Жалоба ООО «АйТи Кингз» (г.Москва) на действия Заказчика – МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» признана обоснованной (дело № 04-01/95-2013)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба от ООО «АйТи Кингз» (г. Москва) на действия Заказчика – МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» при размещении муниципального заказа на поставку серверного оборудования и программного обеспечения (ОАЭФ, извещение № 0190300000413000275).

По мнению ООО «АйТи Кингз», Заказчиком нарушены требования Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части включения в Техническое задание программного продукта, являющегося уникальным и не имеющего аналогов на рынке, в связи с чем участие в данном аукционе   может принять только компания ЗАО «СофтЛайн Трейд» - производитель и распространитель программы DeskWork  (п. 1.6 Технического задания).

Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку серверного оборудования и программного обеспечения (ОАЭФ, извещение № 0190300000413000275), Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т.д. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Частью 3 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 указанной статьи.

В соответствии с ч. 3.1  ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Предмет рассматриваемого аукциона – поставка серверного оборудования и программного обеспечения.

Потребность содержит  перечень запрашиваемых товаров, с указанием требуемых технических характеристик и количества необходимого оборудования и программного обеспечения.

В частности, п. 1.6 Спецификации (Приложение № 3 к аукционной документации) установлены требования к лицензии на серверное программное обеспечение (права на программу для ЭВМ) для организации корпоративного портала на технологиях Microsoft.

Исходя из доводов Заявителя, следует, что установленным характеристикам по позиции 1.6 Спецификации соответствует только продукт DeskWork. Данная программа является уникальной и не имеет аналогов на российском рынке. Производителем и распространителем данной программы является ЗАО «СофтЛайн Трейд».

Кроме этого, Заявитель указывает следующее.

В связи с тем, что лицензии, производителем которых является ЗАО «СофтЛайн Трейд», предназначены для покупки напрямую только конечными заказчиками и использоваться может только непосредственно и только для нужд конечного Заказчика, а не для перепродажи (Заявителем представлен ответ на запрос о покупке продукта DeskWork для перепродажи), следовательно, участие в данном аукционе может принять только компания ЗАО  «СофтЛайн Трейд» или аффилированные партнеры данного Общества, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Исходя из обоснований Уполномоченного органа, следует, что при указании требуемого программного продукта с определенными характеристиками в п. 1.6 Спецификации не содержалось указания на товарный знак продукта, в частности, указания именно на продукт DeskWork. Информацией о том, что под установленные требования подходит только данный продукт как Заказчику, так и Уполномоченному органу не известно. Также отмечено, что не исключена возможность приобретения данного продукта у правообладателя любым участником рынка для последующей перепродажи Заказчику совместно с поставкой иных требуемых товаров, указанных в Потребности.

Подтверждением отсутствия в документации требований, влекущих за собой ограничение количества участников ограничения количества, является, по мнению Уполномоченного органа, поступление на участие в аукционе 2 заявок.

Кроме того, Уполномоченным органом было представлено  информационное письмо от руководителя представительства ЗАО «СофтЛайн Трейд» в г. Тюмень, в котором сообщается, что приобретать программное обеспечение – корпоративный портал DeskWork может любая компания, ставшая партнером компании  ЗАО «СофтЛайн Трейд», и указаны условия для заключения партнерского договора с компанией.

По мнению Комиссии Ямало-Ненецкого УФАС России, доводы Уполномоченного органа подтверждает тот факт, что, кроме непосредственно производителя корпоративного портала DeskWork - ЗАО «СофтЛайн Трейд» и его официальных партнеров данную программу для приобретения с последующей перепродажей Заказчику в рамках данного аукциона поставить другим участникам аукциона, не являющихся партнерами Общества, невозможно. Документов, доказывающих обратное Заказчиком и Уполномоченным органом не представлено.

Таким образом, Заказчиком наряду с товаром, поставка которого возможна  несколькими поставщиками, в предмет аукциона включен товар, поставка которого осуществляется только одним производителем либо его партнерами. Данное объединение в один предмет аукциона делает невозможным участие лиц, которые не являются партнерами ЗАО «СофтЛайн Трейд» и, следовательно, не имеют возможность поставить требуемый продукт (позиция 1.6 Спецификации).

Таким образом, Заказчиком нарушены требования  ч. 3.1 ст. 34, ст. 41.6 Закона о размещении заказов.

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение:

  1. Признать  жалобу  ООО «АйТи Кингз» на действия Заказчика – МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» при размещении муниципального заказа на поставку серверного оборудования и программного обеспечения (ОАЭФ, извещение № 0190300000413000275), обоснованной.
  2. Признать  Заказчика - МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» нарушившим требования ч. 3.1  ст. 34, ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении муниципального заказа на поставку серверного оборудования и программного обеспечения (ОАЭФ, извещение № 0190300000413000275), в части включения в предмет аукциона требований к товару, влекущих за собой возможность поставки товара только одного конкретного производителя.
  3. Выдать Заказчику - МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» предписание об устранении нарушений требований ч. 3.1  ст. 34, ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку серверного оборудования и программного обеспечения (ОАЭФ, извещение № 0190300000413000275).
  4.  Передать материалы дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Заказчика - МБОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», ответственного за утверждение аукционной документации с нарушением требований Закона о размещении заказов, в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.