Ямало-Ненецкое УФАС России отменило торги на вывоз ТБО и ЖБО в г.Салехард (дело № 04-01/15-2013)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба от ЗАО «Ямал-Глобал» (г. Салехард) на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд Ямало-Ненецкого окружного управления водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Обь-Иртышское госуларственное управление водных путей и судоходства» при размещении государственного заказа на оказание услуг вывоза и утилизации ЖБО и ТБО  в г. Салехард (ОАЭФ, извещение № 0390100009413000003).

По мнению ЗАО «ЯМАЛ-ГЛОБАЛ», Единой комиссией были нарушены требования ч. 7 ст. 41.11 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части необоснованного отклонения второй части заявки Общества.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Единой комиссией требований Закона о размещении заказов при размещении заказа на оказание услуг вывоза и утилизации ЖБО и ТБО г. Салехард (ОАЭФ, извещение № 0390100009413000003), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

  1. Согласно ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 04.02.2013 № 0390100009413000003-3 Единая комиссия приняла решение отклонить участника размещения заказа – ЗАО «ЯМАЛ-ГЛОБАЛ» (заявка № 4299661) по следующим основаниям:

«Несоответствие требованиям документации об открытом аукционе (во второй части заявки предоставлена не действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»).

Как указывает Заявитель, в состав документов, предоставляемых в составе второй части заявки Обществом была представлена лицензия, срок действия которой истек 08.11.2012 г., между тем согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» данная лицензия действует бессрочно, и не подлежит переоформлению, в связи  с чем, Заявитель считает, что решение об отказе в допуске его заявки по данному основанию  неправомерно.

Материалами проверки установлено, что документы, предоставленные ЗАО «ЯМАЛ-ГЛОБАЛ» во второй части заявки  на участие в рассматриваемом аукционе, содержали Лицензию от 08.11.2007 г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданную Обществу. Срок действия данной лицензии установлен до 08.11.2012 г.

Требования к содержанию второй части заявки установлены Заказчиком в пункте 3.2 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме. В частности в аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копию действующей лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами.

03.11.2011 г. вступил в силу  Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании). В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 данного закона лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

ЗАО «ЯМАЛ-ГЛОБАЛ» лицензия выдана  08.11.2007, в момент действия Федерального закона от 08.08.2011 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», то есть до дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона о лицензировании лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.

   При этом ч. 4 ст. 22 Закона о лицензировании установлено, что предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

В связи с тем, что срок действия лицензии ЗАО «ЯМАЛ-ГЛОБАЛ» истек 08.11.2012, и наименования вида деятельности, подлежащего лицензированию в данной сфере, изменено, данная лицензия подлежит переоформлению. В частности, в настоящее время лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, ранее - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 20 ст. 41.10 указанного закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов Единая комиссия обязана отклонить заявку в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.

Таким образом, в действиях Единой комиссии не усматривается нарушений требований закона о размещении заказов, так как заявка Общества на участие в открытом аукционе в электронной форме № 0390100009413000003 была отклонена, как несоответствующая требованиям документации об аукционе в электронной форме, в части наличия действующей лицензии.

Следовательно, жалоба на действия Единой комиссии признается необоснованной.

  1. В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлено следующее.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о размещении заказов, сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.

В соответствии с ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Между тем, в рассматриваемой документации имеются расхождения в наименовании предмета открытого аукциона в электронной форме, а именно в опубликованном на официальном сайте извещении о проведении ОАЭФ и проекте договора указан следующий предмет: «оказание услуг вывоза и утилизации ЖБО и ТБО», при этом в аукционной документации (в частности, Информационная карта, Техническое задание, лист утверждения аукционной документации) указан следующий предмет: «оказание услуг по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов, сбор и твердых бытовых отходов с предприятия, жилых и административных зданий ЯНОУВПиС г. Салехард на объекты размещения отходов». Кроме этого, указанный в извещении код ОКДП оказываемых услуг в рамках данного заказа не соответствует указанному предмету, так как указан код ОКДП 9010010 – Услуги по канализации отходов. (необходимо, в частности, вывоз ТБО -Услуги по удалению отходов – код ОКДП 9010020).

Таким образом, исходя из рассматриваемой документации, невозможно определить фактический предмет аукциона и, соответственно определить соответствие оказываемых услуг потребности Заказчика.

Исходя из пояснений представителей Заказчика на Комиссии следует, что потребность Заказчика состояла фактически в вывозе с территории заказчика ЖБО и ТБО исполнителем услуг, таким образом, потребность заключалась в транспортных услугах. В действительности, осуществление сбора, утилизации, обезвреживания, размещения отходов в рамках данного договора не требуется.   Следовательно, установленный предмет открытого аукциона в электронной форме, указанный в аукционной документации, не соответствует фактической потребности Заказчика.

Кроме этого, необходимо отметить, что в соответствии с действующим  законодательством лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 25.06.2012).  При осуществлении исполнителем услуг деятельности по сбору, использованию и транспортировке отходов лицензии не требуется.

Таким образом, лицензии на осуществление деятельности по транспортировке отходов, что по факту и необходимо было выполнить в рамках рассматриваемого заказа, не требуется. Следовательно, учитывая фактическую потребность Заказчика, установление Заказчиком требования к наличию запрашиваемой лицензии неправомерно.

Также Комиссия отмечает, что в информационной карте формулировка наименования запрашиваемой лицензии некорректна, а именно Заказчиком требовалась копия действующей лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами (п. 2.2 Информационной карты), лицензии именно с такой формулировкой не существует.

Таким образом, учитывая в совокупности все отмеченные нарушения, Заказчиком сформирована аукционная документация на оказание услуг вывоза и утилизации ЖБО и ТБО г. Салехард (ОАЭФ, извещение № 0390100009413000003) с нарушениями требований ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать жалобу  участника размещения заказа участника размещения заказа ЗАО «Ямал-Глобал» на действия Единой комиссии по размещению заказов для нужд ЯНОУВПиС – филиал ФБУ «Обь-Иртышское государственное управление водных путей и судоходства» при размещении государственного заказа на оказание услуг вывоза и утилизации ЖБО и ТБО г. Салехард (ОАЭФ, извещение № 0390100009413000003), необоснованной.
  2. Признать Заказчика – ЯНОУВПиС – филиал ФБУ «Обь-Иртышское государственное управление водных путей и судоходства» нарушившим требования ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на оказание услуг вывоза и утилизации ЖБО и ТБО г. Салехард (ОАЭФ, извещение № 0390100009413000003).
  3. Выдать Заказчику – ЯНОУВПиС – филиал ФБУ «Обь-Иртышское государственное управление водных путей и судоходства» предписание об аннулировании торгов на оказание услуг вывоза и утилизации ЖБО и ТБО г. Салехард (ОАЭФ, извещение № 0390100009413000003).
  4. Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика - ЯНОУВПиС – филиал ФБУ «Обь-Иртышское государственное управление водных путей и судоходства» административного производства в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Государственному заказчику выдано обязательное для исполнения предписание:

1. Отменить все результаты рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме № 0390100009413000003.

2. Аннулировать торги (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0390100009413000003).

3. В случае размещения повторного заказа учесть требования Закона о размещении заказов, а также замечания, отмеченные Комиссией по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в решении № 04-01/15-2013.

Срок исполнения Предписания: 21.02.2013 г.