Скажи спамеру: «ФАС!», Общественно-политическая газета "Красный Север", 12.01.2011

Смс-сообщения валятся, как листья осенью. Каждую неделю нас приглашают посмотреть прямую трансляцию хоккейного матча, купить шубу, побывать на распродаже детской одежды, парфюма, собачьего корма, изучить английский язык, нарастить ресницы и послушать концерт классической музыки.
Накануне больших праздников – Нового года, 8 Марта – поток превращается в лавину. Поздравляют, желают счастья и ненавязчиво так зовут посетить, поучаствовать, приобщиться.
Безобидное, в общем-то, дело – как реклама по телевизору или стоящие вдоль дороги щиты. И бесплатное даже в роуминге. Но, беря пульт в руки, включая радио, листая журнал, мы автоматически, что называется, по умолчанию даем согласие на потребление рекламы. Иное дело – мобильный телефон. Это – моя вотчина, моя территория, моя крепость. Не звали – не лезь.
Тем более что рекламные смс-рассылки без согласия получателя являются незаконными. А согласие должно быть не устным – письменным. То есть, заполнив анкету в каком-либо магазине и оставив номер своего телефона, покупатель должен быть уверен, что его не завалят назойливой рекламой. Потому что не поставил галочку в строке «Согласен получать смс-сообщения о новинках и распродажах».
Но это только теоретически. На практике, польстившись на дисконтную карту и «засветив» мобильный только один раз, мы становимся невольными потребителями огромного количества рекламы.
Я точно помню, в каких магазинах соглашалась на получение рекламной рассылки, а в каких – даже не была. Выходит, именно этот магазин, где я заполняла анкету, продает свою базу данных другим коммерческим структурам? Или небрежно хранит ее?
Даже сотовый оператор не имеет права рассылать рекламу о новых тарифах, услугах и акциях, если вы не давали на это согласия в договоре (читайте внимательно договор!). В случае обращения клиента в суд федеральная антимонопольная служба (ФАС) признает эти сообщения несанкционированной рекламой. Прецедент был создан недавно, когда в поле зрения ФАС попал один из крупнейших сотовых операторов.
Спам нарушает закон о рекламе и карается штрафом. Если автор рассылки – физическое лицо, он может быть оштрафован на две – две с половиной тысячи рублей. Должностные лица заплатят от четырех до двадцати тысяч рублей. Юридическое лицо выложит от сорока до пятисот тысяч рублей.
Несомненно, они знают это.
Сотовые операторы защитить от коммерческой рассылки не могут, это не в их компетенции. Мы в состоянии сделать это самостоятельно.
Как? Очень просто. Получив очередное предложение посетить сауну или посмотреть прямую трансляцию хоккейного матча, я набираю указанный в рассылке номер и говорю: «Здравствуйте. Я не давала ни письменного, ни устного согласия на получение вашей рассылки. Поэтому исключите, пожалуйста, мой номер из вашей базы».
Как правило, в просьбе не отказывают.