8 ноября 2012 года в информационном агентстве "Север-Пресс" прошла Интернет-конференция с руководителем Ямало-Ненецкого УФАС России Олегом Печериным

- Олег Юрьевич, перед началом конференции расскажите вкратце о том, как соблюдаются требования антимонопольного законодательства при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества на территории Ямала, какую ответственность несут юридические и должностные лица за нарушение норм антимонопольного законодательства?

 

Олег Печёрин- В целом законодательство соблюдается, но один-два раза в месяц мы выявляем нарушения. Основные моменты в этой сфере регулирует 135-й закон, который называется «О защите конкуренции». И в нем подробно прописано, что должен сделать собственник государственного или муниципального имущества, предоставляя его в аренду.

За нарушение норм антимонопольного законодательства юридические, равно как и должностные лица несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 178, которая предусматривает уголовное наказание на срок до семи лет.

 

А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые чаще всего задают читатели информационного агентства «Север-Пресс»:

 

Лариса Ефремова, Лабытнанги:
Почему в Салехарде и Лабытнангах стоимость услуг Интернет и IP-TVвыше чем в Ноябрьске, а качество услуг значительно хуже?

 

Во всей западной зоне автономного округа интернет у нас, как говорится, тяжелый, работает достаточно медленно. Объясняется это тем, что сегодня у нас нет оптико-волоконной линии связи. Ростелеком ведет работы по ее прокладке сейчас от Надыма до Салехарда. По нашим сведениям, в конце следующего года кабель проложат до окружной столицы. Тогда скорость Интернета увеличится. И это, как правило, приводит к снижению стоимости предоставления интернет-услуг. В Ноябрьске, Новом Уренгое, там, где оптика уже есть, тарифы значительно меньше.

И хочу добавить, что Интернет не является услугой, которую регулирует государство. Поэтому интернет-провайдеры вправе сами устанавливать тарифы, чтобы покрывать все свои расходы на предоставление этих услуг.

Тем не менее, эти тарифы будут зависеть от конкуренции, которую вы обязаны обеспечить?

Безусловно. И одно из положительных последствий конкуренции - состязания тарифов. И, как правило, в результате конкуренции тарифы всегда снижаются.

 
Сергей Худи, село Мужи:
Чем объяснить тот факт, что на разных АЗС цены на нефтепродукты различные?

Рынок розничной продажи ГСМ у нас достаточно конкурентный. Особенно в восточной части округа. Например, в Новом Уренгое - порядка семи-восьми участников продажи топлива. Почему цены разные? Потому что, во-первых, у различных компаний - различные издержки, связанные с покупкой, хранением, доставкой и реализацией бензина. Поэтому цены могут быть разными. Разными могут быть цены и у одного предприятия. Условно говоря, у Роснефти на заправках в разных регионах тоже могут различные цены на топливо из-за разных расходов на доставку.

Но хочу сказать, что действия, направленные на сдерживание цен, имеют положительный результат. Если мы сравним последние данные минэкономразвития по ценам на ГСМ, то средняя цена на автомобильный бензин на Ямале ниже, чем по УрФО. Средняя стоимость литра бензина в УрФО сегодня - 28,50 рубля, а в нашем автономном округе - 27,70. То же самое касается цен на дизельное топливо: средняя цена по УрФО - 29,70, по Ямалу - 28,70 рубля за литр. У нас цены - на уровне Челябинской области. В Кургане, Екатеринбурге и Тюмени цены на топливо гораздо выше, чем у нас.

Не думаю, что это происходит за счет конкуренции. Это происходит, наверное, из-за того, что мы плотно работаем нефтяными компаниями, участниками этого рынка. Мы в ежедневном режиме ведем мониторинг розничных цен по всему округу. Каждый день до 11 часов утра к нам стекаются все цены по всем муниципальным образованиям. И если обнаруживается малейший скачок цен, моментально летит запрос в адрес продавца ГСМ, и он должен обосновать, почему это происходит. И как правило, повышение цены происходит вследствие того, что нефтепререабатывающие заводы увеличивают отпускные расценки.

Предельная розничная надбавка на ГСМ в регионе установлена губернатором. Это мы тоже отслеживаем.

Так что, любое повышение цен на ГСМ связано с политикой нефтеперерабатывающих заводов. Большую роль в регулировании цен на ГСМ играет общая политика руководства региона и острота взгляда ФАСа.

 

Нина Пономарева, Ноябрьск:
Я собственник жилья, как мне быть, если мне не нравится деятельность управляющей компании?

Российское законодательство устанавливает право собственника выбирать управляющую компанию. Но естественно, если в доме сто квартир, каждый собственник не будет выбирать себе отдельную управляющую компанию. Собственники должны собраться, и выбрать ее на собрании. Что делать, если управляющая компания не выполняет своих обязанностей? Весь сыр-бор с управляющими компаниями разгорается обычно именно из-за жилищных услуг: содержание, дома, его ремонт, поддержание его в надлежащем состоянии. Если компания не выполняет свои обязательства по договору, то собственники имеют право решением общего собрания расторгнуть договор с управляющей компанией и выбрать другую.

 

 

Алла Павловна, Муравленко:
Что мне делать, если на мой сотовый телефон постоянно приходят СМС, содержащие рекламу, я а не хочу их получать?

Все мы с вами являемся абонентами того или иного сотового оператора. Внимательно нужно смотреть договор, который вы с ним заключаете. Если в договоре прописано, что оператор имеет право направлять абоненту какие-то сообщения рекламного характера, то значит, как говорится, вы сами это просмотрели. Если же в договоре об этом никоим образом не говорится, то приходящие на телефон рекламные сообщения - это, безусловно, правонарушение.

Что нужно делать в этом случае? Абонент, если к нему приходит реклама, должен посетить офис оператора связи и поставить его в известность о том, что не хочет ее получать. Но если вы оставляли при каких-то рекламных кампаниях или акциях оставляли номер своего телефона, то винить вам придется себя, а не оператора связи или рекламодателя. Поэтому я бы посоветовал, если вы не хотите получать навязчивую рекламу, не оставляйте свои сотовые номера при различных акциях и рекламных кампаниях.

Конечно, компании хитрят. Они предлагают скидку, за это берут ваши данные. Но мой телефон, упрощенно говоря, - это мое личное пространство. И если я желаю кого-то допустить в свое личное пространство, я буду давать номер своего телефона. Если не желаю, то и не дам.

 

 

Павел Васильев, Салехард:
Добрый день! Какие изменения в антимонопольном законодательстве предстоят в ближайшее время? Как они повлияют на нашу жизнь?

Глобальная реформа антимонопольного законодательства, которая велась в стране с 2005 года, в принципе, закончена. Государственная Дума РФ приняла несколько антимонопольных пакетов. Отдельные моменты о защите конкуренции были усилены. В некоторых вопросах для бизнеса были сделаны послабления в части снятия излишних административных барьеров.

Что нас ждет в ближайшее время? В связи с тем, что мы вступили в ВТО, естественно, наше внутренне законодательство должно быть гармонизировано с нормами ВТО. Поэтому мы будем использовать лучшие мировые практики в ценообразовании. Будет продолжено совершенствование законодательства, направленное на снижение административных барьеров. И в антимонопольной службе уже взят курс не на увеличение количества дел, а наоборот, на их снижение. Если раньше нашу деятельность оценивали, в том числе и по количеству дел, то сейчас - наоборот. И практика показывает, что есть много мелких дел, которые не оказывают существенного влияния на экономические процессы, протекающие в регионе или в какой-то отрасли. Надо заниматься, действительно, делами, которые оказывают влияние на рынок в целом. Мелочевка может решаться в текущем порядке, без возбуждения дел.

В связи с этим у нас введена новая практика: выдача предостережений или предупреждений. В этом году мы два раза уже воспользовались такой возможностью. В предостережении мы предлагаем в добровольном порядке либо устранить выявленное нарушение, либо прекратить противоправные действия. Если же хозяйствующий субъект не реагирует должным образом в необходимый срок, тогда мы, конечно, будем возбуждать дело. Таким образом участнику рынка, нарушающему антимонопольное законодательство, дано право добровольно скорректировать свои действия.

В ближайшее время также будут совершенствоваться процессуальные действия антимонопольной службы.

 

 

Наталья Ведринская, Надым:
Сайт Роспил обращался в антимонопольную службу с вопросом о том, правомерно ли арендуют наши городские чиновники роскошные иномарки? Какое решение принято?

Да, мы с Роспилом часто взаимодействуем. У них большой штат юристов по всей России. Они производят мониторинг госзакупок. И периодически они направляют к нам в связи с этим обращения. Было к нам обращение от Навального и от его подразделения в Екатеринбурге. В нескольких случаях были действительно выявлены нарушения в части конкретных параметров конкретного автомобиля конкретной марки, что законодательством запрещено.

Да, заказчик имеет право покупать всё. Захочет он купить автомобиль - бога ради. Антимонопольный орган исходит из постулата, что он имеет это право. Но дабы не ограничивать круг потенциальных участников, которые могут поставить ему этот автомобиль, и не ограничивать продавцов конкретной маркой, заказчик должен, к примеру, прописать: я хочу автомобиль Тойота Лэндкрузер или эквивалент. И расписать все требуемые параметры. Заказчики часто грешат тем, что прописывают слишком конкретные параметры марки, фирмы... Мы их поправляем. Часто заказчики еще грешат тем, что прописывают поставку именно в Уральском федеральном округе. Почему именно в УрФО, ведь наша Конституция устанавливает единство экономического пространства? Да, можно заказать в УрФО, но тогда надо указать - почему. Например, потому, что это обуславливается транспортной схемой доставки товара до потребителя. То есть заказчик должен обосновать, почему он хочет именно такую марку автомобиля и почему, именно из такого региона. Что касается вообще дорогих иномарок для чиновников, думаю, что это не компетенция антимонопольного органа. У каждого бюджетополучателя есть вышестоящее руководство, которое, если считает нужным, финансирует его на приобретение иномарки либо автомобиля поскромнее. Про себя могу сказать, что мы эксплуатируем отечественную машину Волга. Работает нормально.

 

 

Галина Гайлис, Новый Уренгой:
Снова повышаются цены на бензин. Причем, по всей стране. Может ли остановить рост цен на автомобильное топливо антимонопольная служба?

Я уже ответил, что цены на бензин Ямале - самые низкие в Уральском федеральном округе. Не хочу сказать, что мы можем до бесконечности сдерживать цены, используя административный ресурс. Ведь мы исходим из того, что любой хозяйствующий субъект, в первую очередь, работает для получения прибыли. И если мы видим, что наши методы регулирования цен начинают приносить убытки предприятию, то мы должны, естественно, остановиться в регулировании цен. Любой хозяйствующий субъект должен работать с прибылью. Но безусловно - в определенных законодательных рамках. И я не уверен, что новые поставки топлива на Ямал будут по старым ценам.

Вырастут ли цены на бензин? Такой возможности я не исключаю. Но как я уже раньше сказал, если мы заметим скачок цен, продавцы бензина должны будут это обосновать.

 
Алексей Иванов, Ноябрьск:
Часто аэропортам передаются помещения и имущество в безвозмездное пользование. Почему это разрешает ваша служба?

Да, мы это разрешаем. Например, администрация муниципального образования решает, чтобы в местном аэропорту работал буфет. Ведь естественно, что администрация должна создать комфортные условия для пассажиров. Как предоставить помещение под тот же буфет? Собственник аэропорта - администрация - выставляет его на торги. Но если никто этим не заинтересовался, не стал участвовать в конкурсных торгах, то есть право, согласовав свое решение с антимонопольным органом, предоставить помещение какому-нибудь одному предприятию. Это происходит часто. Еще пример: помещение под почту. Мы считаем, что нецелесообразно проводить публичные торги, а можно просто передать помещение для почтового отделения, так как в стране почтовые услуги оказывает только Почта России. Всё это направлено для создания максимального удобства жителей.

 

 

Татьяна Саламакина, Салехард:
Посмотрела перед вашей конференцией ваш сайт. Очень много нарушений при муниципальных торгах. Отчего это происходит? Чиновники не знают законов? Может надо готовить квалифицированных специалистов? Или дело в несовершенстве законодательства?

Я бы не сказал, что дело в несовершенстве законодательства. Буквально этим летом эксперты Евросоюза назвали наш закон о закупках одним из самых цивилизованных законов, направленных на борьбу с коррупцией. Ведь как было раньше? У тех же органов власти годами складывалась практика работать с одним и тем же поставщиком. Если, например, фирма «Ромашка» поставляла мне бумагу на протяжении десяти лет, естественно, я и дальше буду работать с ней. Но в то же время другие производители этой бумаги были отрезаны от участия в снабжении моей организации. Так что, одна из основных целей закона 94ФЗ - предоставить равный доступ всем участникам рынка.

Во-вторых, все процедуры стали у нас публичными. Вся информация размещается в Интернете.

Что же касается так называемых откатов, это дело все-таки правоохранительных органов, а не антимонопольной службы. Честно скажу, я ни разу в своей практике не сталкивался с явным «откатом». Потому что, как надзорный орган в этой сфере, мы всегда смотрим и проверяем, каким образом заказчик установил ту или иную цену на товар или услугу. Если в ходе проверок выявляется, что первоначальная цена установлена выше средней по рынку, то мы тут же реагируем: направляем всю необходимую информацию в прокуратуру.

Что касается нарушений в этой сфере. Да, нарушений очень много. Наряду с тем, что закон прогрессивный, он одновременно очень сложный для его исполнения на практике. Поэтому на федеральном уровне принято решение разработать новый закон, который бы регулировал данную сферу деятельности. И этот закон разработан, и уже даже прошел первое чтение в ГД РФ. Это так называемый закон о федеральной контрактной системе. Сегодня он готовится ко второму чтению. Думаю, что его могут принять до конца года. Следует только учитывать, что для введения его в действие потребуется немало времени. Нужно выучить специалистов, подготовить ряд подзаконных актов для реализации основного закона, создать нормативную базу на региональном уровне.

Не думаю, что закон станет проще для восприятия. Все-таки это закон, который регламентирует весь процесс государственных и муниципальных закупок.

Татьяна еще спрашивала, не от незнания ли законов происходят нарушения? Да, практика показывает, что зачастую нарушения происходят от незнания законов. И хотя законодательство предусматривает, чтобы не менее трех четвертей членов конкурсных комиссий, прошли соответствующее обучение, как правило, эти специалисты не знают всех необходимых законодательных тонкостей.

 

 

Андрей Сязи, Красноселькуп:
Как сегодня ваша служба контролирует цены на топливо для нужд энергетики и жилищно-коммунального хозяйства? Слышал, что правительством дано такое поручение антимонопольщикам.

Да, это поручение уже к нам пришло. На нашем сайте на первой странице, в разделе главное, мы разместили обращение в адрес руководителей предприятий жилищно-коммунального комплекса. Попросили, если вдруг их интересы будут ущемлять поставщики топливных ресурсов, чтобы они оперативно об этом сообщали в антимонопольную службу. Это обращение размещено на нашем сайте уже около месяца. Пока ни одной жалобы не было. Словом, можно сделать вывод, что поставки топлива для ЖКХ происходят нормально.

 

 

Владимир Николаевич, Лабытнанги:
Расскажите, часто ли нарушается антимонопольное законодательство при обеспечении городов и районов округа лекарствами?

Контролем над лекарственными средствами мы занимаемся уже пятый год. После того как мы просканировали весь рынок лекарственных препаратов на Ямале, выявили все потоки поступления лекарств в автономный округ, всех поставщиков и производителей, нарушений было обнаружено много. И много руководителей аптек подверглись административному наказанию. Сегодня ситуация изменилась. В течение года может не быть ни одного подобного факта. Потому что надзор за деятельностью аптек ведется не только нашими силами, но и силами Росздравнадзора. Контролируют этот вопрос и региональные власти. В регионе установлена предельная торговая надбавка на лекарства. И в 2012 году нарушений в этой сфере пока еще не выявлено.

 

 

Денис Рыбаков, предприниматель, Ноябрьск:
Что нужно, чтобы получить государственную преференцию? Я занимаюсь торговлей, могу ли рассчитывать на какую-нибудь безвозмездную помощь из бюджета?

Кто-то из великих сказал: «Хотите сделать так, чтобы у вас всё было - дайте свободу торговле». Что касается преференций в сфере торговли, существует общее правило: если муниципалитет имеет какую-то свободную площадь, которую может отдать для торговли, он обязан эту площадь разыграть на торгах. Предоставить ее в аренду можно только посредством публичных процедур, установленных законом. Либо прописываются приоритеты для данного муниципального образования, которые обосновывают предоставления торговых площадей предпринимателям. Например, в каком-то микрорайоне нет хозяйственного магазина. А у администрации есть подходящая площадь. Поэтому она выделяет место именно для хозяйственного магазина. Но не конкретному лицу, а только на условиях конкурса, чтобы все предприниматели были в равных условиях.

Закон о защите конкуренции устанавливает пятнадцать основных принципов, по которым определяются цели на предоставление государственных преференций. За эти рамки выходить нельзя. Указана, например, поддержка малого и среднего предпринимательства. Но опять же, администрация в своих нормативных документах должна прописать, какие именно отрасли малого и среднего бизнеса будут поддерживаться, и предоставлять соответствующие преференции. Если, к примеру, речь идет о розничной торговле, то, думаю, нецелесообразно для нее предоставлять преференции. Потому что такие предприниматели сами себя окупают. Но если администрация пропишет внятные и прозрачные правила предоставления преференций для предприятия розничной торговли, докажет, что это соответствует целям федерального закона, то - пожалуйста, можно это сделать. Но еще раз подчеркну - на общих основаниях, все должны иметь равный доступ к таким преференциям.

 

 

Александр Васильев, Салехард:
Недавно вы одобрили выделение немаленьких денег на издание православной газеты. А могут ли на это рассчитывать другие СМИ? И - что для этого нужно?

Когда я давал «добро» на предоставление этой преференции, исходил из того, что эта газета нацелена на нравственное и культурное воспитание людей. И мы посчитали, что другие субъекты хозяйственной деятельности при этом ущемлены не будут. Поэтому мы и разрешили оказать помощь православной газете. Пришла бы другая газета, условно говоря, мусульманская - если правительство автономного округа обоснует решение предоставить ей государственную преференцию должным образом, то мы против не будем.

 

 

Сергей Истомин, газета «Красный Север»:
Недавно на Ямале созданы два «монстра»: фонд жилищного строительства и корпорация «Ямалкоммунэнерго». Противоречит ли это антимонопольному законодательству? Например, фонд жилищного строительства выходит с большим мешком бюджетных денег на торги и естественно побеждает, потому что малому предприятию бороться такой махиной невозможно...

Начну с того, что «монстр», «монополист» - это не так страшно само по себе. Страшно, когда этот «монстр» начинает нарушать законы и общие правила. Руководством округа было принято решение о создании «Ямалкоммунэнерго». Но опять же, деятельность этого большого предприятия должна подчиняться законодательным нормам. В частности, были попытки муниципалитетов передать муниципальное имущество «Ямалкоммунэнерго» в обход публичных процедур. Все эти попытки были нами пресечены. На все подобные ходатайства департамента энергетики автономного округа, администраций муниципальных образований мы дали отрицательное заключение. Причем, отдельной строкой прописали: мы готовы дать разрешение на предоставление государственных преференций «Ямалкоммунэнерго», если имущество будет разыграно путем проведения публичных процедур. А вдруг какой-то хозяйствующий субъект захочет заняться этим видом деятельности и будет претендовать на это имущество, а мы его отсечем?..

Что касается фонда жилищного строительства. Вы знаете, что в стране действует программа по жилищному строительству, переселению из ветхого и аварийного жилья и так далее. В этой программе участвуют и федеральные деньги, и деньги региональные. Чтобы навести порядок в этой деятельности, было решено во всех регионах РФ создать структуры, которые занимались бы аккумулированием бюджетных средств надлежащим их распределением в соответствии с конкретными потребностями муниципальных образований. Причем, фонд - не коммерческая организация, не работает для извлечения прибыли.

Что касается торгов. Если на торги приходит не один только фонд, а несколько участников, то они имеют право опротестовать решение конкурсной комиссии. Уверяю вас, ни одного обращения в антимонопольный орган по земельным участкам не было.

 

Но ведь фонд в этом случае обладает большими возможностями влиять на рынок жилья. Остальные организации, получается, - ущемлены в своих правах...

Да, но если права участников торгов ущемляются, они должны обращаться с претензиями и жалобами в антимонопольную службу. А обращений-то таких нет.

 

Игорь Корнелюк, ГТРК «Ямал»:
Скажите, опираясь на свой многолетний опыт работы, какие бы вы предложили законодательные инициативы, чтобы упорядочить систему госзакупок?

В первую очередь, когда мы в своей практике сталкиваемся с тем, что закупками занимаются школы, детские сады, больницы, - это мне, как чиновнику, очень не нравится. Считаю, что всеми подобными закупками должен заниматься один орган власти, который курирует данную сферу. Ведь одно структурное подразделение имеет возможность нормально обучить работников, которые будут заниматься размещением заказов. А что могут сделать нянечки в детском саду? Ко мне, скажем, приходят материалы из прокуратуры, в которых указывается на то, что нянечка - член комиссии, неправомерно проголосовала за допуск к участию организации в торгах. На мой взгляд, централизация закупок поможет избежать таких моментов.

Второе: я считаю, что все закупки, и это, стати, прописано в проекте закона о федеральной контрактной системе, формировать заранее. То есть, условно говоря, сейчас, в ноябре, у организации должна быть уже прописана вся потребность на следующий год, увязана с финансовыми возможностями и размещена сайте. Чтобы заказчики и производители уже имели возможность планировать участие в торгах. Чтобы производство и потребление было сбалансировано.

И третье: необходим постоянный мониторинг всех сложившихся цен, транспортной логистики, с учетом региональных особенностей. Чтобы в любое время у органа, который занимается размещением заказов, были данные о средних ценах на товар.

 

Ольга Ефремова, ИА «Север-Пресс»:
Олег Юрьевич, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с Российской железной дорогой. Насколько они могут еще поднимать цены и насколько правомерно то, что они требуют дотаций от регионов?

Сегодня российские железные дороги регулируются государством. И негативная сторона государственного регулирования тарифов на РЖД заключается в том, что чиновники, чтобы снизить тарифы, делают все возможное. И, как правило, инвестиционная составляющая, которая должна быть в тарифе естественной монополии, минимизируется. Любому хозяйствующему субъекту, тем более - железным дорогам, нужно развиваться. Поэтому РЖД идет на то, чтобы заключать определенные соглашения с регионами. Кто виноват в такой ситуации? Государство. Но если государство сегодня «отпустит» инвестиционную составляющую, тарифы возрастут многократно.