поступило требование Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам (далее - МОСП по ОИП) № 89017/17/6589 от 12.09.2017 об отключении электрической энергии объекта незавершенного строительством нежилого здания, расположенного по адресу г. Новый Уренгой, 3 квартал малоэтажной застройки, позиции 9 в, г до получения собственником объекта - ООО «…» разрешения на ввод в эксплуатацию. Срок исполнения требования 5 дней со дня надлежащего уведомления - 20.09.2017. Статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об Исполнительном производстве) определена обязательность требований судебного пристава-исполнителя. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об Исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 6 Закона об Исполнительном производстве в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Согласно части 3 статьи 6 Закона об Исполнительном производстве невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Документы о незаконности требования № 89017/17/6589 от 12.09.2017 МОСП по ОИП, а также отзыва названного требования в адрес АО «…»не поступали. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (далее - Постановление 442) сетевая организация - АО «…» обязано направить гарантирующему поставщику - АО «…» письменное предупреждение об ограничении режима потребления электрической энергии. Уведомление было направлено АО «…» в адрес АО «…» (исх. №1328 от 21.09.2017). АО «…» 25 сентября 2017 года ограничило режим потребления электрической энергии объекта незавершенного строительством по адресу: г. Новый Уренгой, 3 квартал малоэтажной застройки, позиции 9 в, г. Гарантирующий поставщик - АО «…» в свою очередь в соответствии с положениями Постановления 442, а также договора купли- продажи электроэнергии заключенного между гарантирующим поставщиком электрической энергии и потребителем должно было известить потребителя о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии. 25.09.2017в адрес АО «…» поступил запрос от АО «…» о предоставлении акта об ограничении энергоснабжения потребителя (исх. АО «ТЭК» № 12/ДС-293 от 25.09.2017). На вышеуказанный запрос АО «…» (исх. № 1392 от 03.10.2017) направило акт о введении ограничения режима потребления в точке подключения ООО «…» (собственник строящегося объекта ООО «…») по адресу: г. Новый Уренгой, 3 квартал малоэтажной застройки, позиции 9 в, г. АО «…» является сетевой организацией оказывающей услуги по передаче электрической энергии на основании договоров, заключаемых с поставщиками электрической энергии. Договоры на куплю-продажу электрической энергии заключает непосредственно с потребителями. Для заключения договора купли-продажи электрической энергии потребитель обращается в сетевую организацию - АО «…» за заключением договора технологического присоединения к предполагаемой точке подключения. После заключения договора технологического присоединения потребитель получает технические условия, которые ему необходимо выполнить для оформления сетевой организацией разрешительной документации. С разрешительной документацией потребитель обращается к поставщику - АО «…» для заключения договора купли-продажи электрической энергии. В мае 2017 года за оформлением указанной точки подключения в АО «…» обратилось ООО «…». Между юридическими лицами был заключен договор технологического присоединения № 127/- В/17 от 25.05.2017, а также выданы технические условия, которые ООО «…» необходимо было выполнить для получения разрешения на присоединение к точке подключения ТП-174 РУ-0,4 кВ ф. 9 по адресу: г. Новый Уренгой, 3 квартал малоэтажной застройки, позиции 9 в, г., после чего заключить договор на поставку электроэнергии с АО «…». До настоящего времени технические условия ООО «…» не выполнило, разрешения на присоединение к электрическим сетям данной компании не выдавалось, следовательно, заключенный договор с АО «…» на поставку электроэнергии у ООО «…» отсутствует. При вышеизложенных обстоятельствах следует вывод, что ООО «Корпорация Рост нефти и газа» является ненадлежащим заявителем по вопросу ограничения режима потребления электрической энергии. Целями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статья 3 настоящего Закона). В целях исполнения возложенных на антимонопольный орган функций, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем, реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица. Кроме того, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и Закон о защите конкуренции регулируют различные правоотношения, в связи с чем имеют разные цели правового регулирования. Так, в соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Таким образом, принятие судебным приставом мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства осуществляется вне рамок правоотношений, контроль над которыми осуществляет антимонопольный орган. Исполнительное производство судебного пристава – исполнителя (фактически являющееся продолжением гражданского процесса) не может быть проверено на предмет соответствия Закону о защите конкуренции, поскольку никак не влияет на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов, правом на пересмотр которых антимонопольный орган не наделен. Исполнительное производство возбуждено на основании Исполнительного листа серии ВС № 0041443448, Новоуренгойского городского суда ЯНАО по делу № 2-2039/13 от 14.06.2013, на основании вступившего в законную силу решения суда 22.07.2013 года в отношении должника ООО «…» ИНН 8904038997, адрес регистрации: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Сибирская, д. 71, по иску Прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Энтузиастов, д. 4. Таким образом, предмет исполнительного производства N 89017/17/6589 от 12.09.2017 об отключении электрической энергии объекта незавершенного строительства нежилого здания, расположенного по адресу город Новый Уренгой, 3 квартал малоэтажной застройки, позиции 9 в, г до получения собственником объекта - ООО «…» разрешения на ввод в эксплуатацию, определён судом. В данном случае АО «…» и судебный пристав-исполнитель действовали на основании статей 16, 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статей 2 и 5Закона об исполнительном производстве и осуществляли принудительное исполнение вступившего в законную силу судебного акта, имеющего обязательный характер. В этой связи, действия АО «…» и судебного пристав-исполнителяв рамках указанного исполнительного производства не связаны с монополистической деятельностью и не влияют на состояние конкуренции, никак не затрагивая права и законные интересы иных лиц, кроме сторон исполнительного производства. При вышеизложенных обстоятельствах, в случае несогласия ООО «Корпорация Рост нефти и газа» с действиями АО «…» и судебного пристава-исполнителя, оно обладало правом на обжалование действий должностных лиц службы судебных приставов в соответствии с Законом об исполнительном производстве и нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку статья 3 Закона о защите конкуренции ограничивает сферу применения Закона о защите конкуренции и не распространяет ее на отношения, связанные с исполнением судебных актов, Ямало-Ненецкое УФАС России сообщает об отсутствии полномочий для приостановления действий в отношении Требования исполнительного производства N 89017/17/6589 от 12.09.2017, направленного в адрес АО «…» об отключении электрической энергии объекта незавершенного строительства нежилого здания, расположенного по адресу город Новый Уренгой, 3 квартал малоэтажной застройки, позиции 9 в, г. Учитывая совокупность изложенного, Ямало-Ненецкое УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия мер антимонопольного реагирования в отношении АО «…», и отказывает ООО «…» в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Врио руководителя управления «…»