Дорогой и дефицитный, Interfax-Russia.ru , 28.04.2011

Предмет комплексной проверки Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) в более чем 20 субъектах РФ - дефицит дизельного топлива и рост цен на заправках. Как пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе ФАС, проверка будет проведена в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, на Сахалине, в ряде регионов Сибирского и Центрального федеральных округов.
С дефицитом бензина одновременно столкнулись сразу несколько регионов России. Настоящий топливный кризис разразился в Алтайском крае, где перебои с топливом и огромные очереди на автозаправочных станциях начались еще 23 апреля. Представители розничного рынка ГСМ предполагают, что такая ситуация сложилась из-за того, что российские производители бензина из-за высоких цен на мировом рынке стали отгружать большую часть продукции на экспорт. Также владельцы алтайских АЗС не исключают, что с помощью спровоцированного кризиса оптовики планируют поднять цены на бензин.
Вслед за Алтайским краем дефицит бензина возник на автозаправках в Кемеровской области, а на днях наиболее ходовой для региона бензин марки Аи-92 исчез на некоторых автозаправочных станциях в Ростовской области. Как уверяют независимые продавцы топлива, проблемы с поставками горючего грозят Санкт-Петербургу, а также Москве и Московской области, где нефтяные компании уже повысили цены на топливо на автозаправочных станциях. Выросли цены на бензин в Хакасии и на юге Краснодарского края.
Критическая ситуация на российском топливном рынке складывается не впервые. Однако на этот раз сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается уменьшением объемов продаж на внутреннем рынке. Принятые в феврале административные меры по регулированию цен на топливном рынке заставили нефтяников снизить цены на бензин, но привели к дефициту топлива, так как выгоднее стало гнать топливо на экспорт. Все это стало причиной того, что в ряде российских регионов не только образовался дефицит топлива, но и некоторые владельцы частных заправок начали сворачивать свой бизнес.
Антимонопольное ведомство уже заявило, что совместно с территориальными управлениями проверит объекты вертикально-интегрированных нефтяных компаний, нефтеперерабатывающие заводы, а также независимые автозаправочные станции.
В частности, объяснение причин возникновения дефицита топлива в ряде регионов РФ ФАС желает услышать от компаний "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", "ТНК-ВР Холдинг", "НК Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "НК Альянс" и АНК "Башнефть".
По мнению антимонопольщиков, причиной дефицита топлива стал картельный сговор нефтяных компаний. "Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", - заявил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев в начале недели на совещании с представителями Российского топливного союза.
Ранее ФАС уже возбудила около 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что сбытовые компании, входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС.
Теперь территориальные органы антимонопольной службы вновь намерены заняться выявлением фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов. В случае выявления фактов создания искусственного дефицита и необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, теруправления готовы возбудить дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов нефтепродуктов.
26 апреля УФАС по Алтайскому краю уже возбудило дела в отношении ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ. Заседание комиссии УФАС по рассмотрению материалов дела назначено на 11 мая.
О сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России также проинформировала председателя правительства и министерство энергетики.
Со своей стороны премьер-министр РФ Владимир Путин поручил срочно разобраться в причинах топливного дефицита в ряде российских регионов. По словам пресс-секретаря главы правительства Дмитрия Пескова, премьер поручил "руководителям всех соответствующих ведомств незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации и доложить о причинах возникшего в некоторых регионах дефицита".
В самые сжатые сроки должен быть сформулирован и реализован перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива, уточнил он.
В свою очередь Минэнерго на текущей неделе трижды проводило совещания по создавшейся ситуации. По мнению участников совещания, которое прошло в министерстве энергетики РФ 26 апреля, топливный кризис спровоцирован требованиями технического регламента по топливу и нежеланием независимых трейдеров приобретать нефтепродукты на бирже. "Сейчас на бирже цены выше, чем в мелком опте. Покупая на бирже, трейдеры опасаются, что не выдержат конкуренции", - рассказал источник Агентства нефтяной информации, знакомый с итогами совещания.
Что касается требований техрегламента, то собеседник агентства напомнил, что с начала года в России запрещено продавать бензин с высоким содержанием серы. "Это большие выпадающие объемы Евро-2. Часть из них отправляются в такие страны, как Монголия, Киргизия, Таджикистан", - уточнил источник.
По его мнению, сейчас необходимо временно приостановить действие техрегламента, тогда на рынок будет выброшен достаточный объем бензина Аи-92. "Такое предложение было озвучено еще в феврале, поскольку российский автопарк не готов к принятию Евро-3, Евро-4", - уточнил он.
Ситуация также усугубляется тем, что на четырех НПЗ в РФ в настоящее время идут плановые ремонтные работы.
На совещании 27 апреля для стабилизации ситуации на российском рынке нефтепродуктов было предложено увеличить производство топлива на нефтеперерабатывающих заводах РФ, снизить экспорта и вернуться к рыночному ценообразованию на нефтепродукты в рознице.
28 апреля в министерстве состоялось селекторное совещание с участием руководителей субъектов РФ и нефтяных компаний, посвященное ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Как рассказал журналистам по итогам совещания временно исполняющий обязанности министра энергетики РФ Сергей Кудряшов, российские нефтяные компании в мае откажутся от экспорта нефтепродуктов в пользу внутреннего рынка.
Он также пообещал, что рост цен на бензин в среднесрочной перспективе не превысит 5%. Кстати, накануне аналогичный прогноз повышения цен на топливо дал президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов. "Мы считаем, что цена может расти, но незначительно, 5-7% могло бы быть сдерживающим фактором, если, конечно, правительство сняло бы акциз, который был введен с первого января", - заявил он в интервью телеканалу RT.
"Сегодняшняя цена на рынке РФ не отражает тех затрат, которые несут компании: на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю. Все тарифы естественных монополий, все они сегодня индексированы, поэтому мы считаем, что цена может расти, но незначительно", - отметил глава компании.
По его словам, повышение цен на топливо связано с тем, что "совпало воедино - снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям".
"Мы сегодня имеем ряд сдерживающих факторов, мы ведем диалог с правительством, в том числе о мерах компенсации. Одной из мер было бы и снижение акцизов, которые ввели с 1 января - это не дало бы возможность повышать", - добавил он.
"Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены. Но вопрос в том, где эта справедливая цена - сегодня наше топливо почти на 30-40% продается дешевле, чем у наших соседей: даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике", - сказал Алекперов.
Между тем вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин убежден, что дефицит бензина в ряде регионов РФ связан не с увеличением акцизов, а с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение спроса. Министр напомнил журналистам, что в предыдущие несколько лет не принималось решений о повышении акцизов на бензин, в то время как цены на бензин росли более чем на 8 рублей в отдельные периоды.
Таким образом, полагает министр, "основные факторы изменения цен на бензин не связаны с акцизами, они подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения". Соответственно, под эти тенденции, сказал Кудрин, и должны подстраиваться производители, "умело и своевременно реагируя на спрос".
Налоговые же факторы, по мнению Кудрина, не могут повлиять на появление дефицита бензина, особенно сейчас, "когда цена на нефть такая высокая, и спрос на мировом рынке полностью не восстановился, а несколько начал притормаживать из-за высоких цен на нефть".
Накануне к ситуации на рынке топлива подключилась прокуратура. "Генпрокуратура РФ поручила прокурорам субъектов Федерации во взаимодействии с органами антимонопольной службы принять меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли нефтепродуктами", - сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.
Так, прокуратура Алтайского края уже подготовила в суд 12 исков к ОАО "Роснефть" и ОАО "Газпромнефть", ограничившим продажу ГСМ в регионе. Вместе с тем, как сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Евгений Панкратов, проверки автозаправочных станций региона пока продолжаются и не исключено, что в случае выявленных нарушений краевая прокуратура направит в суд новые иски.
Тем временем ажиотаж на АЗС Алтайского края спал. Очередей на автозаправочных станциях практически нет, сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" руководитель Алтайского представительства Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков. При этом, по его словам, цены на бензин на многих АЗС остаются высокими и достигают в Барнауле 27 рублей за литр Аи-92, а в Бийске - 33 рублей за литр.
Как констатирует Федеральная служба государственной статистики РФ, цены на бензин растут четвертую неделю подряд. Однако, если в предыдущие три недели темпы роста были существенно ниже - 0,3%, 0,2% и 0,1% соответственно, то с 19 по 25 апреля в среднем по России потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 0,8%. В целом с 1 по 25 апреля бензин подорожал на 1,4%, а по сравнению с началом года горючее выросло в цене на 3%. И, как предполагают эксперты, подорожание нефтепродуктов в России продолжится.