Решение № 04-01/313-2016 по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (закупка № 0890300004816000277)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Решение № 04-01/313-2016

по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ»

(закупка № 0890300004816000277)

12 октября  2016 года                                                                                             г. Салехард

Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:

<…>

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) на действия Заказчика  -   Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» муниципального образования Приуральский район (ИНН: 8908001451) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Инженерное обеспечение объекта "Станция комплексной очистки хозяйственно-бытовых стоков производительностью 500 м3/сутки в с. Аксарка" (Площадка и подъездная дорога)» (закупка № 0890300004816000277),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения аукционной документации № 0890300004816000277.

Заказчик – МКУ «Управление капитального строительства» муниципального образования Приуральский район. Начальная (максимальная) цена контракта – 13 853 967,00 рублей.

По мнению Заявителя, положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе и положениям Гражданского кодекса РФ, а именно:

  1. заказчик в одностороннем порядке устанавливает распределение возможной экономии в свою пользу, нарушая право Подрядчика, установленное ст. 710 ГК РФ (п. 20 проекта контракта);
  2.  Заказчик в пункте 1.6.2 Информационной карты не указывает по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта;
  3. в нарушение п. 7 ст. 42 Извещение Заказчика не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения заявки, указан только размер такого обеспечения: «2% от начальной максимальной цены контракта».

 

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

I. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884) контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере. Цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

В силу статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 768 Гражданского кодекса РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 710 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.

При этом в части 2 статьи 710 ГК РФ указано, что в договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.

Таким образом, статья 710 является диспозитивной. Заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным частью 2 статьи 710 ГК РФ, и в проекте контракта отразил распределение полученной подрядчиком экономии, если таковая будет иметь место при исполнении договора (судебная практика по делу № А56-40587/2014).

Как указывает Заказчик, частью 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлены обязательные требования к формированию и указанию в контракте положений о цене контракта - «цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта». Пунктом 12 проекта контракта предусмотрено, что «Цена Контракта является твердой, не подлежит изменению на протяжении исполнения Контракта». Заказчиком соблюдены требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того, пунктом 16 проекта контракта установлено «Основанием для осуществления расчетов является оформленные, в соответствии с условиями Контракта, формы № КС-2, № КС-3 и выставленные Заказчику счета на оплату (счета-фактуры)». Форма № КС-3 (Справка о стоимости выполненных работ и затрат) - унифицированная форма, утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100, заполняемая Подрядчиком в порядке, согласно письма Росстата от 31.05.2005 № 01-02-9/381 и, подтверждающая фактическую стоимость выполненных работ.

Заказчик указывает, что, установив в рамках законодательства, условия проекта контракта о цене контракта, возможности ее изменения, условий сдачи и оплаты выполненных работ по форме № КС-3 и о распределении экономии подрядчика, не может ввести в заблуждение потенциальных участников аукциона.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что довод Заявителя относительно того, что заказчик, в одностороннем порядке устанавливая распределение возможной экономии в свою пользу, нарушает право Подрядчика, установленное ст. 710 ГК РФ, не нашел своего подтверждения.

 

II. В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99).

В соответствии с Постановлением № 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением № 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В извещении о проведении электронного аукциона № 0890300004816000277, в разделе требования к участникам Заказчиком указано «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе».

В извещении о проведении электронного аукциона № 0890300004816000277 Заказчиком указан код ОКПД2 42.11.20.000 Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и пешеходных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов, относящийся к группе кодов 42 - «Работы строительные специализированные».

Заказчиком в информационной карте к электронному аукциону № 0890300004816000277 было установлено дополнительное требование к участникам - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Закон о контрактной системе и Постановление № 99 обязывают Заказчика указать в документации, что требуется «наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт» и, приводится две группы работ строительных, которые применяются (используются) для определения принадлежности к группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее - Приказ Минрегионразвития РФ) работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Заказчиком в пункте 3.3.3.2 информационной карте к электронному аукциону № 0890300004816000277 было установлено требование к участникам предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одним из таких документов является копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (По видам работ в соответствии с ведомостью объемов работ, при отсутствии полного перечня допуска к работам, наличие п. 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)».

Поскольку, согласно Приказу Минрегионразвития РФ, свидетельства СРО требуются только для работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства», то работы строительные, на выполнение которых заключается контракт могут включаться только в группу «работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства».

Также, составной частью аукционной документации является ведомость объемов работ - задание Заказчика на выполнение работ, в которую включены виды работ, соответствующие пункту 25 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» установленные и, на производство которых в обязательном порядке требуется допуск СРО.

Таким образом, Заказчик, указав в извещении о проведении электронного аукциона информацию «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства» код ОКПД2 42.11.20.000, указав в информационной карте электронного аукциона требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт) работ строительных и, требование о предоставлении участником копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предоставив ведомость объемов работ, по видам работ соответствующую установленному перечню видов работ, относящихся к объектам капитального строительства, исключил возможность недопонимания участником требуемой документации и исполнил обязанность по установлению дополнительных требований к участнику закупки надлежащим образом.

Довод Заявителя в данной части признается необоснованным.

 

III. В соответствии с ч. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную п. 1 - 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Частью 1 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч. 2 и 3 ст. 63 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В п. 3.2 раздела 3 документации об аукционе «Требования к обеспечению заявок на участие в электронном аукционе» указано:

«3.2.1. Заказчиком устанавливается требование обеспечения заявки на участие в аукционе. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки указан в «Информационной карте электронного аукциона». Размер обеспечения заявки на участие в аукционе может составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или один процент начальной (максимальной) цены контракта, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. В случае осуществления закупки в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона о контрактной системе не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены контракта.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.

Поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.

Блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и прекращение данного блокирования осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе».

Обеспечение заявок установлено в размере 2% начальной максимальной цены контракта.

Довод Заявителя в данной части признается необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (г. Уфа) на действия Заказчика  -   Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» муниципального образования Приуральский район (ИНН: 8908001451) при осуществлении закупки «Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Инженерное обеспечение объекта "Станция комплексной очистки хозяйственно-бытовых стоков производительностью 500 м3/сутки в с. Аксарка" (Площадка и подъездная дорога)» (закупка № 0890300004816000277) необоснованной.