Решение № 04-01/200-2016 по жалобам ООО «Строймастер» и ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (закупка № 0190300002716000167)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/200-2016

по жалобам ООО «Строймастер» и ООО «СТРОЙИНВЕСТ»

(закупка № 0190300002716000167)

28 июня  2016 года                                                                                                 г. Салехард

 

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>,

при участии:

<…> – представитель Заказчика,

рассмотрев жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) и ООО «Строймастер» (г. Салехард, ЯНАО) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика муниципального образования  Шурышкарский район» (ИНН: 8907002413) при осуществлении закупки «Капитальный ремонт интерната с. Восяхово Шурышкарский район» (закупка № 0190300002716000167),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» и ООО «Строймастер» на положения аукционной документации № 0190300002716000167.

Заказчик:Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика муниципального образования  Шурышкарский район». Начальная (максимальная) цена контракта – 18 453 805,00рублей.

По мнению ООО «СТРОЙИНВЕСТ», положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе, а именно:

  1. в  Локальной смете №2-1 «Общестроительные работы» содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности;
  2. отсутствие в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушает пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе;
  3. в Извещении о проведении аукциона не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457.

Согласно доводов ООО «Строймастер» отсутствие требования о предоставлении копии лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений противоречит требованиям законодательства.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Относительно доводов ООО «СТРОЙИНВЕСТ»

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссией установлено, что в  Локальной смете №2-1 «Общестроительные работы» (позиции 44, 51) действительно содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности:

44.      Е26-02-018-02 - Огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций составом "Пирилакс" любой модификации при помощи аэрозольно-капельного распыления для обеспечивания второй группы огнезащитной эффективности по НПБ 251, 100 м2 обрабатываемой поверхности

51.      Е15-01-062-01 - Наружная облицовка поверхности стен в горизонтальном исполнении по металлическому каркасу (с его устройством) металлосайдингом с пароизоляционным слоем из пленки ЮТАФОЛ, 100 м2 поверхности облицовки.

Между тем, приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на включение в документацию требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя исключительно в случае, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, вопрос об ограничении количества участников закупки необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела.

Как установлено из Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.06.2016 №0190300002716000167-1 на участие в рассматриваемой закупке подано 4 заявки, все участники допущены к участию в аукционе.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.           

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, не представил.

Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

 

Согласно пункту 3.3.4.2 Информационной карты ЭА участникам закупки необходимо представить копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1. Наличие свидетельства о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией:

- Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Стоимость работ на право заключить договор по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и  капитальному ремонту объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО,  должна соответствовать требованиям ч.7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ и быть не менее цены контракта, предложенной участником аукциона. Копии документов прилагаются в полном объеме, включая приложения.

Из данной формулировки не представляется возможным определить какие именно требования по предоставлению свидетельств о допуске СРО и лицензии предъявлены к участнику закупки, имеющему намерение выполнять работы собственными силами.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии и т.п.).

Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.

При этом если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии, либо копию договора, заключенного с субподрядной организацией, имеющей такую лицензию.

Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Статьей 12 Закона о лицензировании предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС). Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.

Лицензия выдается непосредственно лицу, которое обратилось с заявлением в МЧС, и такой документ не предполагает возможности привлечения субподрядчика.

В соответствии со статьей 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ. Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.

Лицензирование и виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, регулируются разными нормативно-правовыми актами. Соответственно МЧС выдает лицензии, а саморегулируемые организации - свидетельства.

Закон о контрактной системе предъявляет требования к участнику закупки. Участник закупки должен соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.

Согласно письму Минэкономразвития от 28 мая 2015 г. N Д28и-1542 если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии.

Между тем, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 22.12.2015 по делу № А75-1009/2015; постановление от 25.12.2015 по делу № А75-4902/2015) пришел к следующим выводам «…принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по капитальному ремонту объекта, при исполнения контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы антимонопольного органа о неправомерном требовании от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС».

Комиссия считает целесообразным принять во внимание позицию арбитражного суда о неправомерном требовании от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС.

 

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1частями 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (ч. 1 ст. 49 ГК РФ).

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, надлежаще не прописав требования к участникам закупки, в части указания исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, что может в дальнейшем повлечь за собой признание победителем несоответствующего (ненадлежащего) Исполнителя контракта.

В этой связи, Заказчику необходимо установить единое требование к участнику закупки о его соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: либо наличие свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, либо наличие допуска СРО на осуществление отдельных видов работ указанных в сметной документации и лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

 

Доводы жалобы ООО «Стройинвест» в данной части и жалоба ООО «Строймастер» признаются обоснованными.

Между тем, принимая во внимание факт отсутствия единообразного подхода к вопросу правомерности требования Заказчиками от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС, а также то обстоятельство, что Заказчику, Уполномоченному органу выдается предписание об устранении выявленных нарушений, Комиссия считает возможным не возбуждать административное производство по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика.

 

Пунктом 1.6.3 ИК ЭА установлены требования, в соответствии с законодательством Российской Федерации к Участникам закупки, в т.ч., организации под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые гражданами Турции и (или) организациями, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики не вправе выполнять работы, оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено») (пп. 10).

Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов ООО «Стройинвест» в данной части.         

Руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (в ред. Приказа ФАС России от 17.03.2016 N 263/16), пунктом 2 части 22 статьи 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Строймастер» (г. Салехард, ЯНАО) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика муниципального образования  Шурышкарский район» (ИНН: 8907002413) при осуществлении закупки «Капитальный ремонт интерната с. Восяхово Шурышкарский район» (закупка № 0190300002716000167) обоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Стройинвест» (г. Уфа) на действия Заказчика Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика муниципального образования  Шурышкарский район» (ИНН: 8907002413) при осуществлении закупки «Капитальный ремонт интерната с. Восяхово Шурышкарский район» (закупка № 0190300002716000167) частино обоснованной, в части нарушения Заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  3. Признать Заказчика МКУ «Служба заказчика муниципального образования  Шурышкарский район» нарушившим положения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе при утверждении документации № 0190300002716000167 «Капитальный ремонт интерната с. Восяхово Шурышкарский район».
  4. Выдать Заказчику МКУ «Служба заказчика муниципального образования  Шурышкарский район», Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки Предписание об устранении выявленных нарушений.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.