"У людей должен быть выбор" Общественно-политическая газета «Красный Север» (№11 от 13 февраля 2010г., стр.10)

В этом году новой сферой работы ямальских антимонопольщиков станет контроль над соблюдением федерального закона об основах государственного регулирования торговой деятельности. Об этом сообщил руководитель службы Олег Печерин на недавней встрече с журналистами.
Он отметил, что основное предназначение нового закона о торговле – развитие конкуренции в этой сфере. «КС» уже писал, что вокруг него шла довольно жесткая дискуссия, прежде чем он был подписан президентом страны. Причем ключевые претензии к нему касались лишь нескольких технических деталей.
Прежде всего новый документ устанавливает 25-процентную квоту на продажи в пределах муниципалитета предприятиями торговой сети, запрещает «слишком длительные» отсрочки платежа и взимание «входного бонуса». Предлагаемые поправки предполагают регулирование наценок, запрет на «слишком большие» оптовые скидки и требуют раздельного заключения договоров на поставки и оказание услуг.
– Если говорить о квоте, то у нас в регионе под нее попадают в большей степени большие города-стотысячники, такие как Ноябрьск и Новый Уренгой. Там сети действительно присутствуют, – отметил Олег Печерин. – И, высчитывая их долю влияния на рынке, в отдельных случаях нам придется идти на «хирургическое вмешательство», то есть запрещать торговую деятельность, если она свыше 25 процентов.
А вот в маленьких поселках, где часто розничной торговлей занимается всего один продавец, ситуация, скорее всего, не очень изменится. Вряд ли найдутся желающие, учитывая специфику Севера, составить ему конкуренцию.
– Но в данном случае надо смотреть на ситуацию не только со стороны хозяйствующих субъектов, но и со стороны потребителя, – отмечает Олег Юрьевич. – А населению нравится, что там один продавец? Покупателю право выбора предоставили? Поэтому основная цель антимонопольных органов – дать населению право выбора. Это возможно только при наличии конкуренции. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что органы местного самоуправления каким-то образом обязаны организовывать торговлю. Если они этого не делают, а желающие работать есть, тогда начинает работать наша служба.
С другой стороны, монополизм – не всегда плохо, плохо злоупотреблять им. Пусть будет один продавец в поселке, главное, чтобы он не заламывал цены. И в этом плане закон нам сейчас дает полномочия, у нас появились рычаги воздействия.
Олег Печерин отметил, что методика расчета объема реализации в пределах муниципальных образований сейчас проходит согласование в правительстве. Осталось дождаться, когда она вступит в силу.
– Кроме того, правительство страны готовит широкомасштабные поправки и в действующее законодательство в отношении естественных монополий, – отметил он. – Они направлены на создание современных действенных методов регулирования их деятельности.
В этом году предполагается законодательно установить обязанность государственных корпораций и субъектов естественных монополий размещать заказы на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд только на конкурсной основе, как это делают сейчас все бюджетные заказчики. Сотрудники службы контролируют равный доступ к предоставлению услуг и продаже товаров для населения, следят за нарушениями в сфере деятельности естественных монополий, не допускают ценового сговора предприятий и организаций.
Добавим, что основные приоритеты в работе ямальской антимонопольной службы остаются прежними. Это рассмотрение жалоб хозяйствующих субъектов по всем направлениям, входящим в компетенцию управления антимонопольной службы по ЯНАО. В обязательном порядке будет продолжена работа по мониторингу цен на топливо на бензозаправочных станциях и отслеживание ценовой политики аптечной сети.
Подводя итоги уходящего года, Олег Юрьевич отметил, что происходящие в стране кризисные явления не лучшим образом сказались на развитии конкурентных отношений. В ушедшем году продолжилось совершенствование антимонопольного законодательства. Так, в августе вступил в действие так называемый второй антимонопольный пакет, который почти на треть изменил действующий Закон «О защите конкуренции», а также внес ряд новых положений в Кодекс об административных правонарушениях. Одним из самых серьезных новшеств пакета можно назвать изменения в статье 178 Уголовного кодекса РФ: они значительно расширяют возможности применения уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства, вплоть до лишения свободы.
Александра МЕЩЕРЯКОВА
Фото Сергея ЧЕРКАШИНА