ГБУЗ ЯНАО «Тазовская центральная районная больница» нарушила требования закона о размещении заказов при закупке препаратов для лечения инфекционных заболеваний

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба от ООО «ПротексФарм» (г. Волгоград) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Тазовская центральная районная больница» при размещении государственного заказа на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190200000313001629).

По мнению ООО «ПротексФарм», Заказчиком были нарушены требования ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части установления дополнительных (избыточных) характеристик и требований к товару (по позиции №№ 5,6,8 Потребности), что не позволяет участникам размещения заказа предложить аналогичный товар, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190200000313001629), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

1.   В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т.д. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Частью 3 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 указанной статьи.

В соответствии с ч. 3.1  ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Предмет рассматриваемого аукциона – поставка лекарственных препаратов для лечения инфекционных заболеваний.

Потребность содержит  перечень запрашиваемых препаратов, с указанием МНН, формы выпуска, технических характеристик и количества необходимых препаратов.

Исходя из доводов Заявителя, в нарушение ч. 1 ст. 41.6 и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены дополнительные (избыточные) характеристики и требования к товару по позициям №№ 5,6,8 Потребности, а именно, требование к поставке товара в комплекте с растворителем, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Проведя анализ информации на официальном сайте grls.rosminzdrav.ru, а также согласно обоснованиям Заказчика, Комиссией установлено.

1. Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, как минимум 2 торговых наименования соответствуют указанным в технических характеристиках требованиям (позиция № 5 Потребности – МНН Цефотаксим - «Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения  1 г в комплекте с растворителем: вода для инъекций (ампулы) 5 мл)»:

- цефотаксим производства ОАО «Биохимик» г. Саранск, ЛС-002118, ФСП 42-0048-7662-06, зарегистрированная лекарственная форма порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,0 г. 1,0 г активного вещества во флаконы. Упаковка в комплекте с растворителем – водой для инъекций. В комплект входят: 1 флакон с препаратом и 1 ампула с водой для инъекций на 5 мл;

- цефотаксим производства ООО «АБОЛмед» г. Новосибирск, Р N001155/01, НД Р N001155/01-210708, зарегистрированная лекарственная форма порошок для приготовления раствора для инъекций 1,0 г - флаконы (1) + ампулы с растворителем (1) - КЯУ (1) - пачка картонная.

Таким образом, зарегистрированной формой выпуска лекарственного препарата, имеющего МНН «Цефотаксим», разрешенной к применению на территории РФ, является порошок для приготовления раствора для в/в и в/м введения в комплекте с растворителем: вода для инъекций. Данная форма выпуска имеет зарегистрированный идентификатор формы выпуска и обладает такой потребительской характеристикой как комплектность.

Следовательно, доводы жалобы не подтверждены, жалоба в данной части признается необоснованной.

2.   Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, указанным в технических характеристиках требованиям (позиция № 8 Потребности – МНН Цефтриаксон - «Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г во флаконах в комплекте с растворителем 10 мл  в ампулах с линией разлома») соответствуют:

- Цефтриабол порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения  1000 мг - флаконы (1) + ампулы с растворителем 10 мл (1), производства «АБОЛмед» ООО, г. Новосибирск. Номер регистрационного удостоверения Р N001156/01.

- Цефограм порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения  1000 мг (1 г)  в комплекте с растворителем: вода для инъекций (ампулы) 10 мл-1шт.,  производства Орхид Хелскэр (подразделение Орхид Кемикалс энд Фармасьютикалс Лтд) – Индия. Номер регистрационного удостоверения П N014422/01.

Таким образом, зарегистрированной формой выпуска лекарственного препарата, имеющего МНН «Цефтриаксон», разрешенной к применению на территории РФ, является порошок для приготовления раствора для в/в и в/м введения в комплекте с растворителем: вода для инъекций. Данная форма выпуска имеет зарегистрированный идентификатор формы выпуска и обладает такой потребительской характеристикой как комплектность.

Следовательно, доводы жалобы не подтверждены, жалоба в данной части признается необоснованной.

3.   Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, указанным в технических характеристиках требованиям (позиция № 6 Потребности – МНН Цефтазидим - «Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г во флаконах в комплекте с растворителем 10 мл  в ампулах  фл  №1») соответствуют:

- Орзид - Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г растворитель: вода для инъекций (ампула) 10 мл производства компании Орхид Хелскэр (подразделение Орхид Кемикалз энд Фармасьютикалз Лтд) (Индия).

Установлено, что иные торговые наименования с МНН Цефтазидим не соответствуют требованиям Потребности, в связи с тем, что в комплекте отсутствует  растворитель: вода для инъекций (ампула) именно 10 мл.

По позиции № 6 Потребности Заказчиком представлены следующие обоснования.

При составлении потребности на лекарственное средство с международным непатентованным наименованием «Цефтазидим», с лекарственной  формой порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения в комплекте с растворителем «Вода для инъекций» был  осуществлен анализ Инструкций по применению нескольких лекарственных средств с МНН Цефтазидим, (лекарственного средства с торговым наименованием  Орзид и лекарственного средства с торговым наименованием Вицеф), при этом в пункте Приготовление растворов «Первичное разведение», активное вещество -цефтазидим необходимо  разводить в 10 мл воды для инъекций для в/в введения, данным требованиям соответствует препарат Орзид с формой выпуска: порошок для приготовления  раствора  для внутримышечного и внутривенного введения 1г, фл в комплекте с растворителем вода для инъекций (ампулы) 10 мл, аналогичный по действующему веществу препарат  Вицеф имеет форму выпуска:  порошок для приготовления  раствора  для внутримышечного и внутривенного введения 1г, фл в комплекте с растворителем вода для инъекций (ампулы) 5 мл;  то есть  в данном случае при приготовлении раствора для внутривенного введения возникает необходимость дополнительного использования  воды для инъекций для доведения растворителя до необходимого объёма -10 мл, что экономически не оправдано, т.к., предполагает закуп как лекарственного препарата, так и отдельно растворителя.

При данных обстоятельствах, данные доводы признаются несостоятельными, так как Заказчику не потребуется доводить растворитель до необходимого объема только в случае при внутривенном введении (согласно представленному Заказчиком скриншоту), а при внутримышечном введении и внутривенном капельном требуется  в любом случае дополнительное разведение раствора.

Препарат с торговым наименованием Вицеф МНН Цефтазидим (производства ООО «АБОЛмед» г. Новосибирск) не соответствует запрашиваемым требованиям Заказчика, в части формы выпуска растворителя в комплекте с лекарственным средством. Таким образом, под требования Заказчика, установленные к товару по позиции № 6 Потребности подходит только лекарственный препарат одного производителя - компания Орхид Хелскэр (подразделение Орхид Кемикалз энд Фармасьютикалз Лтд) (Индия) (торговое наименование препарата Орзид).

При этом, в перечне препаратов, указанных в Государственном реестре лекарственных средств с МНН Цефтазидим зарегистрировано 32 торговых наименования.

Таким образом, Заказчиком были нарушены требования  ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления требований к препарату, соответствующих только препарату одного производителя.  Следовательно, в данной части жалоба признается обоснованной.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

1.        Признать  жалобу  ООО «ПротексФарм» на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Тазовская центральная районная больница» при размещении государственного заказа на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190200000313001629), частично обоснованной.

2.        Признать  Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Тазовская центральная районная больница» нарушившим требования ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190200000313001629), в части установления требований к форме выпуска растворителя в комплекте с препаратом, соответствующих одному производителю.

3.        Выдать Заказчику - ГБУЗ ЯНАО «Тазовская центральная районная больница» предписание об устранении нарушений требований ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении государственного заказа на поставку препаратов для лечения инфекционных заболеваний (открытый аукцион в электронной форме, извещение № 0190200000313001629).

4.        Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика - ГБУЗ ЯНАО «Тазовская центральная районная больница», ответственного за утверждение аукционной документации с нарушением требований Закона о размещении заказов, в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.