Департамент здравоохранения ЯНАО нарушил требования Закона о размещении заказов (дело № 04-01/07-2012)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО «Мантана» (г.Москва) на действия Государственного заказчика – Департамента здравоохранения ЯНАО при размещении заказа на поставку компьютерного томографа, выполнение монтажных, пусконаладочных работ и инструктаж персонала по работе на оборудовании (ОАЭФ, извещение № 0190200000313000058).

По мнению ООО «Мантана», Заказчиком были нарушены требования ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части указания в документации на товарный знак ОС Windows без указания слов «или эквивалент», а также ст. 19.1 Закона о размещении заказов, в части нарушения порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку компьютерного томографа, выполнение монтажных, пусконаладочных работ и инструктаж персонала по работе на оборудовании (ОАЭФ, извещение № 0190200000313000058), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам:

  1. В части жалобы относительно указания в документации на товарный знак ОС Windows без указания слов «или эквивалент».

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона № 94-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34.

Предмет рассматриваемого аукциона - поставка компьютерного томографа, выполнение монтажных, пусконаладочных работ и инструктаж персонала по работе на оборудовании.

Техническое задание на компьютерный томограф (Приложение 1.1) содержит требования к функциям и параметрам томографа. В частности, Заказчиком установлены требования к аппаратному обеспечению томографа: «Серверная версия ОС Windows» (п. 13.9.9 Технического задания).

На заседании Комиссии представителями Заказчика было пояснено, что в настоящее время в ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», где требуется установка запрашиваемого компьютерного томографа, установлен домен, настроенный исключительно на операционную оболочку Windows, вследствие чего при формировании Потребности в первой редакции Заказчиком было установлено требование именно к серверной версии ОС Windows. Между тем, исходя из пояснений представителей Заказчика на Комиссии, Заказчиком были пересмотрены условия работы оборудования и установлено, что компьютерный томограф предусматривает передачу информации  между пользователями в системе DIKOM. (DICOM (англ. Digital Imaging and Communications in Medicine) — отраслевой стандарт создания, хранения, передачи и визуализации медицинских изображений и документов обследованных пациентов (согласно информации с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/DICOM). Заказчиком установлено, что дополнительная опция DIKOM позволяет передавать изображения и работать с любой операционной системой.

В связи с  чем, Заказчиком в соответствии с ч. 7 ст. 41.7 Закона о размещении заказов были принято решение о внесении изменений в аукционную документацию. Заказчиком на момент рассмотрения жалобы уже приняты действия по внесению изменений в аукционную документацию относительно требований к операционной системе (установлено требование по п . 13.9.9 Технического задания: «Серверная версия ОС Windows или эквивалент»), а именно Представителями Заказчика в Комиссию представлено письмо (исх. от 25.01.2013 № 1801-17/602), направленное в Уполномоченный орган – Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа для размещения принятого решения о внесении изменений на официальном сайте (на момент изготовления решения в полном объеме установлено, что изменения Уполномоченным органом были опубликованы 25.01.2013).

С учетом вышеизложенного, жалоба в данной части признается обоснованной.

В связи с тем, что Заказчиком до рассмотрения жалобы по существу самостоятельно были внесены изменения относительно требований к операционной системе, Комиссия считает выдачу предписания и возбуждение административного производства нецелесообразным.

  1. В части жалобы относительно нарушения порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

В соответствии с ч. 1 ст.19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.

В соответствии с ч. 4 ст. 19.1 Закона о размещении заказов  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

В рамках рассматриваемого аукциона к поставке требуется медицинское оборудование (код по ОКДП -  3311232). Таким образом, Заказчику при формировании начальной (максимальной) цены контракта необходимо руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования».

Исходя из доводов Заявителя, следует, что начальная (максимальная) цена контракта была сформирована Заказчиком без учета требований Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования, а именно из следующих источников:

  •  предложение о цене Томографа компьютерного SOMATOM Definition Flash, полученное от производителя - 90 000 000,00 руб.;
  • информация полученная в реестре контрактов
  1. номер реестровой записи 01672000020 12 000267 - реестровый номер торгов 0167200003412003539 - поставка Магнитно-резонансного томографа MAGNETOM Skyra, Сименс АГ, Германия - 1 штука - сумма 129 061 845,00 руб.
  2. номер реестровой записи 01342000059 12 000267 - реестровый номер торгов 0134200000112002115 - поставка Томографа рентгеновского компьютерного 16-срезового серии “BRIGHTSPEED” - 5 штук - сумма 94 500 000,00 руб. - цена за единицу - 18 900 000,00 руб.
  3. номер реестровой записи 01672000020 12 000361 - реестровый номер торгов 0167200003412003928 - поставка Томографа компьютерного SOMATOM Definition Flash, "Сименс АГ, Медикал Солюшенс", Германия - 1 штука - сумма 100 024 300,00 руб.

Таким образом, Заявителем указано, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта, требование Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования о выборе цен не менее 5 исполненных контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, было проигнорировано - были использованы цены 3-х исполненных контрактов на поставку медицинского оборудования, не удовлетворяющего потребностям заказчика (в соответствии с представленным техническим заданием).

Между тем, в ходе анализа аукционной документации (в т. ч. информации, опубликованной на официальном сайте zakupki.gov.ru), а также представленных обоснований Заказчика, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлено следующее.

Расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта на поставку компьютерного томографа, выполнение монтажных, пусконаладочных работ и инструктаж  персонала по работе на оборудовании производился:

            1. С использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения были выбраны 5 производителей компьютерных томографов не менее 256 срезов.

            2. На основе сформированного перечня производителей одновременно посредством электронной почты (скрин-шот имеется в материалах дела) были направлены одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика (копии запросов представлены Заказчиком в материалы дела).

            3. Получены ответы от двух производителей: SIEMENS (коммерческое предложение) и PHILIPS (предложение о направлении данного запроса официальным дистрибьюторам), (копии данных документов имеются в материалах дела).

            4. В соответствии с перечнем дистрибьюторов, опубликованном на официальном сайте производителя, в установленный срок (в течение 3 дней) были одновременно посредством электронной почты (скрин-шот в материалах дела имеется) направлены одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика (копии запросов представлены Заказчиком в материалы дела).

            5. По истечении 15 дней с момента направления запроса заказчиком был произведен расчет цены контракта. При расчете использовалось коммерческое предложение, поступившее от SIEMENS, а также были использованы данные реестра исполненных контрактов (№ заказа 0167200003412003928).

            В скрин-шоте (один документ на 3 листах), размещенном в составе документации об аукционе в электронной форме на официальном сайте закупок, информация только для одного заказа – карточка контракта).

Средняя цена была определена по формуле, установленной Постановлением: (90000000+100024300)/2 = 95012150 (руб.)

 Поскольку лимит финансирования для данного заказа составляет сумму 89471500,00 (восемьдесят девять миллионов четыреста семьдесят одна тысяча пятьсот) рублей, данная сумма, не превышающая величину рассчитанной, и была принята в качестве начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии  с п. 6 Правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила) выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Согласно п. 9 Правил в случаях если заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование, в том числе при направлении запросов о цене нескольким производителям и (или) уполномоченным представителям, заказчик, уполномоченный орган используют содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующем годах.

Заказчик, уполномоченный орган выбирают в реестре контрактов не менее 5 последних по дате исполненных контрактов. В случае если разница в цене контрактов составляет 30 и более процентов, производится выбор цен 5 исполненных контрактов, отличающихся не более чем на 30 процентов минимального значения цены контракта. Если количество контрактов в реестре контрактов менее 5, в том числе с разницей в цене не более 30 процентов, заказчиком, уполномоченным органом учитываются все эти контракты независимо от разницы их цен.

Между тем, Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта было использовано поступившее в адрес Заказчика коммерческое предложение от производителя компьютерных томографов (SIEMENS) и  выбрана цена контракта в реестре контрактов только по одному исполненному контракту с аналогичным предметом.

Таким образом, Заказчиком были нарушены требования ст. 19.1 Закона о размещении заказов, в части формирования начальной (максимальной) цены контракта, не соответствующего требованиям Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования» (далее - Постановление).

Следовательно, в данной части жалоба признается обоснованной.

Исходя из пояснений представителей Заказчика, порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта в рамках рассматриваемого аукциона осуществлялся Заказчиком в соответствии с требованиями Постановления, а именно были направлены запросы посредством электронной почты производителям и официальным дилерам медицинского оборудования о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям Заказчика, и проведен анализ исполненных контрактов по закупке аналогичного оборудования в реестре контрактов (документы имеются в материалах дела). Однако, в связи с тем, что в ответ на запросы в адрес Заказчика поступило только одно коммерческое предложение от производителя  томографа, и учитывая, что Заказчиком на момент формирования начальной (максимальной) цены контракта был выявлен только один исполненный контракт в реестре контрактов на официальном сайте именно по аналогичному предмету (компьютерный томограф с требуемой комплектацией (в т.ч  с наличием не менее 256 срезов), начальная (максимальная) цена контракта была сформирована исходя из имевшихся у Заказчика данных - коммерческого предложения производителя и цены контракта по заказу № 0167200003412003928.

Комиссия считает, что выдача предписания по данному факту нецелесообразна, в связи с тем, что, исходя из представленных документов, Заказчиком в рамках рассматриваемого аукциона фактически были произведены действия по исполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования», в части формирования начальной (максимальной) цены контракта.

Следовательно, комиссия считает возможным ограничиться возбуждением административного производства в отношении должностного лица Заказчика, ответственного за утверждение аукционной документации с нарушением требований Закона о размещении заказов по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать жалобу  ООО «Мантана» на действия Государственного заказчика – Департамента здравоохранения ЯНАО при размещении заказа на поставку компьютерного томографа, выполнение монтажных, пусконаладочных работ и инструктаж персонала по работе на оборудовании (ОАЭФ, извещение № 0190200000313000058), обоснованной.
  2. Признать  Заказчика - Департамент здравоохранения ЯНАО нарушившим требования ст. 19.1 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на поставку компьютерного томографа, выполнение монтажных, пусконаладочных работ и инструктаж персонала по работе на оборудовании (ОАЭФ, извещение № 0190200000313000058), в части формирования начальной (максимальной) цены контракта, не соответствующего требованиям Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования».
  3. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика - Департамента здравоохранения ЯНАО, ответственного за утверждение аукционной документации с нарушением требований Закона о размещении заказов в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.